Сложное становление
На том месте, где сейчас расположен завод, когда-то был каменный пустырь. Его разработку начали только в середине прошлого века, и то понемногу: слишком трудоемкой оказалась добыча щебня. Но началось строительство Алейской оросительной системы, возникла необходимость в новых автомобильных дорогах, и, как следствие, карьер в Веселоярске обратил на себя внимание. Здесь решили организовать специализированное
производство. 10 ноября 1959 года в тресте "Росдорстройматериалы" был издан официальный приказ №127 об открытии в Веселоярске щебеночного завода.
Становление происходило в сложных условиях, но коллективу всегда удавалось не только выполнять, но и перевыполнять производственные планы.
С годами материально-техническая база укреплялась, производственные мощности росли. Однако предприятию довелось пережить и непростые времена как во время перехода на рыночную экономику, так и последующие финансовые кризисы.
Нынешнего генерального директора Евгения Геннадьевича Пикулева пригласили на завод в 2016 году в качестве кризисного управляющего.
– Были большие убытки, склады пустовали, фабрики стояли, – рассказывает он. – Пришлось быстро мобилизоваться, произвести перестановку кадров, пересмотреть режим работы. Производство восстановили в кратчайшие сроки и к концу 2016-го даже вышли на небольшую прибыль.
Исторический максимум
К юбилею завод достиг исторического максимума: 401 тыс. тонн! Впрочем, это не предел, ведь общая производственная мощность двух фабрик, находящихся на территории предприятия, составляет около 500 тыс. т продукции в год. За смену производится от одной до трех тысяч тонн разных фракций щебня.
Практически все дорожники степной зоны Алтая работают на щебне Веселоярского завода. Основным потребителем продукции являются Юго-Западное ДСУ, а также Северо-Западное и Центральное. Им требуется для строительства дорог и обочин щебено-песчаная смесь. Поэтому данный вид занимает 70% от всей продукции.
За свою 60-летнюю историю предприятие уже отработало один карьер. Сейчас производится разработка второго.
– Данный карьер служит уже более 40 лет, – продолжает Евгений Геннадьевич. – Из него добыто 4,5 млн кубометров камня. Из этого щебня можно было бы построить дорогу от Веселоярска до Владивостока. И еще запас гранита на 100 лет работы.
Слово за техникой
В праздничный день для гостей организовали экскурсию на карьер с презентацией техники, задействованной на нем. Здесь экскаваторы, погрузчики, бульдозеры, трудяги-"БелАЗы" и пришедшие им на смену современные самосвалы "Хово". В общей сложности три десятка единиц. Автомобили, безусловно, впечатляют своими размерами и мощью.
Владимир Юдин работает водителем "БелАЗа". Его рекорд – 32 ходки за смену. А между тем за раз этот исполин может перевезти до 25 тонн!
– Это отличный агрегат для вывоза гранита! – хвалит свой автомобиль водитель.
Денис Федоров тоже раньше работал на "БелАЗе", а затем одним из первых освоил "Хово". Говорит, что разница большая, особенно в том, что касается комфорта. Новый грузовик еще и экономичнее: расходует всего 38 л топлива на 100 км, тогда как его предшественник – 140. Вообще предприятие в перспективе собирается полностью переходить на более экономичный транспорт с аналогичной грузоподъемностью.
Главная ценность
На Веселоярском щебзаводе трудятся 80 человек, из них 19 – инженерно-технический персонал, остальные рабочие. Средняя заработная плата составляет около 31 тыс. рублей. Работники обеспечены всеми социальными гарантиями.
Не забывают и своих ветеранов, помогают, дарят подарки. На юбилей их пригласили в качестве почетных гостей. Пенсионеры вспомнили, как было раньше, и увидели, что имеется сегодня. Многие отдали заводу по нескольку десятков лет. Так, Сергей Васильевич Тыщенко проработал на предприятии 37 лет, а Валентина Григорьевна Грудинина – 39.
– Я пришла сюда 18 августа 1971 года. Сначала работала кассиром, учетчиком, диспетчером. Затем бухгалтером и экономистом. Закончила трудовой путь начальником смены. Гараж, токарка, кочегарка – все это строили мы вместе, поднимали сами, начиная с заливки фундамента, – вспоминает Валентина Григорьевна.
На заводе сложилось немало трудовых династий, и сегодня сыновья и дочери продолжают дело родителей.
В день юбилея предприятия более 30 человек получили заслуженные награды. Виновников торжества поздравили не только официальные лица, но и лучшие творческие коллективы.