… Шёл девятый день Великой Отечественной войны. Танковые корпуса врага рвали оборону Красной Армии, давили тылы, сеяли там панику и хаос, устремлялись вглубь страны.
30 июня боевая танковая группа вермахта остановилась около белорусского села Дятлово, что под г. Барановичи, чтобы перевести дух, заправить машины, отдохнуть накоротке. Но отдых не удался. Именно в это время танки врага атаковала эскадрилья лёгких бомбардировщиков СУ-2. Прорвавшись сквозь заградительный огонь зениток, они сбросили бомбы на цель. Пошли на второй заход, и тут в воздухе появились немецкие истребители, которые к тому времени завоевали полное господство в небе. Завязался жестокий воздушный бой. Загорелась одна краснозвёздная машина, другая. Тяжёлые повреждения получил и ведущий самолёт одного из звеньев. Лётчик был убит, тяжело ранен штурман. Пули пробили плечевой сустав капитана Фёдора Лебеденко, правое лёгкое. Казалось, гибель неминуема. Однако уроженец с. Марьевка Перелюбского района вёл себя мужественно. Истекая кровью и почти теряя сознание, он взял управление самолётом на себя и сумел каким-то чудом уйти от истребителей. Ему удалось посадить еле живую машину на своём аэродроме. Товарищи извлекли окровавленного штурмана из кабины и отправили в госпиталь. После излечения Фёдора Ивановича в 26 лет признали негодным к лётной работе и отправили служить сначала в Куйбышевское пехотное училище, а затем старшим преподавателем курсов усовершенствования офицерского состава Московского военного округа. О подвиге нашего земляка в первые дни войны вспомнили только после её окончания, наградив орденом Отечественной войны I степени. Такой же орден, но уже юбилейный, Фёдор Иванович получит в 1985 году.
Так как Ф. И. Лебеденко воевали многие лётчики, в том числе и его земляки, которые встречали врага в военном воздухе суровом. Не всем им удалось дожить до победы. 15 июля 1941 года, защищая Ленинград и сбив два самолёта противника, погиб уроженец Смоленки Михаил Миронович Фёдоров. В конце августа 1941 года немцы прорвались к реке Днепр около Днепропетровска, форсировали её и захватили плацдарм на левом берегу. Быстро навели понтонную переправу и начали перебрасывать по ней живую силу и технику. Командование Южного фронта поставило перед оставшимися экипажами самолётов задачу во что бы то ни стало разбить переправу. Первые попытки не удались – немцы надёжно прикрыли её зенитками и самолётами. И тогда в гибельный, средь бела дня, налёт, без истребительного прикрытия бросили остатки тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3 81-го дальнобомбардировочного авиаполка. Командиром одного из них был уроженец села Большая Тарасовка лейтенант Пётр Леонтьевич Ровенский (1915 года рождения). 30 августа полк взял курс на переправу и, не взирая на мощный зенитный огонь и противодействие авиации противника, сумел разбомбить переправу и на несколько дней задержать продвижение врага на Восток. Но этот тактический успех дался огромной ценой: из одиннадцати бомбардировщиков на аэродром вернулись только два. Где-то на украинской земле погиб и П. Л. Ровенский. А за день до этого не вернулся с боевого задания экипаж 119 бомбардировочного полка Черноморского флота, в состав которого входил воздушный стрелок, наш земляк сержант Николай Владимирович Семыкин. 2 сентября 1943 года в Ростовской области погиб воздушный стрелок самолёта Ил-2 232 штурмового авиаполка перелюбец Василий Фёдорович Пойманов (1919 г. рождения), награждённый за два десятка боевых вылетов медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда". А Николай Матвеевич Енин из хутора Дерябский повоевать толком не успел. После ускоренной подготовки двадцатилетний младший лейтенант был направлен в 267 истребительный авиаполк, где успел совершить несколько вылетов. 24 февраля 1944 года он погиб при аварии самолёта.
