Река является важнейшей транспортной артерией, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской магистралью, а для Эвенкии, Таймыра и республики Тыва — единственной, позволяющей обеспечить всем необходимым население и промышленные предприятия.
ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"" — одно из ведущих воднотранспортных предприятий России, обслуживающее водные пути протяженностью 8280 км. В его состав входят три филиала: Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства, а также Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника.
— Енисейское бассейновое управление пути было образовано в 1938 году как специализированное предприятие для создания и поддержания безопасных условий судоходства на водных артериях Енисейского бассейна, — говорит Владимир Байкалов, руководитель ФБУ "Администрация "Енисейречтранс". — За годы развития управление превратилось в одно из крупнейших воднотранспортных предприятий России. Долгие годы накапливалась мощная производственная база, которую удалось сохранить в процессе реформ. Она стала опорой для набирающего силу предприятия. В 2013 году управление было преобразовано в ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей".
В настоящее время штатная численность коллектива предприятия составляет более 1300 человек, которые обеспечивают содержание внутренних водных путей на судоходных реках бассейна, в том числе проведение дноуглубительных, выправительных, тральных и других путевых работ. Предприятие осуществляет дипломирование работников плавсостава, аттестации специалистов внутреннего водного транспорта, выдачу удостоверений личности моряка и другое. Налажено сотрудничество с профильными учебными заведениями.
Сегодня на вооружении путейцев 59 самоходных судов, в том числе земснаряды, плавучие краны, голландский скалодробильный снаряд и судоподъемник — единственное на реках России судопропускное гидротехническое сооружение данного типа, осуществляющее перевозку судов через высоконапорную плотину Красноярской ГЭС. Строительство такого уникального сооружения было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекратившееся с возведением в русле реки плотины гидроэлектростанции. Судоподъемник построили в 1975 году, в 1977 году он принят в опытную эксплуатацию, а в 1982 году — в промышленную. Способен перевозить через плотину Красноярской ГЭС суда и составы длиной до 80,5 м, шириной до 15 м и осадкой до 1,86 м. "Лифт для кораблей" относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Сооружение возведено на скальном основании и представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути с шириной колеи 9 м, имеющему зубчатое зацепление. Движение платформы осуществляется посредством гидропривода.
— Подобных комплексов больше нет нигде в мире, — подчеркивает Владимир Викторович, — и потому комплектующие при необходимости изготавливаются только по специальному заказу и в штучных экземплярах. Техника подъема судов выглядит так: для перевозки судов через плотину Красноярской ГЭС судовозная камера опускается по рельсам ниже уровня воды и заполняется водой, после чего судно заходит в камеру и, оставаясь на плаву внутри нее, поднимается в верхний бьеф Красноярского водохранилища. Судовозная камера размером с пятиэтажное здание движется вверх по нижним путям. В самой верхней точке подъема камера разворачивается на поворотном круге и по верхним судовозным путям спускается в верхний бьеф водохранилища. В целом переброска судна из одного бьефа в другой занимает около двух с половиной часов.
С началом освоения группы нефтегазовых месторождений, таких как Ванкорское, Лодочное, Сузунское, Тагульское, основным способом доставки грузов и оборудования стал водный транспорт. По Енисею караваны судов спускаются до реки Большая Хета. Во время ее разлива, в июне, суда доставляют грузы до упомянутых месторождений. Если какую-то часть грузов не успевают перевезти за период паводка, то оставшиеся грузы небольшими партиями доставляют до мест назначения судами с малой осадкой в течение летнего навигационного периода. Объем грузоперевозок достигает полумиллиона тонн.
Потенциал ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" соответствует потребностям быстро развивающегося речного транспорта, а они в свою очередь определяются высокими темпами экономического роста края в целом. Филиалы предприятия имеют на своем балансе технический флот, самоходные и несамоходные суда, ремонтно-механические мастерские со слипом и причальными стенками, а также другие производственные объекты. Кроме этого, в состав ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" входит управление связи с передающим и приемным радиоцентрами, осуществляющими радиосвязь с флотом и передачу ежесуточной гидрологической и навигационной информации на суда, находящиеся в эксплуатации.
За последние десять лет предприятием на лимитируемых перекатах проведен комплекс землечерпательных работ. В результате на участке Енисея от Красноярска до Игарки увеличена единая транзитная гарантированная глубина с 280 до 290 см. В последние годы идет постепенное увеличение периода освещения плавучих и береговых знаков навигационного ограждения. Для освещения знаков на основной магистрали Енисея в современных условиях внедрены светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями повышенной дальности действия.
Значительному повышению безопасности плавания поспособствовало внедрение электронных карт и спутниковой системы координации навигационного ограждения судовых ходов.
— Внедрение спутниковых навигационных систем позволило нам привязать к координатам схему навигационного ограждения судовых ходов и организовать судовождение на основе электронных навигационных карт, — рассказывает Николай Шашеро, первый заместитель руководителя, капитан Енисейского бассейна внутренних водных путей. — Кроме того, в прошлом году мы заменили часть деревянных береговых створных знаков, указывающих путь судоводителям, на металлические с бетонными основаниями. В планах ближайшего будущего — проведение комплекса работ по дальнейшему увеличению уровня безопасности плавания в Енисейском бассейне.
Высокий профессионализм сотрудников позволяет уверенно смотреть в завтрашний день и строить оптимистичные прогнозы на развитие судоходства. За счет бюджетных инвестиций в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)" проведена реконструкция судовых ходов со строительством выправительных сооружений на перекатах: Шалунинском, Ладейских, Коркинском, Березовские камни, Шиверском, Быстрянском. Успешно завершена реконструкция слипа Ладейских ремонтно-механических мастерских (РММ).
— Сегодня мы готовы приступить к модернизации Ладейских ремонтно-механических мастерских в Красноярске. На ее реализацию предусмотрено 590 млн рублей, — уточняет Владимир Викторович. — Предполагаются строительство дополнительных горизонтальных стапельных мест на слипе, модернизация производственных зданий, инженерных сетей, электрооборудования, железнодорожного тупика, реконструкция причалов комплексного обслуживания флота (КОФ) и бункеровки судов ГСМ, причальной стенки для отстоя судов. В 2017–2020 годах запланирована реконструкция судоподъемника. Предполагаемая стоимость реконструкции составляет 1 млрд 200 млн рублей. Если говорить о долгосрочной перспективе, есть надежда, что к 2030 году весь флот "Енисейречтранса" будет модернизирован и обновлен.
За счет инвестиций из федерального бюджета предприятием построен и введен в эксплуатацию социально-бытовой корпус плавсостава на территории Ладейских РММ, предназначенный для временного пребывания работников в период сезонных судоремонтов. Аналогичный корпус в 2013 году построен и в Енисейске.
Профессиональная деятельность речников-путейцев Енисейского бассейна имеет важнейшее значение для жизнедеятельности края. От их профессионализма и компетентности зависят надежное обеспечение безопасности судоходства, своевременная доставка пассажиров и грузов. Путейцами хорошо исследован внутренний водный путь рек Енисейского бассейна, и все же каждая навигация имеет свои особенности. По Енисею и его притокам всегда будут ходить караваны судов, а значит, будет востребован труд и профессионализм тех, кто обеспечивает безопасное судоходство.