Это второе крупное мероприятие исследовательского характера, проводимое отделом образования в 2019-2020-ом учебном году.
Напомним, что в рамках Рождественских чтений обучающиеся школ района представили 16 работ по теме "Великая Победа" наследие и наследники". На только что прошедшую конференцию было допущено к защите 25 работ учащихся 6 школ района (Юрьевской, Гагинской, Какинской, Итмановской, Исуповской, Ушаковской).
Участников приветствовали заместитель начальника РОНО С.И. Блаженова, директор информационно-диагностического кабинета Т.Н. Пашкина, отметившие, что интерес школьников к конференции не теряется. Учащиеся под руководством учителей берутся за изучение различных материалов, учатся тому, как провести исследование, внести в свою работу новизну, выдвинуть гипотезу или сделать определённое открытие. Конференция нацеливает учащихся не только к написанию самой работы (или проекта), но и к тому, чтобы умело преподнести её в аудитории: кратко, содержательно, доступно и увлеченно. Конечно, провести защиту за 5 минут непросто. Как показала конференция, большинство конкурсантов не укладывалось в отведённый лимит времени. К защите, как объясняют организаторы, нужно готовиться всерьез, поскольку даже хорошо написанная работа будет значительно проигрывать при неудачном представлении материала.
Конференция включала 7 конкурсных номинаций: "Математика.Физика", "История. Краеведение", "Биология. География. Экология", "Проектные работы", "Обществознание", "Русский язык. Литература", "Иностранный язык" (на этот раз это была самая многочисленная номинация, включающая в себя 6 конкурсных работ).
Что на этот раз стало объектом внимания юных исследователей и смогут ли они увлечь аудиторию? Безусловно, из 25-ти конкурсных работ каждый слушатель смог отдать предпочтение определённому материалу, соответствующему миру его интересов. Вот, например, математика. Кому-то этот предмет кажется скучным, но только не учащимся Гагинской школы Анастасии Федоскиной и Сергею Сергееву. С их бумажными моделями - флексагонами с явным любопытством знакомились взрослые. Увлекательная игрушка-головоломка заставила поломать голову над тем, как же её развернуть, а потом опять сложить. Казалось бы, на первый взгляд, просто. Но справиться с этой задачей, увы, не у всех получилось.
Оказывается, в математике есть место и фокусам. Учащиеся 7 класса Светлана Бажаева и Светлана Хватова с успехом продемонстрировали математические фокусы не только для своих сверстников из Какинской школы, но и для участников конференции, удивив даже членов жюри.
В очередной раз пришлось убедиться в том, какую плодотворную исследовательскую деятельность с учащимися Исуповской школы ведёт учитель русского языка и литературы Татьяна Ивановна Голованова. Сколько написано школьниками замечательных работ по литературе, краеведению, русскому языку. И это ещё не предел! Татьяна Ивановна – это фонтан творческих замыслов, новых идей, которыми она увлекает своих учеников. Как комментируют в Гагинском РОНО, каждая работа учеников Т.И. Головановой выполнена со знаком качества, на первом месте в них – поиск, исследование, новизна. Всё эти работы необходимо собрать в один сборник, издать, распространить в школах, учреждениях культуры, районном музее, они представляют ценность не только как учебный материал, но и как краеведческий. Возможно, районное руководство, наши депутаты поспособствуют изданию такого сборника?
И вот очередное исследование учеников Т.И. Головановой. Учащиеся 9 класса Ирина Гусева и Кристина Кошева посвятили его детским домам, существовавшим в Гагинском районе в годы Великой Отечественной войны. Это малоизученный пласт в истории нашего района, который решили приподнять школьницы. В своем поиске они обратились к сайту Государственной архивной службы Нижегородской области, к материалам районного музея, статьям, публиковавшимся в районной газете "Голос колхозника". Ценными оказались воспоминания старожила села Покров Марии Васильевны Чеховой, с которой побеседовали школьницы. Мало кому известно, что в Покрове был детский дом, куда эвакуировали детей из блокадного Ленинграда. Как выяснили авторы, были детские дома в годы войны открыты в сёлах Гагино, Ветошкино, Покров, Юрьево, Зверево, благодаря чему были спасены детские жизни.
Хохлы, Малая Уда, Вычурки, Мансуровка, поселки Новопокровский, Бравый… Многие жители нашего района даже не знают о существовании этих деревень, не говоря уж об их истории. Тема исчезновения деревень стала объектом исследования учащейся 10 класса Ушаковской школы Ольги Михалкиной. По архивным документам, рассказам жителей автор выяснила, как выглядели и развивались в разное время исчезнувшие деревни и посёлки, почему подверглись реорганизации, к каким проблемам и последствиям привела ликвидация мелких населённых пунктов. "Вместе с исчезновением деревень умирает национальная культура. Люди теряют свои корни и становятся иванами, не помнящими родства. Вымирающие села – проблема не только нашего района и области, это проблема нашего государства", - констатирует автор и призывает людей, покинувших свои родные места, сохранять связь с ними и не забывать свою малую родину. Пример тому – выходцы из села Вычурки. Земляки - вычуряне каждые 5 лет встречались в родной деревне, увековечив память о ней в стихах Бориса Жукова, гербе села и гранитной стеле с надписью "Здесь до 1985 года стояла д. Вычурки".
Полезные рекомендации можно было получить от учащейся Гагинской школы Кармановой Алины – автора двух работ по темам: "Влияние фитонцидов на сохранность продуктов питания", "Нужно ли чистить зубы?"
Лебедь-шипун, ставший героем газетных публикаций и телерепортажей, не остался и без внимания учащейся Какинской школы Екатерины Рахманиной. В числе многих какинцев Катя оказалась неравнодушной к судьбе красивой и гордой птицы, посвятив ей свою исследовательскую работу.
Вопросы кем быть и как не ошибиться с выбором профессии всегда волновали людей. Проект "Я выбираю будущее" Натальи Красовой (Гагинская СШ) поможет школьникам разобраться в вопросах профориентации, в каких сферах каждый может наиболее успешно реализовать свои способности.
По итогам конференции дипломы победителей в своих номинациях получили: Наталья Красова, Оксана Романова, Дарья Ревина, Вячеслав Хватков, Анастасия Федоскина, Сергей Сергеев (Гагинская школа); Ирина Гусева, Кристина Кошева (Исуповская школа); Ольга Михалкина (Ушаковская школа). Среди призеров, занявших 2,3 места: С. Бажаева, С. Хватова, Е. Рахманина (Какинская СШ); У. Тумаева, А. Карманова, Е. Узлова, О. Борисова, М. Васильева, В. Яшина, А. Харитонова, А. Кузнецова, Т. Кашулина, В. Климов, А. Нестеров (Гагинская школа); О. Коробкова, А. Митрофанова (Исуповская школа); Г. Косенков (Итмановская школа); О. Гаранькина, Ю. Сержантова (Ушаковская школа). Победителей конференции подготовили учителя: Т.И. Голованова, Н.П. Голова, И.А. Провидохина, И.В. Медянцева, Т.В. Шестакова, В.А. Слесарь.