7 мая 1944 года в боях за Севастополь над Сапун-горой истребителями противника был сбит штурмовик Ил-2 старшего лейтенанта из с. Перелюб Александра Трофимовича Медянцева 7 гвардейского штурмового авиаполка. Экипаж погиб.
Валерий Носов родился в 1926 году в с. Аннин Верх. В коллективизацию семья оказалась в Киргизии. Оттуда его в декабре 1943 года призвали в армию, направили на курсы воздушных стрелков, а затем в 338 бомбардировочный разведывательный полк. Летал на пикирующем бомбардировщике Пе-2. В составе экипажа выполнил несколько боевых вылетов для бомбардировки объектов в глубоком тылу противника. Награждён медалью "За отвагу". 16 января 1945 года погиб.
Воздушным стрелком с апреля 1943 года служил в 98 гвардейском отдельном авиаполку дальних разведчиков Резерва Главного командования уроженец Даниловки (1921 год) Фёдор Ефтанович Бискулов. За 18 успешных боевых вылетов на дальнюю аэрофоторазведку на самолёте Пе-2 награждён орденом Отечественной войны II степени. 25 марта 1945 года экипаж вылетел на новое задание и пропал без вести.
Потери советской авиации особенно в первые два года войны были очень велики. И, тем не менее, некоторым лётчикам-перелюбцам удалось пройти сквозь горнило ожесточённых боёв, совершить немало подвигов и дожить до дня Победы. Наша газета уже писала о том, как воевал грачёвокустовец Виктор Фёдорович Голохвастов. Он летал на тяжёлом бомбардировщике Ту-2. Войну заканчивал гвардии капитаном, имея около 130 боевых вылетов, в основном на бомбардировку узловых железнодорожных станций и промышленных предприятий Третьего рейха. За свои подвиги награждён тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, в 1985 году получил орден Отечественной войны I степени.
… Когда-то в нашем районе было большое село Васильевка, которого уже нет на карте. Правда, название его сохранил СХПК "Васильевский". В этом селе в 1919 году в семье украинского переселенца Павла Харитоновича Самолюка родился сын Андрей, который в годы войны стал первоклассным лётчиком. Летать он учился до войны в аэроклубе г. Уральска, откуда и был призван на службу в авиацию. Военное училище закончил летом 1942 года и в звании сержанта стал вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3. К тому времени этих устаревших тихоходных машин осталось мало. Многие из них погибли в первые месяцы войны. Те, кто читал роман К. Симонова "Живые и мёртвые" и видел одноименный кинофильм, помнят трагическую сцену, когда немецкие истребители один за другим сожгли в небе над Белоруссией сразу девять таких бомбардировщиков. К началу Сталинградской битвы ТБ-3 ещё сохранились в 14 авиационном полку дальнего действия. На боевые задания они летали только ночью. Первый вылет Андрей Самолюк совершил 22 июня 1942 года. До 1 сентября совершил 15 боевых вылетов в район Сталинграда, сбросив на врага почти 20 тонн бомб. Такие полёты длились долго, по 7 – 8 часов, часто под огнём зенитной артиллерии. За первые 27 боевых вылетов был награждён орденом Красной Звезды. В конце сентября того же года ТБ-3 были заменены на транспортные самолёты Ли-2, которые оборудовали под бомбардировщики. Скоро Андрей Самолюк, получив звание младшего лейтенанта, стал командиром такой машины. Полк стал гвардейским, выполнял сложные боевые задачи, в которых отличился наш земляк. К концу войны он стал командиром авиоотряда, гвардии старшим лейтенантом. К ордену Красной Звезды добавились два ордена Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медали "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За взятие Берлина". Всего Самолюк совершил 229 ночных боевых вылетов с налётом 864 часа, сбросив на цели 235 тонн бомб разной мощности.
Довелось полетать на ТБ-3 и ещё одному нашему земляку, уроженцу Смоленки Николаю Тимофеевичу Клопову, родившемуся там в 1918 году. В Красную Армию его призвали в 1939 году. По окончании курсов воздушных стрелков был зачислен в экипаж этого самолёта. Войну встретил на западной границе. На себе испытал всю горечь отступлений и разгром советской авиации в первые месяцы войны. С самолёта ТБ-3 пересел за турельный пулемёт на другую машину, Ли-2, которая из транспортной была переоборудована в бомбардировщик. Когда в 11 бомбардировочном авиаполку появились американские самолёты Б-25 "Бостон", Николая Тимофеевича включили в один из таких экипажей. Летал много и на разных фронтах, как правило, ночью. За годы войны совершил 220 боевых вылетов. Участвовал в налётах на Кёнигсберг, Таллин, Яссы, порт Пиллау, Данциг, довелось ему приложиться и по Берлину, другим объектам в тылу врага. Грудь отважного воздушного стрелка, гвардии старшины Н. Т. Клопова украсили ордена Отечественной войны I и II степеней Красной звезды, медали "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией". В 1985 году к ним добавился юбилейный орден Отечественной войны II степени.
С первых дней войны начал участвовать в боевых действиях командиром устаревшего бомбардировщика СБ перелюбец, сын участника гражданской войны Алексей Иванович Мармазинский (1914 год). Воевал в 9 ближнебомбардировочном авиаполку, совершил 25 боевых вылетов. Во время последнего, 25 мая 1942 года, был тяжело ранен в ногу, и комиссия с лётной работы его списала. После госпиталя Мармазинский получил штабную должность – адъютанта эскадрильи в 287 истребительном авиаполку, который воевал в составе Волховского, Ленинградского, 3-го Прибалтийского фронтов. Особенно эскадрилья отличилась при освобождении городов Новгород, Псков, Остров, Тарту и других. Алексей Иванович принимал активное участие в организации боевых вылетов. За время освобождения этих городов эскадрилья выполнила 1050 боевых вылетов и в воздушных боях сбила 41 самолёт противника. Участие старшего лейтенант Мармазинского в операциях отмечено орденом Красной звезды и медалями.
Многие жители Перелюба помнят ветерана Великой Отечественной войны, выпускника местной школы Фёдора Григорьевича Рябцева. В 1940 году он был призван на службу в РККА, закончил лётное военное училище, и был направлен в 10-й Краснознамённый отдельный разведывательный авиаполк. Летал на штурмовике Ил-2 в качестве стрелка-бомбардира. Первый боевой вылет младший лейтенант Рябцев совершил на Западном фронте. Успел совершить 25 вылетов на штурмовку войск противника и 10 вылетов на разведку тылов врага. Разведывательные полёты были самыми трудными. Во время фотографирования военных объектов самолёт-разведчик подвергался нападению истребителей, пробивался к цели сквозь мощный заградительный огонь зениток. 16 июня 1943 года Ил-2 Фёдора Рябцева снова ушёл в разведывательный полёт и снова попал под плотную завесу зенитного огня. Осколками разорвавшегося снаряда самолёт был повреждён, а Рябцев получил тяжёлое ранение в правую руку. И, тем не менее, экипаж поставленную задачу выполнил. К сожалению для нашего земляка 35-й вылет стал последним. В госпитале врачи вынесли суровый приговор: перебитую в нескольких местах руку ампутировать. А парню всего двадцать два года и огромное желание воевать. После излечения, несмотря на инвалидность, Фёдор Григорьевич добился разрешения продолжить военную службу, причём в родной части. Он, как и А. И. Мармазинский, стал адъютантом эскадрильи, своего рода начальником штаба своего подразделения. Принимал активное участие в организации боевой работы эскадрильи, жизни и быта подчинённых.При его непосредственном участии лётный состав выполнил свыше 800 боевых вылетов на ближнюю разведку тылов противника и 2700 небоевых вылетов на транспортировку, связь и тренировку личного состава. Награждённый ранее орденом Отечественной войны I степени, он был представлен к награждению орденом Красной Звезды. После войны вернулся к мирной жизни в родном Перелюбе, работал, создал крепкую семью. Фёдор Григорьевич вёл большую общественную и патриотическую работу, часто встречался с школьниками и комсомольцами Перелюбской школы, рассказывал молодежи о годах войны и подвигах лётчиков. Таким он и остался в памяти земляков.
Довелось повоевать на штурмовике Ил-2 и уроженцу Перелюба Александру Сергеевичу Арзамасцеву (1921 года рождения). В армию его призвали в 1940 году из Куйбышевской (ныне Самарской) области. Закончив курсы воздушных стрелков, был приписан к 957 штурмовому авиаполку. Лётчики этого полка отличились летом 1944 года на Карельском фронте при форсировании реки Свирь. Штурмовики поддерживали наступающую пехоту, помогая прорывать долговременные узлы сопротивления финских войск. Каждый раз наших штурмовиков встречали вражеские истребители, и Александру не раз приходилось отбивать их ожесточённые атаки. Так было и в седьмом, последнем для Арзамасцева, боевом вылете. Произошло это 9 июля 1944 года. В неравном бою Арзамасцев был ранен – перебита ключица. Однако, превозмогая боль, Александр отразил ещё три атаки истребителей. Арзамасцева отправили в госпиталь, где он долго лечился, и получил орден Красной Звезды. В 1985 году награждён орденом Отечественной войны I степени.
Когда-то в состав Перелюбской волости входил большой хутор Кошкин. Здесь в 1919 году в семье переселенца из Украины Агафона Ливиндюка появился на свет сын Фёдор, которому будет суждено стать одним из самых отважных авиаторов. К небу Фёдор приобщился после школы в аэроклубе города Уральска. Оттуда в 1941 году он ушёл на фронт. Закончив военное училище и освоив штурмовик Ил-2, младший лейтенант Ливиндюк продолжил службу в 766 штурмовом авиаполку. Полк принимал участие в боевых действиях по освобождению Прибалтики. С 24 сентября по 9 октября 1944 года Ф. Ливиндюк в составе эскадрильи совершил 10 успешных боевых вылетов, во время которых уничтожил большое количество техники и живой силы врага. 5 ноября 1944 года награждён орденом Красного Знамени. Потом были ещё 20 труднейших вылетов в район Мемеля, Спрудне и порта Либава. 25 декабря 1944 года самолёт Ливиндюка был сбит зенитным огнём, а сам он угодил в плен. Правда, фашистская неволя продолжалась недолго. В начале марта наши войска освободили его из плена, и уже через несколько дней Ливиндюк прибыл в родной полк для продолжения службы. Ему снова доверили штурвал Ил-2, и Фёдор повёл его в бой. За полмесяца апреля 1945 года он совершил 12 боевых вылетов, во время которых уничтожил 3 танка, 7 автомашин, 11 повозок с грузами, несколько зенитных орудий и пулемётных точек. Во время одного из налётов при выходе из атаки Ливиндюк заметил, как один из шести подошедших немецких истребителей ФВ-190 заходит в хвост ведущего штурмовиков, чтобы сбить того. Фёдор Агафонович, рискуя жизнью, бросил свою машину наперерез врагу и заставил отвернуть в сторону.
За последние боевые вылеты награждён вторым орденом - Отечественной войны I степени. Такой же орден, но второй степени, он получит в юбилейный 1985 год Великой Победы.
Штурманом водил в бой бомбардировщик Пе-2 младший лейтенант 128 гвардейского бомбардировочного авиационного полка , уроженец хутора Кожевка Алексей Иванович Марзилович. На заключительном этапе войны он выполнил 26 боевых вылетов, за что был отмечен орденом Отечественной войны I степени.
