5 октября отмечают свой профессиональный праздник все учителя. Накануне приятной даты мы решили окунуться в творческий и сложный педагогический процесс и поприсутствовали на одном уроке у педагога средней школы № 3 Яны Щербаковой, учителя русского языка и литературы, а потом и побеседовали с ней.
Школьный звонок означает начало урока. Её "родной" 6 "А" класс (Яна Евгеньевна – классный руководитель) приветствует учителя стоя. Доброжелательный взгляд и лёгкая улыбка педагога настраивает детей на рабочий лад. Видеопроектор высвечивает портрет великого русского поэта. Урок литературы посвящён лицейской лирике А.С. Пушкина… и проходит на одном дыхании.
О том, что значит быть педагогом, Яна Евгеньевна делится с нами уже после урока:
– Сложная, но интересная, – так описывает свою работу учитель. – Нужно постоянно профессионально расти и самосовершенствоваться. Работать в школе – значит, всегда ощущать молодость, дышать современностью, увлекаться одними идеями и интересами с подрастающим поколением.
Помимо этого, нужно уметь преодолевать большую моральную нагрузку. Учителю-филологу приходится вести по пять, а то и шесть уроков в день. При этом в каждом классе разбираются разные темы, сложные произведения. И каждый урок должен быть на высоте…
К такому "высшему пилотажу" Яна Евгеньева готовилась основательно. Окончила педагогический колледж, потом институт, за плечами почти шесть лет педагогического стажа и долгий путь исследовательской работы в аспирантуре. Яна Евгеньевна ведёт исследование в рамках диссертации на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в классах полиэтнического состава". Такая актуальная тема – современное веяние. Большинство классов в Угличе именно многонациональные – среди детей есть хотя бы один ребёнок, который говорит на русском и на ещё одном языке.
Прослушав урок литературы Яны Евгеньевны о лицейской лирике А.С. Пушкина, мы заметили, как свободно и легко дети рассуждают, беседуют с учителем, высказывают своё мнение, делятся чувствами, мыслями. Дети выступают перед всем классом, не боятся критики и сами учатся давать конструктивную оценку, в этом большая заслуга педагога.
ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА
Развиваться духовно помогают книги. Недавно Яна Евгеньевна прочитала книгу А.В. Иванова «Географ глобус пропил». Она приглянулась учителю тем, что в ней с иронией рассказывается о современной школе. Произведение предназначается для взрослых, наполнено глубоким психологизмом и вызывает много внутренних размышлений. Повествование ведётся о жизни неудавшегося учителя географии, который теплил надежды своей юности в педагогической работе в школе, но эти годы для него ушли безвозвратно…
– Для меня главное, чтобы ребёнок на уроке литературы был раскрепощён, – делится с нами Яна Евгеньевна. – Правильных и неправильных ответов на уроке литературы быть не может. Писатель или поэт вкладывает в своё произведение то, что ощущает он. Но понять каждый ребёнок может это по-своему, потому что мы все чувствуем по-разному, каждый исходя из своего опыта. Если у ученика есть мнение, и он его доказывает, я счастлива.
На уроке литературы с Яной Евгеньевной ребята рассуждали о том, что такое дружба, разбирая стихотворение А.С. Пушкина, написанное И.И. Пущину, – "Мой первый друг, мой друг бесценный…". Вчитываясь в каждую строку, дети всё глубже понимали главного героя, рассказывали, как бы они чувствовали себя, если бы их лучший друг находился в темнице, в заточении. Что бы они сами выразили и как, если бы им пришлось написать другу письмо.
Не секрет, что дети всё меньше читают книг в наши дни. Их свободное время всё больше завоёвывает компьютер или телевизор.
– Мы, учителя, грешим, заставляем… всё чаще приходится просто проверять содержание произведения, чтобы понять, кто честно прочитал книгу, а кто нет, – поделилась с нами педагог. – Я не сторонник таких методов.
Конечно, в помощь учителю приходят красочные средства мультимедиа.
– Мы используем презентации, когда рассказываем о жизни писателей, часто слушаем актёрское исполнения стиха, иногда даже в синтезе с музыкальными произведениями. Я сама выразительно читаю вслух стихи детям. Считаю, что вовлечь в удивительный мир книги можно с помощью харизмы педагога, за счёт своего отношения. А ещё привлечь ребят к книге можно, приблизив героя к детям. Это достигается за счёт проведения параллелей с реальной жизнью. Если герой одного возраста с ребятами, то можно заметить, как он поступил в той или иной ситуации, спросить детей, как бы они поступили на его месте. Дети начинают обращаться к литературному произведению и искать ответы на свои вопросы, – открыла для нас секреты своей работы Яна Евгеньевна.
Стоит заметить, что в таких беседах проявляется главная задача литературы как школьного предмета. Если предмет "русский язык" имеет понятную цель – улучшить грамотность учащихся, то у литературы цель многогранна.
Литература обучает ребят мыслить, предупреждать ошибки, которые совершают герои, позволяет получить опыт, сформировать свои взгляды на такие сложные понятия, как любовь, долг, честь, сострадание, считает Яна Евгеньевна.
– Когда ребёнок анализирует проблемы, близкие ему в литературных произведениях, он уже делает вывод. "По какому пути я пойду? – спрашивает себя ребёнок. – Выберу ли я путь духовный, проявлю ли сострадание и любовь, или выберу материальную составляющую? Что значат для меня законы чести?" Мы, как учителя, делаем уклон на духовное развитие. Если человек задаёт вопросы себе – значит, он самосовершенствуется. Меня всегда интересовали и волновали вопросы, касающиеся чувства долга. Профессия учителя предполагает призвание. Чувство долга, наверное, должно быть превыше собственных чувств. Учитель полностью себя посвящает детям, их счастью.