Созданная в 2014 году организация сегодня качественно и в установленные сроки реализует инфраструктурные проекты различной сложности с опорой на передовые, а порой и вовсе уникальные технологии. В пределах своего географического присутствия на территории Красноярского края, Хакасии и Кемеровской области "ЕнисейАвтодор" предлагает системные комплексные инженерно-технические решения, технологические инновации на всех этапах жизненного цикла автодорог — от проектирования, текущих и капитальных ремонтов, реконструкции до строительства и содержания автотрасс и сооружений, а также в системе подготовки и повышения квалификации работников автодорожной отрасли.
В частности, именно "ЕнисейАвтодор" является единственной компанией из числа работающих в красноярском регионе, которая широкомасштабно использует инновационную систему 3D-управления строительной техникой. Ежегодно перед началом сезонных дорожно-ремонтных работ организовываются учебно-практические семинары, аналогов которым в стране на сегодняшний день не существует. Вместе с тем компания представляет собой социально ответственный бизнес.
Об особенностях и эффективности такой работы, о вкладе компании в совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры сибирских территорий и экономику Красноярья, о важных задачах в текущем сезоне ремонта дорог говорим с генеральным директором АО "ЕнисейАвтодор" Александром Новоселовым.
— Александр Владимирович, компания ответственна в работе, тщательно готовит кадры в уникальном формате. Каковы результаты?
— Успех выбранной стратегии наглядно демонстрируют итоговые показатели финансово-хозяйственной деятельности компании в 2017 году в сравнении с предыдущим периодом. Они характеризуются существенным увеличением объемов реализации профильных работ и услуг. Компания наращивает число рабочих мест — с 2015 года численность персонала заметно выросла и теперь в сезон ремонтов достигает 1000 человек. Ежегодно прирастает фонд оплаты труда и стоимость основных фондов компании. Позитивным образом формируется и динамика общих налоговых отчислений в бюджет Красноярского края (компания имеет красноярскую "прописку"). В прошлом году они составили более 170 млн рублей.
В основе таких цифр лежит объемный и напряженный труд коллектива. Если говорить только об одном из направлений в деятельности "ЕнисейАвтодора" — эксплуатации автодорог, то это довольно большой перечень задач: всесезонное содержание, обеспечение безопасности движения, мониторинг и контроль перемещений дорожной спецтехники на базе спутниковой системы позиционирования ГЛОНАСС, а также информационно-метеорологическое сопровождение, контроль за оперативной ситуацией на дорогах, прогноз и ликвидация ЧС. Как известно, на плечах компании лежит и значительный массив ремонтов автомобильных дорог в крае и за его пределами.
Все это возможно только при самой обстоятельной требовательности к уровню профессионализма работников. Инженерно-технический состав основательно подготовлен, обладает большим багажом знаний и отраслевым опытом. Тем не менее вопросам повышения квалификации как специалистов, так и представителей рабочих профессий в компании уделяется особое внимание. Ведь каким бы ни было техническое вооружение, только с высококлассными профессионалами можно создавать по-настоящему надежные дороги.
В связи с этим с 2018 года компания приступила к реализации без преувеличения уникального проекта по обучению линейного состава — проведению учебно-практических семинаров в формате погружения в теоретические основы методов качественной укладки асфальтобетонного покрытия и последующих практических заданий с элементами соревнований. Такие занятия проводятся в середине весны — накануне старта дорожных ремонтов — с целью как можно лучше подготовить персонал к ответственной работе на объектах, чтобы при реализации проектов все выполнялось максимально качественно и не возникало потребностей что-то переделывать с потерей времени и материальных ресурсов компании.
Подобные комплексные семинары не проводились на просторах СНГ со времени образования Содружества. Полезный формат обучения по интенсивной методике был не просто возрожден, а фактически создан заново и скрупулезно проработан. В текущем году занятия были организованы в течение двух дней, 25 и 26 апреля, на площадке АО "ЕнисейАвтодор" в Ачинске. Первый день участники посвятили теории: лекции читали кандидаты технических наук (ктн), доценты Сибирского автодорожного института Григорий Левашов и Илья Потеряев, а также заведующий кафедрой дорожного строительства ИСИ СФУ ктн, доцент Вадим Серватинский и ктн, доцент Наталия Артемьева. Во второй день участники продемонстрировали знания и навыки на практике. Участвовало 4 команды по 9 человек в каждой.
По сложившейся традиции в ходе лекционных занятий научные работники, специалисты-отраслевики доносят до участников основанную на исследованиях и отработанную на практике информацию о применении в ремонтах и строительстве дорог битумных вяжущих и геосинтетических материалов, кратно увеличивающих эксплуатационные ресурсы дорожного покрытия. Таких знаний требуют и обновленные нормативные требования к качеству дорог. Затем, в практической части семинара, наступает очередь закрепления ранее приобретенных профессиональных навыков — на специально подготовленном участке бригады с помощью техники укладывают асфальтобетон, получают оценки. Здесь учитывается масса деталей — вплоть до критериев трудовой дисциплины. А в целом такие семинары не только повышают уровень профессионализма, стимулируют работников к совершенствованию своего мастерства, но и сплачивают коллективы, ведь общий командный результат складывается из результатов каждого участника.
— Благодаря тщательной подготовке кадров компания уверенно справляется с большой работой. Насколько содержательным стал 2017 год?