Немало славных защитников дал Родине и хутор Фадин, бывший некогда многолюдным. В их числе один из первых авиаторов района Гавриил Фёдорович Кондрашёв (в некоторых документах Кондрашов). Когда началась Великая Отечественная война, ему шёл тридцать седьмой год, - возраст для лётчика солидный. В отличие от других своих земляков, "оседлавших" мощные и скоростные машины, Гавриил Фёдорович летал на допотопном (как тогда казалось) самолётике У-2 (впоследствии По-2). И не просто летал, а в майорском звании командовал сначала эскадрильей таких самолётов в 370 авиаполку ночных бомбардировщиков. Затем возглавлял 452 отдельную армейскую авиаэскадрилью, выполнявшую особые задания командования. В армии с 1927 года, призывался Сухумским (ныне Абхазия) горвоенкоматом. Освоил многие типы самолётов. Про У-2 и говорить нечего. Это была очень простая в управлении машина со скоростью полёта 100 – 120 километров в час с потолком высоты в 3000 метров. Выполненная из дерева и обтянутая парусиной, она весила не более тонны, но могла нести бомбовую нагрузку (после модернизации) до 300 килограммов и взлетать с площадки длиной в сотню метров. С началом войны и этот самолёт поставили в военный строй, благо их было выпущено тысячи. Днём самолёт был легко уязвим с земли даже для ручного оружия, и потому его использовали ночью. Из них сформировали лёгкие ночные бомбардировочные полки, всего за годы войны более шестидесяти. Частично они укомплектовывались женским лётным составом, а один, под командованием Е. Бершанской, полностью лётчицами и обслуживающим персоналом (именно этих лётчиц немцы прозвали "ночными ведьмами).
Поначалу немцы недооценили У-2 как боевой самолёт и презрительно называли его "рус-фанер". Но когда те ночи напролёт стали кружить над их головами, посыпать бомбами и поливать из пулемётов, враги стали давать им другие, мрачные для себя названия. Говорят, за сбитый У-2 немецким асам давали железные кресты и повышенную денежную премию. Но сбить на скоростном истребителе маленькую, вёрткую машину, да ещё с умелым пилотом, было нелегко. Основной урон У-2 несли от зенитного огня, и сгорело их в небе немало.
Кондрашёв умело командовал эскадрильей, выполняя большую боевую работу. Менее чем за полгода она до 1 октября 1942 года совершила 1200 успешных боевых вылетов, нанеся противнику немалый урон. При этом был потерян всего один самолёт. 65 раз вылетал на боевые задания и комэск, за что в июле 1943 года был награждён орденом Красного Знамени. Потом он командовал отдельной авиаэскадрильей, которая осуществляла связь между наступающими соединениями Красной Армии на 3 Украинском фронте до самого выхода на реку Дунай. Командование 46 Армии по достоинству оценило усилия Г. Ф. Кондрашёва, наградив его орденом Отечественной войны I степени.
"Боевым извозчиком" стал на войне уроженец хутора Журавли лейтенант Илларион Ефимович Кондратьев (1914 г. рожд.), который служил в гражданском воздушном флоте, но принимал активное участие в вылетах, сопряжённых с огромным риском. До зачисления в особый Черноморский отряд транспортной авиации 9 сентября 1941 года Кондратьев налетал почти 400 часов. Выполняя задания командования флота, он до 1 января 1943 года безаварийно налетал в самых сложных боевых и метеорологических условиях без аварий 1051 час 45 минут (это значит, он провёл в воздухе более 43 суток), перевёз 519 бойцов и командиров, 7740 килограммов грузов и доставил 1266 срочных пакетов. Летал блестяще, в основном ночью и вслепую, часто при большой насыщенности истребителей противника. Словом, совершая, казалось бы, незаметные подвиги. За них он был награждён орденом Красной Звезды в начале 1943 года. В дальнейшем эскадрилья была преобразована в отдельный полк Черноморского флота, в составе которого и воевал наш земляк. Полк стал называться "Криворожским", а за участие в штурме Будапешта награждён орденом Богдана Хмельницкого.
Подвиги советских авиаторов были бы не мыслимы без надёжного технического обеспечения боевых полётов наземным персоналом. Для того, чтобы отправить самолёт в бой, нужно было наладить материальную часть, привести в рабочее состояние вооружение, заправить топливом и т. д. Вся эта рутинная работа ложилась на плечи инженеров, механиков, техников, мастеров вооружения и электрооборудования. Немало перелюбцев служило на таких должностях, многие из них отмечены правительственными наградами. Двумя медалями "За боевые заслуги", а также "За оборону Москвы" отмечен ратный труд уроженца хутора Курмакай (стоял когда-то на правом берегу Камелика между Н. Покровкой и Кузябаево) гвардии старшины Константина Ивановича Погожева. Он один из немногих, кто обслуживал тяжёлые советские четырёхмоторные бомбардировщики Пе-8. Таких машин в армии было более 60, половина из них в 25 гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиаполку, который совершал сверхдальные ночные полёты на объекты противника в глубокий тыл. Всего обеспечил 170 боевых вылетов, и большинство из них экипажа Героя Советского Союза А. С. Додонова.
