Расположенная в окрестностях краевого центра в Емельяновском районе заводская площадка с начала строительства в 2014 году уже обрела зримые контуры современного промышленного предприятия. Введены в эксплуатацию первые производственные и складские помещения на площади около 1400 кв. м. Продолжается возведение и оснащение корпусов, ведется строительство автодороги, примыкающей к федеральной автотрассе М-53 "Байкал". Наращиваются объемы выпускаемой товарной продукции.
Этим летом здесь начнется обустройство полигона для испытаний разрабатываемых и создаваемых на заводе образцов горно-шахтной техники и оборудования, а до конца текущего года будут запущены в работу первые сверхтяжелые станки, предназначенные для производства различных, в том числе штучных, крупногабаритных изделий, востребованных в машиностроении, гидроэнергетике.
В течение ближайших 8 лет здесь появятся все 6 корпусов производственного и складского назначения. Завод сможет заработать на полную мощность, рассчитанную на выпуск горно-шахтного оборудования, а также широкой номенклатуры других видов продукции — всего до 4 тыс. тонн высокоточных металлоизделий в год. Новейшее красноярское предприятие, уверенно шагнувшее в новую экономику отечественного импортозамещения, по целому ряду характеристик не имеет аналогов не только в России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.
— Уникальность завода заключается в его компактности. Для создаваемой технологической цепочки замкнутого цикла с соответствующей дислокацией производственной инфраструктуры будет достаточно 5,5 га. Таким образом, весь комплекс расположится на площади около 8 тыс. кв. м — это меньше размеров территории среднего машиностроительного завода. В то время как по стандартам советского периода для организации выпуска аналогичных видов продукции потребовалось бы не менее 64 тыс. кв. м производственных площадей — соответственно, на значительно большем земельном участке, — объясняет генеральный директор ОКБ "Микрон" группы компаний КАНЕКС Дмитрий Салов. — Насколько мне известно, подобных красноярскому по компактности крупных комплексов полного производственного цикла в области машиностроения нет ни в нашей стране, ни за рубежом. В свою очередь это качество делает более эффективным и менее затратным управление технологическими и производственными процессами.
Впереди у завода еще большой этап строительства, но уже сегодня с реализацией отдельных видов продукции точка рентабельности у предприятия втрое ниже, чем у других отечественных машиностроительных производств аналогичного класса. И это существенное экономическое и хозяйственное преимущество, так как при относительно небольших финансовых оборотах имеется прибыльность, обеспечивающая быстрые инвестиции в собственное развитие, разработку и внедрение новых образцов техники и оборудования.
В обозримой перспективе с вводом в эксплуатацию глубоко модернизированных сверхтяжелых металлообрабатывающих станков появится возможность производить крупногабаритные многотонные сварные изделия с термической и высокоточной механической обработкой.
— Дмитрий Александрович, выпуск какой продукции налажен в настоящее время, насколько успешны результаты?
— По итогам первых шести месяцев текущего года по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом удалось достичь почти двукратного увеличения объемов производства. Прежде всего, речь идет о серийных партиях горно-шахтной техники, оборудования, остро востребованных на отечественном и зарубежном рынках. Сформирован большой портфель заказов. С учетом тенденции разрабатывается основательная производственная стратегия, предусматривающая не только выпуск, но и собственную разработку образцов. Акцент делается на новых технических решениях. Это укладывается в концепцию машиностроительного центра ОКБ "Микрон", представляющего собой научно-производственную испытательную площадку для предприятий крупного российского многопрофильного холдинга КАНЕКС.
В прошлом году разработано и поставлено в серийное производство 16 новых видов вагонеток различной грузоподъемности, включая вагонетки специального назначения, предназначенные для перевозки горюче-смазочных и взрывчатых материалов, кислородных баллонов. К примеру, грузовые вагонетки модели ВГ 5-м массово применяются на промплощадках горно-металлургического комплекса "Норильский никель". Разработана и испытывается вагонетка большей грузоподъемности — для перевозки 6,2 куб. м руды. В поставках вагонеток такого типа производственники ГМК "Норникель" также заинтересованы. В целом вагонетки, создаваемые на площадках машиностроительного центра ОКБ "Микрон", поставляются в разные уголки страны и зарубежья, в том числе на предприятия Кемеровской области, Якутии, Казахстана.