— Ориентир на качество позволяет формировать достаточно крупные масштабы дорожно-ремонтных работ. Только в Красноярском крае силами компании были проведены капитальные ремонты на двух участках на федеральной автотрассе Р-255 "Сибирь" (Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск) и на участке дороги Р-257 "Енисей" (Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией), а также реконструкция путепровода через Восточно-Сибирскую железную дорогу на участке автодороги Р-255 "Сибирь".
Один из участков дороги Р-257 "Енисей" компания отремонтировала на территории Хакасии. Кроме того, бригады "ЕнисейАвтодора" работали и в Кемеровской области. В частности, был проведен капитальный ремонт участка автодороги Р-255 "Сибирь", были отремонтированы мост через реку Чубур на автотрассе Р-255 "Сибирь" на подъезде к Томску и мост через реку Юра на автодороге Новосибирск — Иркутск — Усть-Серта — Листвянка — Усть-Колба в Мариинском районе области. Проведены работы по содержанию участков дороги Р-255 "Сибирь" и автодорог в областных районах — Тяжинском, Ижморском, Мариинском и Яйском. Также компанией капитально отремонтирован участок автодороги "Восток", пролегающей в Хабаровском крае от Хабаровска через населенные пункты Красный Яр, Ариадное, Чугуевка до Находки.
— Насколько велик диапазон применения современных технологий, инноваций в деятельности компании?
— "ЕнисейАвтодор" максимально широко использует передовые отраслевые технические и технологические решения, включая собственные научные разработки (холодных смесей, реагентов), с целью поддержания необходимого качества работ и высокой производительности труда. В числе прочего такой подход реализуется в эксплуатации и совершенствовании системы навигации, мониторинга и контроля. Успешным решением, подчеркивающим технологичность рабочих процессов, служит сформированная система мониторинга изменений погоды для оперативного реагирования и соответствующего эффективного распределения спецтехники по объектам строительства и ремонта. Вместе с тем сеть метеостанций с единым диспетчерским центром служит для составления прогнозных моделей погодных условий, актуальных для обеспечения безопасности эксплуатации автодорог. В качестве еще одного примера использования перспективных разработок можно привести создание системы информационного обмена между заказчиком, подрядной организацией, службами МЧС и ГИБДД.
— Значительный объем ремонтно-строительных работ требует крепкого технического оснащения. Как компания решает эту задачу?
— Наполнение и модернизация парка специальной техники являются одним из ключевых приоритетов в стратегии корпоративного развития. Это напрямую связано с продолжающейся активной работой в области повышения качества выполняемых работ и технологических процессов, эффективности управления производственными ресурсами и проектами, а также системы бизнес-планирования. Для увеличения производительности труда компания в 2017 году обновила технический парк, который на сегодняшний день состоит из более 450 единиц специальной техники зарубежного производства, включая асфальтоукладчики, грейдеры, экскаваторы, дорожные фрезы, асфальтные и грунтовые катки, самосвалы, дорожно-разметочные и другие машины. В рамках собственной инвестиционной программы в прошлом году приобретено 19 единиц техники и оборудования на общую сумму свыше 160,5 млн рублей.
Кроме того, компания обладает высокопроизводительными и традиционными асфальтобетонными заводами, оснащенными как отечественными, так и зарубежными асфальтобетонными установками.
— "ЕнисейАвтодор" масштабно использует 3D-технологии в управлении стройтехникой. В чем преимущества таких инноваций?
— Важно не только иметь сильный технический потенциал, но и как можно эффективнее реализовывать его в дорожно-строительной деятельности. В частности, применяемая компанией система Topcon P63 mmGPS в настоящее время является самой передовой технологией для автоматизации дорожных работ, сочетая в себе точность лазерной технологии mmGPS с удобствами спутниковых систем. Система основана на передовых ГНСС-технологиях, позволяющих определять точное положение выравнивающей плиты в 3D-координатах и режиме реального времени. Если точнее, через экран панели управления можно калибровать оборудование, контролировать его работу и осуществлять общее управление системой, благодаря которой работы выполняются с миллиметровой точностью. Достигается она следующим образом: спутниковые приемники на асфальтоукладчике принимают поправки от стационарной базовой станции, находящейся в пределах зоны распространения сигнала. Лазерные сенсоры корректируют высотную отметку, полученную при GPS-измерениях, до миллиметровой точности.
— Какие концептуальные задачи формируют современную повестку дня в деятельности компании?
— В текущем году мы намерены продолжать совершенствовать применяемые технологии дорожного строительства, осваивать новые эффективные методы работы, обновлять парк дорожно-строительной техники. В числе приоритетных направлений развития АО "ЕнисейАвтодор": укрепление отраслевых позиций, расширение географии деятельности, дальнейшее наращивание качества выполняемых работ, формирование дорожных условий для снижения уровня несчастных случаев на автотрассах, поддержание высокого профессионального уровня работников, формирование новых рабочих мест и, как результат, усиление хозяйственно-финансовых показателей компании.
Основательно продуманная и успешно реализуемая бизнес-стратегия развития обеспечивает АО "ЕнисейАвтодор" прочные позиции на отраслевом рынке, широкие возможности профильной деятельности, эффективность собственных инвестиционных программ, социальную стабильность в трудовом коллективе. Все это выражается в новых километрах качественно и в установленные сроки отремонтированных автомобильных дорог, в появлении современных инфраструктурных сооружений, играющих существенную роль в наращивании экономического потенциала сибирских регионов.