Механик, старшина технической службы Александр Кузьмич Терёшкин из Средней Покровки обслуживал штурмовики Ил-2 в 622 штурмовом авиационном Севастопольском Краснознамённом полку. С ноября 1941 года до конца войны таких вылетов набралось около 300, что было отмечено орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа".
Не менее впечатляющим был вклад в победу гвардии лейтенант П. В. Панасенко, родившегося в 1921 году на хуторе Климовка. До войны успел закончить Московское военное авиационно-техническое училище. Воевать начал с 23 июня 1941 года механиком по электрооборудованию в истребительном полку, который сначала летал на И-16, а затем на ЛАГГ-3, потом знаменитых Ла-5. Орденом Красной Звезды награждён за то, что к сентябрю 1944 года обслужил 4620 вылетов, в основном в 41 гвардейском истребительном авиационном Черновицком полку, которым командовал Герой Советского Союза майор А. Г. Павлов. Всего полк совершил 14140 боевых вылетов, сбив 300 немецких самолётов.
В годы войны на вооружении авиации стояли поступающие по ленд-лизу американские бомбардировщики "Бостон". Такими машинами был укомплектован 449 бомбардировочный авиаполк, в котором механиком служил большетарасовец техник-лейтенант Михаил Иванович Пахомов. До декабря 1944 года он обслужил 109 боевых вылетов, причём с высоким качеством. Порой ему приходилось работать не покладая рук. Так, 25 сентября 1944 года, во время налёта на железнодорожный узел Скопле (Югославия), самолёт получил 25 пробон, полностью был выведен правый мотор и повреждено управление. Под руководством М. Пахомова машина была полностью восстановлена за двое суток. За отличную работу Михаил Иванович удостоился ордена Красной Звезды, ряда медалей, в 1985 году ветерана нашёл и юбилейный орден Отечественной войны II степени.
Мастера авиавооружения иногда не только выполняли свои обязанности, но и летали в качестве воздушных стрелков, которые гибли в боях чаще, чем пилоты. Уроженец Кузябаево Хасан Мухамедович Бишев (1921 года рождения) до войны занимался самой мирной профессией – после окончания в 1939 году педагогического училища работал в школе. Но не долго. Скоро началась советско-финская война, и большую группу молодых учителей Перелюбского района призвали на укрепление Красной Армии. Бишеву довелось служить в авиации, где он закончил школу младших авиационных специалистов, стал мастером по авиавооружению в 224 гвардейском бомбардировочном авиаполку. Когда в эскадрилье не хватало воздушных стрелков, старший сержант Бишев садился за пулемёт и участвовал в боевых вылетах. Таких вылетов набралось одиннадцать, за что Хасан Мухамедович был представлен к медали "За боевые заслуги". После войны он снова стал учителем.
Служил техником в авиации и ещё один молодой педагог района – Иван Михайлович Гужин, закончивший войну с Японией в звании старшего лейтенанта. На гражданке он снова стал учителем, директором школы, в 1985 году награждён орденом Отечественной войны II степени. Это в довесок к медалям "За боевые заслуги" и "За победу над Японией".
Наряду с мужчинами вахту по обслуживанию боевых машин авиации несли и девушки, в том числе и из Перелюбского района. 326 безотказных боевых вылетов в 50 истребительном авиаполку до конца 1944 года обслужила Елизавета Васильевна Наянова, награждённая орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". В такой же должности служили Александра Ивановна Мулянова из Смородинки и Антонина Ивановна Швецова, которые так же были удостоена медалей "За боевые заслуги".