Все большим спросом в настоящее время пользуются вагонетки повышенной грузоподъемности, так как на многих добычных производствах из-за снижения содержания ценных пород и материалов в рудных массах возникает необходимость в переработке, а следовательно, и в перевозках больших объемов руды. Среди отечественных производителей именно завод ОКБ "Микрон" способен обеспечить данный спрос предложением с весомыми конкурентными преимуществами в соотношении цены, качества и технических характеристик продукции.
В частности, на предприятии создана модернизированная версия тяжелой 4-осной вагонетки распространенного типа ВГ-9 с массой перевозимого груза до 22,5 тонн. Грузоподъемность новой модификации с обозначением ВГ-11 увеличена до 33 тонн при сохранении прежних габаритов. Потребность в такой технике достаточно высока. В текущем году красноярский завод начнет поставки вагонеток ВГ-11 заказчикам. Кроме того, обеспечивается полное сервисное обслуживание продукции — как на собственных площадках, так и с локализацией сервисных центров на предприятиях контрагентов.
— В связи с разработкой новых видов горно-шахтной техники и оборудования ОКБ "Микрон" построит испытательный полигон…
— Вместе с производством вагонеток красноярский машиностроительный центр ставит задачей серийный выпуск современных устройств загрузки вагонеток, разгрузочных станций всех типов, включая круговые опрокидыватели, донную разгрузку и боковую разгрузку, а также контактной и аккумуляторной электротяги. Уже разработан контактный электровоз К-17М. Для подробных ресурсных испытаний с последующей доводкой конструкций и технологий потребовалась своя испытательная площадка.
В августе текущего года начнется снаряжение полигона. Это будет кольцевой рельсовый путь протяженностью 300 м с колеей 600-750-900 мм, контактной электросетью постоянного тока мощностью 250 кВт, оборудованный площадками для установки различного разгрузочного и погрузочного оборудования, с комплексом вспомогательных помещений. Запуск полигона — непростая технологическая задача. Собственные инвестиции в данный проект в течение года составят около 25 млн рублей.
— Как скоро на предприятии начнется выпуск крупногабаритных изделий в интересах тяжелого машиностроения?
— Уже в этом году большим событием в жизни производственного комплекса обещает стать ввод в эксплуатацию четырех тяжелых и сверхтяжелых станков. В их числе пятикоординатный обрабатывающий центр HEAVICUT-5,3/ TDV 2 с полем обработки 10 000х5000х3500 мм и поворотным столом грузоподъемностью 100 тонн, токарно-винторезный станок 1А660.400 Ф1 с диаметром обработки до 1250 мм, способный обрабатывать детали весом до 40 тонн, а также плоскошлифовальный станок Heckert SZ 1.6 с полем обработки 1600х1600х6000 мм при максимальном весе детали 12 тонн и зубострогальный станок MAAG SH — 250/300 S, предназначенный для производства зубчатых колес диаметром до 3080 мм и массой до 15 тонн.
В числе первых заказчиков продукции — Сибирская угольная энергетическая компания. В рамках заключенного на XIV Красноярском экономическом форуме соглашения с угольщиками планируются поставки заводом ОКБ "Микрон" деталей для тяжелых карьерных экскаваторов.
Одним из перспективных направлений в производственной деятельности можно считать гидроэнергетику. Тяжелое инструментальное оборудование ОКБ "Микрон" позволит выпускать различные крупногабаритные узлы для гидроэлектростанций вплоть до рабочих колес. С учетом того, что на сибирских реках — Енисее, Ангаре и Тунгуске — создан целый каскад ГЭС и у каждой из станций есть свои сроки программной модернизации оборудования, производственное взаимодействие с предприятиями гидроэнергетики — вполне реалистичная комплексная задача.
Большое поле в применении возможностей производственного центра лежит и в области импортозамещения. К примеру, красноярский завод сможет наладить выпуск многих видов продукции, поставлявшихся ранее украинскими производственниками.
Твердые перспективы развития центра тяжелого машиностроения ОКБ "Микрон" группы компаний КАНЕКС формируют привлекательные условия для трудоустройства квалифицированных рабочих, инженеров. На сегодняшний день костяк персонала составляют специалисты, работавшие в свое время на "Крастяжмаше". А в целом здесь предполагается создать до 500 новых рабочих мест. Уже поставлена задача разработки в крае специальных образовательных программ для кадрового обеспечения производства. Впереди у завода большой путь с новыми яркими событиями и достижениями в области технологий XXI века.