Глава семьи - Муса Хамидулинович Вахитов. Хозяин дома радушно встретил меня, пригласил в дом, где и состоялась наша беседа.
Родители моего собеседника Хамидула Шушакенович и мать Рабига Шамшитиновна (в девичестве Махамбетова) жили на хуторе №5, потом переехали в поселок Дальний. Отец работал чабаном в совхозе, а когда люди начали потихоньку разъезжаться из поселка, они перебрались в Бурлу.
Муса или, как его чаще всего зовут, Сергей Вахитов - метис по рождению. Отец у него был казах (его не стало в 62 года), а мать по национальности татарка.
- Расскажите о своем детстве, - прошу я Сергея.
- Время, когда мы жили в поселке Дальний, я не помню - был еще маленьким. Рос я в окружении людей самых разных национальностей. Мне – мальчишке - было все равно с кем играть. В нашей дружной ватаге были русские, казахи, украинцы, немцы. Очень любили играть в хоккей. Дружно все вместе заливали каток за огородами и гоняли шайбу. Коньков не было, бегали по льду в обычных валенках. Главное, была клюшка и шайба. Летом любимым нашим занятием был футбол, - рассказывает Муса Хамидулинович.
Он помнит, как гонял с друзьями по крышам голубей. В голубятне Сергея были даже "павлины" и "вертуны". В брежневские времена многие мальчишки были увлечены голубями. Многие оставляли это занятие лишь тогда, когда у них появлялись свои семьи. Еще одно увлечение героя нашего материала – это кролики.
До службы в армии Муса Вахитов отучился в филиале Некрасовского СПТУ при совхозе "Бурлинский" на механизатора, устроился работать на кирпичный завод. Служил в Казахстане на космодроме Байконур, военная специальность солдата была моторист. В его обязанности входила обкатка двигателей КРАЗов и КАМАЗов.
После демобилизации вновь вернулся на кирпичное производство, но вскоре перешел на молочную ферму скотником. С тех пор вот уже 32 с половиной года он ухаживает за животными. Трудится сутки через трое. Работу на ферме легкой никак не назовешь, но на его плечах большая семья.
- Я на дойном стаде работаю. Мы здесь на базе находимся, а молодняк выгоняют на выпаса. Одних телят в Гусиную Лягу угнали, других под Новопесчаное, - рассказывает животновод.
У Сергея это второй брак. В первом браке родились два сына – Руслан и Булат. Сейчас у Мусы Хамидулиновича русская жена. Олеся Радиковна родом из Новосельского, она на 12 лет младше своего супруга.
- После развода сыновья со мной остались. Когда мы расписались с Олесей, старший Руслан пошел только в первый класс, а Булату было пять. Жена, по сути, их и воспитала. Они, кстати, называют Олесю мамой. Потом родились трое наших совместных детей. Сейчас Рамиру 20 лет, Алие 18, а младшей Лиде 16 лет. - рассказывает хозяин дома
Из троих сыновей старшие уже отслужили, успели поработать на заводе в Новосибирске и вернулись в Бурлу.
- Брак у вас интернациональный. В ваших детях течет татарская, казахская и русская кровь. А вы лично к какой нации ближе? –поинтересовался я.
- Я больше тяготею к казахам. По матери и по отцу я мусульманин, но так как живу с русской женой, то уважительно отношусь к ее православной вере, а она - к моей мусульманской. Я соблюдаю все религиозные традиции. Главные праздники для меня - Ураза байрам и Курбан байрам, - рассказывает Муса Хамидулинович.
После праздника Ураза байрам проходит 40 дней и наступает Курбан байрам, когда мусульмане режут баранов, готовят мясо, бешбармак, сладости, идут друг к другу в гости. Олеся Вахитова вместе с мужем навещает родственников.
Когда наступают православные праздники, в семье соблюдают религиозные традиции супруги. На Пасху пекутся куличи, красятся яйца, в Вербное воскресенье в вазу ставятся веточки вербы, а на Святую троицу дом украшается зеленью. На родительский день Сергей со своей супругой также посещает кладбище, а перед поминальными днями вместе приводят в порядок могилы.
В хлеве супругов Вахитовых содержится почти полный набор домашних животных – корова, молодняк, бараны, лошадь. У семьи два огорода. Один по основному месту жительства, а второй - на усадьбе матери. Там выращивают только картофель. 80-летняя Рабига Шамшитиновна живет вместе с сыном, снохой и внуками.
Результаты Всероссийской переписи населения раз за разом подтверждают, что Алтайский край является одним из самых многонациональных территорий России. Так, в 1959 году диаспора казахов составляла 15053 человека, татар - 8907 человек, в 1979 году численность казахов составляла 10780 человек, татар – 7520 человек. Последняя отметка, по которой можно проследить количество проживающих в крае представителей данных национальностей – это 2010 год. Казахи тогда составляли 7979 человек, татары - 6794 человека. В Бурлинском районе татар не так много, зато по числу казахов мы занимаем одно из первых мест в крае.
Интернациональная семья – это маленькое государство, пропитанное обычаями и традициями. Пожелаем же семье Вахитовых крепких семейных отношений, понимания и удачи во всех делах.
На снимке: семья Вахитовых.
Фото автора и из личного архива семьи.