Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Балашовского муниципального района (Саратовская область).

412300, г. Балашов, ул. Советская, 178
телефон: 4-04-41
e-mail: bpravda@rambler.ru

"Искусство навевать прохладу"

6 февраля в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки "Искусство навевать прохладу". Веера из собрания Государственного музея А.С. Пушкина (Москва)

Масштабный проект нового выставочного сезона посвящен самому интригующему и роскошному, таинственному и обязательному галантному аксессуару - вееру – и притягательному для мастеров и модниц аксессуару, сохранявшему свою актуальность в Европе и России на протяжении нескольких столетий. Известен французский афоризм: "веер в руках красавицы – скипетр на владение миром". Мадам де Сталь писала: "из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер". Мадам де Сталь писала: "из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер". Государственный музей А.С. Пушкина впервые представляет молодую коллекцию, начало которой было положено в 1960-х годах, но основной массив был собран в последние годы. На сегодняшний день это третья по полноте и качеству произведений коллекция в Москве. Она уступает лишь Московскому музею-усадьбе "Останкино" и Государственному Историческому музею.

В экспозиции - восемьдесят вееров от середины XVIII до первых десятилетий XX века, среди которых есть выдающиеся, эталонные памятники разных периодов и направлений. Веера показаны как произведения декоративно-прикладного искусства, в создании которых участвовали даровитые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени. Галантные аксессуары помещены в живописный и литературный контекст. Иллюстрации из модных журналов и жанровые зарисовки XVIII-XIX веков, хроника светской жизни, отрывки из литературных произведений служат важным аккомпанементом для понимания исключительной роли этого атрибута в светской жизни, общественном устройстве, этикете, во время праздника и в банальной повседневности. "Привязанность к вееру дошла до того, что теперь совершенно невозможно обойтись без него: веер нужен во всякое время…" - сообщалось в № 20 периодического издания "Мода. Журнал для светских людей" 1853 года.

Нам удалось собрать и представить на суд публики произведения почти двух сотен лет, самые ранние из которых относятся к середине XVIII столетия – времени безусловного расцвета веерного искусства.

Веер – сложное, многосоставное произведение – плод труда не только художников и граверов, но и резчиков, позолотчиков, вышивальщиц, кружевниц, монтировщиков и многих еще специалистов. Немецкая исследовательница Кристл Каммерль посчитала, что в создании одного веера могло быть задействовано до двадцати четырех человек. Многие веера на нашей выставке демонстрируют подлинно высокое мастерство, богатую фантазию и изощренную изобретательность их создателей.

Представлены веера различных типов, видов, форм: складные веера, огромные и миниатюрные перьевые веера, круглые веера из черепахи и слоновой кости с экраном в форме медальона – называющиеся кокарда, веера пальметт с экраном из отдельных шелковых листьев, каждый из которых автономно прикреплен к пластине и даже трансформирующийся веер-зонт.

Количественный состав вееров примерно соответствует периодам расцвета и потокам производства этих изделий. Волны увлечения этими галантными аксессуарами то затихали, как в годы французской революции и последующего за ними Наполеоновского правления, то нарастали, как в XVIII, большей части XIX и начале XX столетий. К примеру, в 1909 году обозреватель журнала "Дамский мир" писал: "Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету".

Главное желание кураторов - представить веер как сложное произведение искусства, полноценный образ которого можно понять, только погрузившись в эстетику и стиль времени, поняв художественные и технические особенности изготовления, вкусы мастеров и модниц, веяния моды. Автор небольшого очерка о быстротечности и непостоянстве моды в журнале "Молва" 1831 года писал: "Таково могущество моды, что она всякой вещи и всякому обыкновению, даже в существе своем нелепому, придает в глазах наших прелесть и изящество. Хорошо, по крайней мере, что она ослепляет нас только на мгновение и, выставив напоказ какой-нибудь новый предмет обольщения, сама же торопится унизить старый и покрыть его забвением".

Веяния моды сказывались и на сочетании веера с женским платьем. Увидеть согласие аксессуара и костюма стало возможным благодаря дружескому участию в выставке известного историка моды, увлеченного коллекционера Александра Васильева, предоставившего платья из своего собрания.

Выставка работает с 7 февраля по 22 марта 2015 года.

Автор: *

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 10264

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика