А.А. Масленникова:
"Глубоко остались в памяти годы войны"
Сегодня на страницах нашей газеты мы предлагаем вниманию читателей статью, связанную с историей Гагинской средней школы. К каждому школьному юбилею (в 2018-м году отмечался 80-й юбилейный выпуск) коллективом учащихся и учителей проделывается большая работа по сбору материалов, фотографий, документов, рассказывающих о школе, - с момента открытия и до наших дней. Среди этих материалов несомненную ценность представляют воспоминания бывших учителей школы - Александра Ивановича Полякова и Александры Алексеевны Масленниковой. Их уже нет в живых, но они оставили после себя тетрадные листочки, исписанные красивым учительским почерком, оставили свое живое слово о школе, своих коллегах, своих учениках, чтобы следующие поколения не забывали и помнили, как это было.
В Гагинскую среднюю школу пришла я работать в 1942 году учительницей по математике. Проработала в ней 24 года. Из всех лет моей работы в этой школе особенно глубоко врезались и остались в памяти годы войны. Нет слов, чтобы описать то лихое время.
Школьное здание, в котором и сейчас пребывает школа (только дополненное и обустроенное), было пущено в эксплуатацию год назад - и то отстроенное не полностью, помешала война. Находилось оно среди поля, обдуваемое всеми ветрами. Возле школы ни одного дерева, вокруг только бурьян (в настоящее время в этом двухэтажном здании находятся несколько других организаций - ред.). В школе настолько было холодно, что замерзали чернила, классная доска, протертая сырой тряпкой, покрывалась льдом, и мел скользил на ней, не оставляя следа.
Не было тетрадей. Приспосабливались изготовлять их из старых журналов, газет, книг. Писали поперек печатных строк. Учебники распределялись по одному на несколько человек, использовали старые, одалживали у тех, кто учился раньше.
Зимний день короток. Дневного света не хватало и для классных занятий. Об электричестве и не мечтали. Керосин для керосиновых ламп продавали в ограниченном количестве только для школ и учреждений. А ведь учителям надо было проверять тетради, готовиться к урокам, школьникам - выполнять домашние задания. Умудрялись выходить из этого положения. Мастерили лампы-копчужки. В стеклянные пузырьки наливали керосин (у кого был в запасе) или растительное масло, опускали туда фитилек и зажигали. Вот с таким светом и трудились. У иных и такого богатства не было. Приходилось использовать свет, падающий от топившейся печки. А чтобы истопить печь, нужны дрова. По ночам ходили в лес на санках. Школа тоже плохо обеспечивалась дровами. Приходилось силами всего школьного коллектива (учителя и учащиеся) заготавливать в лесу и вывозить на салазках.
Трудное было время. Война нагрянула врасплох. Учителя-мужчины ушли воевать. В школе директор, завуч, учителя - только женщины. Плюс к этому трудности. Все вместе взятое отразилось на дисциплине среди учащихся. Некоторые учащиеся в первый год войны даже оставили школу, но в 1942-м году стали возвращаться, осознав, что допустили ошибку. Ведь оказался потерянным год, можно потерять и больше. Война затягивалась. Стало доходить до сознания, что война не должна быть причиной расслабления, а наоборот, она возлагает на каждого ответственность за настоящее и будущее.
Во многих семьях уже были получены похоронки на отцов или братьев. Старшие дети становились главными помощниками в семье. Им уже приходилось думать о том, как жить дальше. Мы жили вне фронтовой полосы. Не разрывались над нами снаряды и бомбы, но войну чувствовали особенно - ее ощутили при встрече с детьми из Ленинграда, эвакуированными в Гагино. Что это были за дети? Первое время они были такими безжизненными, двигались, как тени, не смеялись, не бегали. Вот что несла с собой война.
Невзгоды, которые приходилось переживать коллективу школы, воспринимались как должное - все стремились своим трудом помочь отцам и братьям, воюющим на фронте. Учиться старались - этого не отнимешь. Где что не усваивалось, дорабатывалось на дополнительных занятиях. Приходили на них по вечерам без принуждений. Помогали и колхозу. Старшие учащиеся были основной силой в колхозе, особенно мальчики, ведь из мужчин в колхозе остались только старики.
Дисциплина в школе восстанавливалась. В 1943-м году вышли правила для учащихся. Школе нашей посчастливилось: пришел работать завучем мужчина - Г.Д. Поляков, демобилизованный по ранению. Это исключительно хороший и добрый человек, отличный организатор, но и строгий. Он удачно организовал коллектив по внедрению правил для учащихся. Эти правила школьники восприняли настолько хорошо, что и после войны долгие годы выполняли их четко. Жаль, что поработал Г.Д. Поляков у нас только год. Его поставили директором Юрьевского детдома. На смену ему пришла Л.М. Глазунова. Отличный руководитель. Она воодушевляюще влияла на педагогов и учащихся. Преподавала литературу.
Так шли год за годом, двигаясь к победному 45-ому году. Какая главная особенность была характерна для каждого школьника и каждого работника школы? Главная особенность - это мужество. Самоотверженно трудились каждый на своем месте, с полной отдачей сил, независимо оттого, учитель ты или истопник, уборщица. Уныния не было. Были веселый смех, юмор, шутки - это являлось некоторой отдушиной.
А с каким интересом, желанием участвовали в художественной самодеятельности! Очень весело и интересно проходили новогодние елки, хотя и бедно оформленные.
Мне вспоминается один литературный вечер, посвященный Гоголю. Проводила его Л.М. Глазунова с учащимися 8 класса. Готовились у нее на квартире, тоже в холоде, при слабом свете. Перед вечером она посоветовала ученикам прилично одеться. А во что? Хорошей одежды не было. Совет был таков: какая есть одежда - починить, почистить, погладить, оживить чем-нибудь (беленьким воротничком, к примеру), привести в порядок волосы. Пришли дети на вечер веселые, радостные, чистенькие. Вечер прошел изумительно. Лидера не назовешь - все выступали отлично. Это были ученики: Л. Крылова, М. Салина, В. Королева, С. Боченков, Ю. Сиротин, Н. Мишанин и др.
А с какими результатами приходили к концу учебного года? В то время сдавали весной экзамены, начиная с 4 класса, и почти по всем предметам. Провалы, конечно, были. Но в основном сдавали хорошо. Потом эти оценки подтверждались на вступительных экзаменах в институты и техникумы. Позднее я со многими школьниками того времени встречалась. Хорошие, трудолюбивые люди вышли из них. Учителям, школьникам, всем работникам того времени низкий поклон!
(Продолжение следует)