ПОКОЛЕНИЕ Z: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Для справки
"Теория поколений" разработана американскими исследователями в начале 90-х. Смысл теории в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников. Например, поколение X –это люди, рождённые в период с 1967 по 1984 годы, поколение Y –1984 - 2000, поколение Z появилось с 2000 по 2013 годы.
Сегодня у нас в редакции необычные гости: наши юные корреспонденты, которые сотрудничают с нашей газетой. Алиса Иконова, Олеся Шипицына и Арина Лазарева. У каждой за плечами опыт общественной деятельности, успехи в учёбе, различные проекты, так что нам очень повезло, что такие личности оказались в нашей команде. Поговорили мы с десятиклассницами о разных вещах, чтобы немного окунуться в мир тех, кто родился и вырос уже в двадцать первом веке и является поколением Z. Темы были самые разные, мнения тоже, но в целом, получилась очень интересная беседа, которую неплохо бы прочитать всем взрослым, у кого как раз растут детки –поколение XXI.
-Всё-таки теперь основной источник информации – это явно не библиотека, из каких источников черпаете, по литературе, например?
- По литературе много информации на ютубе – различные лекции, очень интересно. У нас была учительница, которая проводила уроки в очень интересном формате: когда мы проходили Евгения Онегина, в классе прошёл суд над Онегиным, и половина класс выступала в качестве прокурора, вторая –адвоката, звучали различные доводы, аргументы, это было очень интересно. И этот учитель часто спрашивала нас о нашей точке зрения, что мы думаем, если кто-то с кем-то не был согласен, то нужно было доказывать свою точку зрения, аргументировать, убеждать оппонента. И именно этот педагог изменила мой взгляд на литературу в целом, -поделилась с нами Арина.
-Есть паблики, которые связаны с литературой и там высказывают свое мнение. Много кто говорит, что "Онегин классный", да и "Печорин - крутая личность", есть сообщество, которое так и называется: "Печорин каждый день". В инстаграме есть странички с фанатами Евгения Онегина и там никто не старается осуждать его, как например, делали это во времена старого образования. ВКонтакте, в телеграмме есть каналы различные. На данный момент у подростков проявляется большой интерес к царской семье Романовых. Люди даже в фотошопе фотографии переделывают, свои фото выкладывают вместе с Николаем вторым, например, - добавила Алиса.
-В стране теперь действует "Пушкинская карта", и скоро по ней можно будет покупать и книги. Какую книгу приобрели бы с помощью этой карты?
-Азбука русской классики в красивом твёрдом переплёте – там все произведения есть, их надо просто увидеть – это очень красивые книги! – поделилась Алиса. - Это очень важно, как книга выглядит.
-Русская литература для всех И.Н. Сухих – там всё есть про русскую литературу – не сами произведения, а анализ, информация о нём. Три тома, - добавила Арина,- можно подготовиться к любой олимпиаде.
-Хотелось бы приобрести очень много произведений русских и зарубежных классиков, так как именно к таким книгам я питаю особую любовь. На данный момент у меня в приоритете Достоевский, Солженицын, Ремарк и Харпер Ли. Странный набор, но все же (смеётся)! - поделилась своими интересами Олеся
-А как же электронные книги? Скачивай и читай…
- Нет, это совсем не то, книгу надо держать в руках, чувствовать шелест страниц и вдыхать запах типографской краски.
-Но всё-таки интернет занимает большую часть информационного пространства, а друзья должны быть – онлайн или офлайн?
-Два же если и начинаешь общаться с человеком по переписке, то всё равно потом надо встретиться вживую, мало ли кто там пишет. Часто и фотографии выставляют, которые действительности не соответствуют, да и плюс тяжело поддерживать отношения не увидевшись в реальной жизни, - высказала свою точку зрения Олеся.
-У меня много друзей в он-лайне, потому что я много знакомлюсь, когда приезжаю в тот же Артек. Там ребята из разных уголков страны, и потом хочется общаться – и, конечно, получается, что в интернете переписываешься потом с ними. Но настоящие друзья могут быть только офлайн – в живую. Никакой интернет этого не заменит!
-Эпоха СССР – позитивная или негативная на ваш взгляд?
-Мне, кажется, больше негативная. Все как-то жили напоказ. В себе всё скрывали. И главное, что люди скажут, лишь бы соседи не подумали, что мы плохо живём. И больше жили для других, а не для себя. Я смотрю на пожилых людей – они очень много думают, а что другие скажут, и покупают потом вещи, шубу, например, чтобы выглядеть презентабельно перед другими. А сейчас общество более открытое, обсуждаются какие-то проблемы, которые раньше скрывались, - рассказала Арина.
-У меня есть друг, и мы с ним часто говорим на тему Советского Союза, и он коммунист, он вообще за СССР. Для меня Советский Союз хорош тем, что он вообще открыл для мира социализм, - пояснила свою точку зрения Алиса. - Ведь раньше был только капитализм и никак иначе. А сейчас есть разные системы политического устройства, была демократия и авторитаризм, а появился социализм, идеи равенства. Ведь социализм – это не только СССР – в Финляндии есть социалистические идеи. Я думаю, человечество должно было пережить это. И наша страна была бы совсем другой, если бы не СССР. Если Россия осталась царской, и мы были другие и весь мир был бы другим. Я думаю и Ленин, и Сталин нужны были. После гражданской войны всё-таки были положительные сдвиги, многие продукты стали людям доступны. Да и мы сейчас живём в домах, в большинстве своём построенных в советское время. В Китае, например, сейчас же социализм остался. И если бы не было СССР, то и в Китае был бы другой строй – картина мира была бы совсем другая. В Финляндии до сих пор работает советская модель образования. В общем, в СССР было много позитивных моментов, которыми пользуются весь мир.
-Если уж касаться образования – что вы думаете о современной системе?
Говорили мы на эту тему долго. Тезисно, без имён, определим некоторые моменты.
- По литературе придётся писать сочинение, и нужно выдавать только какие-то клише. Печорина надо осудить, Раскольникова тоже, и если напишешь что-то другое, просто не сдашь экзамен. Но ведь сочинение – это творчество, нужно выражать свои мысли, а никто и не дает этого мнения высказывать под страхом несдачи экзамена. И вот думаешь одно, а пишешь другое… Я считаю, что у Раскольникова - психическое заболевание. Шизофрения, например. Ему помощь нужна психиатрическая. В общем, на экзамене надо подстроиться, а самовыражаться в чём-то другом.
-Ещё один момент: ставить двойки очень сложно. Преподаватель должен объяснить, почему он поставил два ученику. Это лишняя морока, за такую-то зарплату. И поэтому двойку поставить – себе дороже. Вот был случай, преподаватель честно поставила двойку ученикам, потому что они не ходили по выходным на занятия, как было положено. Внезапно все всполошились, в итоге всё обернулось против этого педагога, но ведь она права. Если ученик ничего не знает – что ему поставить? Два.
-Мне не нравится, что школа занимает весь день. Сидишь семь уроков, приходишь домой – и снова за уроки, делать домашнее задание практически весь день. Есть и другие системы – на уроках разбирают всё, дома – можешь повторять, или не повторять – твоя ответственность. А у нас школа всё время занимает.
-Реформа в образовании нужна, давно это уже видно. Учителя недовольны, они уходят, талантливые педагоги уходят, каких-то умных школьников очень мало. В вузах всё устаревает тоже, не соответствует современности.
-И как мы всё изучаем? Поверхностно, только чтобы сдать ОГЭ, ЕГЭ. Тебе дают критерии оценивания, ты делаешь то, что говорят, ни в чём не разбираясь. Что остаётся в голове? Очень мало. Нам не знания дают, а натаскивают, чтобы экзамен дать. Но если только ты сам хочешь развиваться, то можно заниматься этим дома, ведь появилось куча возможностей научиться чему-то самому.
Это, конечно, только часть нашего разговора, знаковые такие части. Общаться с девушками было очень интересно и познавательно. Договорились мы до следующего: у Ницше есть теория о типах личности в обществе. Есть "верблюды" - им всё нормально, их устраивает текущее положение дел, существующая система. "Лев" - жёсткий оппозиционер, ему скажут "да" -он скажет "нет", и "ребёнок" - он в обществе вообще практически не живёт, не участвует в процессах, то есть параллельно обществу существуют такие люди, в своём удобном для них мирке. А кто каждый из нас по этой версии? Вот уж вопрос для размышления…
Общалась с поколением Z Наталья Никифорова