Красноярский край входит в число российских регионов, активно внедряющих космические технологии в повседневную жизнь. Существенный вклад в развитие этой сферы вносит Краевой центр коммуникаций.
Центр создан в 2009 году в рамках долгосрочной государственной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края". Сегодня он осуществляет мониторинг движения транспортных средств, оснащенных оборудованием системы ГЛОНАСС и выполняющих перевозки школьников, пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах. Также здесь отслеживается перемещение транспортных средств, перевозящих опасные и крупногабаритные грузы на территории края.
— Система диспетчеризации трехступенчатая, — поясняет директор ООО "Краевой центр коммуникаций" Елена Пфайфер. — Первый уровень — это диспетчеры, находящиеся непосредственно на автотранспортных предприятиях, владеющих транспортными средствами. Второй уровень — единая диспетчерская служба в каждом муниципальном районе. Третий — единая краевая служба, обеспечивающая работоспособность всей системы, контролирующая работу диспетчеров на местах и отслеживающая логистику в регионе.
Краевой центр коммуникаций является ядром разветвленной и высокоорганизованной системы, включающей в себя круглосуточный диспетчерский пункт, аккумулирующий и обрабатывающий информацию о движении транспортных средств на территории края, а также мобильных групп ремонта, выезжающих при необходимости в любую точку Красноярья. Кроме того, в упомянутую систему включены служба эксплуатации и служба развития, нацеленные оперативно решать задачи, поставленные правительством края.
Коллектив центра составляют высококвалифицированные специалисты. В результате применения диспетчерских систем управления транспортом с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС достигается несколько эффектов. В первую очередь это повышение безопасности перевозок за счет сокращения времени реагирования в чрезвычайной ситуации. Система мониторинга позволяет контролировать как местоположение и маршрут движения транспорта в режиме реального времени, так и соблюдение водителями скоростного режима. В случае возникновения нештатных ситуаций в автобусах предусматривается двухсторонняя голосовая связь водителя с диспетчером, использование "тревожных кнопок". При экстренном вызове время прибытия оперативных служб сокращается до 30%. Диспетчер фиксирует и ситуации с превышением скорости движения, определяются координаты местонахождения водителя-нарушителя. К числу положительных эффектов использования диспетчерских систем управления транспортом относятся уменьшение расхода топлива, контроль соблюдения расписания движения, повышение качества обслуживания, оптимизация движения и учет перевозки льготных пассажиров по социальным картам жителей Красноярского края.
— Кроме того, Краевой центр коммуникаций предоставляет круглосуточный доступ к Единой дежурно-диспетчерской службе Красноярского края, — отмечает Елена Пфайфер. — ЕДДС осуществляет координацию действий всех дежурно-диспетчерских служб Красноярского края.
В 2012 году Краевой центр коммуникаций как региональный унифицированный центр космических услуг вошел в пятерку лидеров по РФ и продолжает удерживать ведущие позиции в этой области.