Это был один из тех осенних дней, которые обычно воспеваются поэтами. Площадка возле школы в селе Ивановское, куда мы подъехали, радовала багрянцем листьев, хрустевших под ногами, свежим воздухом, источаемым изобилием деревьев. И ярко-желтый автобус с табличкой "дети", стоявший у ворот, гармонично вписывался в палитру октябрьских красок. Он отливал на солнце золотом кузова, сверкал кристальной чистотой оконных стекол. А шофер все продолжал доводить транспорт до совершенства – отшлифовал до блеска фары, протер номера. Затем обошел машину и, довольный ее внешним видом, в который раз проверил колеса, поворотники… Школьный рулевой готовился к выходу в рейс и очень тщательно осматривал свой ярко-желтый автобус. Внимание к его техническому состоянию здесь особое, ведь пассажиры – дети, поэтому все должно работать как часы. Вот сейчас ученики выбегут после уроков гурьбой, и салон вмиг наполнится многочисленными звонкими голосами. Мальчики и девочки отправятся домой в соседние населенные пункты – Конново, Березино, Онучино, Стуклово, Липовку.
Лет двадцать назад о таком комфорте сельские дети могли только мечтать, добираясь за несколько километров до школы на велосипедах, попутках, пешком. А сейчас за ребятишками приезжает специальный транспорт и отвозит их на занятия, а потом доставляет обратно. В Дивеевском районе проблема подвоза учеников решена полностью. Во все глубинки курсируют автобусы. На одном из них работает Александр Николаевич Пушков.
До окончания уроков еще было время, и мы успевали в прекрасный день золотой поры, на которую приходится профессиональный праздник автомобилистов, поговорить с А.Н.Пушковым о выбранной шоферской стезе, об ответственной работе возить юных пассажиров.
Профессия водителя привлекала его со школьных лет. Он понимал, что быть шофером непросто, что нужно уметь справляться и с капризами техники, и с неординарными ситуациями на дороге, но стремился именно к этому. Старшеклассником сельской паренек, сын тракториста, помогал в поле отцу растить урожай – был помощником комбайнера. И, подружившись с машиной, решил, что после десятилетки иного пути в жизни искать не будет – его место здесь, в родном Стуклове, в своем колхозе. Отслужил в армии – на Дальнем Востоке в пограничных войсках, и после срочной службы сразу же пришел к председателю за направлением на водительские курсы.
Получив права с категорией "С", Александр Пушков сел в 1979 году за руль старенькой 51-й бортовой. Машина требовала ремонта и ухода. Но молодой шофер, не жалея времени и сил, вернул грузовику былую резвость. И замелькали за стеклами кабины поля и перелески, по которым водитель колесил, перевозя зерно, картофель, комбикорм… На удивление всем мотор видавшего виды "ГАЗика" работал ровно – так смогли подновить и подлечить его умелые руки дружившего с техникой парня.
Колхозный шофер всегда трудился добросовестно. Охотно повышал и свой профессиональный уровень. Открыл постепенно все водительские категории, так что управлять мог грузовиком и транспортом с прицепом, легковой машиной и автобусом. И вот уже вместо ухабистых грунтовых дорог серая лента асфальта поплыла ему навстречу, за окном стали мелькать зеркальные змейки речушек, полосы деревьев с сомкнутыми кронами, ровные рядки домов населенных пунктов… Александру Николаевичу, пересевшему с 51-й бортовой на автобус, дали пассажирский КАвЗик, на котором были поездки с колхозниками в райцентр, Арзамас, Горький… Впоследствии хозяйство приобретало более современные автобусы, и они неоспоримо доверялись А.Н.Пушкову.
Когда колхоз в Стуклове начал распадаться, шофер-ас без работы не остался. Директор Конновской школы предложил ему должность водителя в образовательном учреждении. Так, с 2004 года Александр Николаевич стал возить учеников сельских глубинок. После реорганизации в 2012 году школы в Коннове перешел в Ивановскую среднюю, куда также был приглашен. Профессионал своего дела не успевал озадачиваться вопросами трудоустройства, его, опытного, ответственного и добросовестного, работодатели находили сами.
Трудовой день у школьного рулевого начинается рано. В путь автобус трогается в 6.30, а перед выездом за детьми обязательно нужно пройти медицинское освидетельствование, заполнить путевой лист, проверить технику. Так что на своем рабочем месте Александр Николаевич уже в пять утра. А зимой приходит еще раньше, чтобы успеть расчистить площадку от снега, прогреть как следует технику.
Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем "крутить баранку" – сидишь за рулем, жмешь на газ, а машина сама едет. На самом же деле для того, чтобы автотранспорт совершал рейсы, нужно уметь не только им управлять, а знать все устройство и при необходимости производить ремонт. А это уже называется водительским талантом. Ведь далеко не каждый шофер может устранить механическую поломку, а пользуется услугами автосервиса. У А.Н.Пушкова этот талант есть. С техникой он – на "ты". Ведь в колхозе, где отработал 25 лет, он научился, по сути, давать машинам новую жизнь. Для сельхозорганизаций сервисный ремонт являлся невиданной роскошью, водители сами перебирали свои старенькие рабочие автомобили. В образовательном учреждении, конечно, ситуация иная. Средств на запчасти выделяется достаточно, и техника новая. И у школьного рулевого, знающего свой автобус до каждого винтика, он всегда в полном порядке.
Маршрутов у Александра Николаевича пять. Сначала путь лежит в Липовку. Хоть в этой деревеньке всего один единственный ученик, транспорт ежедневно в назначенное время прибывает за ним в глубинку. Затем школьный автобус направляется в Стуклово, где его ждут семь маленьких сельчан. Дальше следует в Онучино, забирая пятерых детей. Оттуда сворачивает на Березино, чтобы отвезти на занятия двоих ребятишек. И, заехав в Конново, сажает еще четверых пассажиров с портфелями.
Как говорит водитель, поездки, с одной стороны, проходят при большом напряжении, ведь управление транспортом, в котором находятся дети, требует огромной ответственности. А с другой, рейсы дают просто массу положительных эмоций – бьющая фонтаном ребячья энергия так заряжает, что на мир и все окружающее смотришь уже другими глазами, замечаешь в нем много светлого и радостного.
– Моя работа хороша тем, что каждый день общаешься с неугомонным юным поколением. Не может быть ничего лучше веселого звонкого смеха с раннего утра в салоне школьного автобуса, – делится А.Н.Пушков.
Маленькими пассажирами он доволен. Детей любит и умеет находить с ними общий язык – сам отец. Ребятишки отвечают взаимностью, водителя уважают, слушаются, не мусорят в салоне.
Звонок с уроков условно завершил и нашу беседу. Александр Николаевич стал встречать школьников. А мальчишки и девчонки, как со старшим товарищем, наперебой делились с дядей Сашей впечатлениями от учебного дня. Судя по настроению детей, этот октябрьский четверг у них удался. А может, просто рады были, что едут домой. Кто-то получил "пятерку" и не терпелось похвастаться родителям, кто-то соскучился по своим младшим братишкам и сестренкам. Да и погулять в такой теплый и солнечный денек золотой осени очень хотелось. Вот приедут они в Конново, Онучино, Березино, побросают портфели и побегут по хрустящей под ногами багряной листве.
Стрелка спидометра качается на цифре 60. Впереди стелется серая лента асфальта. За окнами мелькают поля, населенные пункты, через которые следует ярко-желтый автобус. Руки школьного рулевого привычно "крутят баранку". На лице – улыбка. Не могут не вызывать у водителя радостных чувств его беспрестанно гомонящие и смеющиеся пассажиры. Впереди Стуклово. Шофер сбавляет газ.
– До завтра, дядя Саша, – машут Александру Николаевичу приехавшие в свое село дети.
В Липовке, конечной точке маршрута, А.Н.Пушков высадил последнего ученика и развернулся в обратный путь. Взглянув в зеркало на опустевший салон, мысленно похвалил ребятишек за оставленный после себя порядок. Он в который раз убедился, что эти сельские дети, за жизнь которых он отвечает перед их родителями и собственной совестью, добрые, воспитанные и уважающие старших.
О своих юных пассажирах школьный рулевой всегда говорит с искренней теплотой. Знает не только их всех по именам, а особенности характеров, у кого какие увлечения. С кем-то побеседует о рыбалке, с кем-то обсудит футбольный матч, а кого-то по-отечески пожурит за баловство, даст мудрый совет. Родители, отправляющие с Александром Николаевичем своих ребятишек в Ивановскую школу, за них спокойны. Уверены и в опытности водителя, и в его ответственности. Всем в округе известно, что технику шофер содержит в идеальном состоянии, и любую неисправность может устранить. И что транспорт отвечает всем необходимым требованиям – оборудован тахографом, системой "ГЛОНАСС", ремнями безопасности. Кстати, во время поездок в салоне с учениками всегда находится сопровождающий их учитель.
Ярко-желтый автобус с табличкой "дети", вернувшись на школьную площадку, снова гармонично вписался в палитру осенних красок. Но трудовой день у А.Н.Пушкова еще не закончился. Нужно подготовить технику к следующему рейсу, тщательно проверив все ее состояние, заправиться. И только потом со спокойной душой водитель поедет в Стуклово, где его ждет семья. Ждет супруга Наталья Борисовна, приехавшие в гости дочь и сын. А завтра утром – снова пять привычных заданных маршрутов с зарядом положительных эмоций, снова дороги, снова жизнь.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора