Большинство кораблей в парадном строю принадлежат Енисейскому речному пароходству. На сегодня это основной перевозчик грузов по водным путям бассейна реки Енисей.
Об основных направлениях грузоперевозок, имеющих стратегическое значение для всего региона, состоянии флота и квалификации работников рассказывает генеральный директор Акционерного общества "Енисейское речное пароходство" Андрей Яковлев.
— Андрей Васильевич, что сегодня представляет собой предприятие, созданное более 85 лет назад?
— В настоящее время Енисейское речное пароходство работает стабильно и располагает всеми необходимыми ресурсами для решения любых задач, связанных с доставкой грузов водным транспортом в бассейне реки Енисей. Предприятие обладает самым большим в регионе сухогрузным и танкерным флотом, "рабочее ядро" которого насчитывает порядка 460 единиц. Мощный флот, квалифицированные кадры, судоремонтные центры, а также дочерние предприятия — крупнейшие в Восточной Сибири Красноярский речной порт и Лесосибирский порт — все это обеспечивает полный производственный цикл деятельности компании, позволяет качественно и в срок выполнять заявки частных и государственных заказчиков.
— Какой объем грузов планируется перевезти флотом компании в текущем году, и кто основные заказчики?
— Всего в навигацию-2018 Енисейское речное пароходство планирует перевезти примерно 3,5 млн т различной номенклатуры. Основным заказчиком, на долю которого приходится более 50% объемов выполняемых пароходством грузоперевозок, и держателем контрольного пакета акций предприятия является ПАО "ГМК "Норильский никель". Соответственно, основная линия грузоперевозок — магистральное направление Красноярск — Дудинка. В порт Дудинки, речные ворота Норильского промышленного района, мы планируем доставить порядка 1,8 млн тонн грузов по заявкам "Норникеля", из них 1,5 млн т — песок, который добывает со дна реки специальное судно — земснаряд ПЗС-500-26.
Еще ряд направлений имеет стратегическое значение для региона в связи с реализацией программ по освоению расположенных на Севере Красноярского края нефтегазоносных месторождений — Ванкорского и Сузунского, Куюмбинского.
В рамках Северного завоза планируется перевезти порядка 76 тыс. тонн грузов.
— ЕРП является постоянным участником северного завоза, в чем заключается специфика работы на этом направлении?
— Доставка грузов на притоки Енисея — первое, к чему енисейские речники приступают с открытием навигации. Этот процесс требует от капитанов и экипажей судов огромной ответственности и профессионализма. Весеннее половодье длится две-три недели, и только в этот период уровни воды на таких реках, как Подкаменная и Нижняя Тунгуска, Большая Хета, держатся на уровне, приемлемом для прохода большегрузных судов. За это время нам необходимо обеспечить поселки Крайнего Севера необходимыми ресурсами на весь год, ведь все остальное время они оторваны от большой земли.
Стоит отметить, что к профессиональному празднику — Дню речника — мы обычно практически завершаем экспедиционный завоз на притоки.
— То есть задачи северного завоза на 2018 год уже выполнены? Насколько успешным был сезон "высокой воды"?
— Первые суда на Подкаменную Тунгуску вышли из Красноярска 8 мая. 21 мая, дождавшись выхода льда из притока, караван из 70 судов зашел в реку. Основная масса грузов была доставлена в Ванавару и Куюмбу, небольшие объемы — в поселки Байкит, Полигус и другие, всего 44 тыс. тонн, из них 6,8 тыс. нефтеналива по программе северного завоза.
На Нижнюю Тунгуску суда Енисейского пароходства начали заходить 7 июня. Танкеры "Виктор Астафьев", "Александр Печеник", ТН-663 и ТН-609, девять нефтеналивных и две сухогрузные баржи, пять буксировщиков и три сухогрузных теплохода доставили 25,5 тыс. тонн грузов по программе северного завоза для Эвенкийского муниципального района. В основном это нефтеналив, а также уголь и другие сухогрузы.
И наконец 12 июня караван из 130 судов Енисейского речного пароходства зашел на Большую Хету. Груз в объеме 220 тыс. тонн доставлен на Ванкор и Сузун. Для оперативной выгрузки в конечных пунктах доставки пароходство задействовало собственные плавучие краны. В связи с коротким периодом "высокой воды" в реке разгрузочные работы велись в круглосуточном режиме. Отмечу, что навигация на Большой Хете, в отличие от Подкаменной и Нижней Тунгуски, с завершением паводка не заканчивается. На втором этапе, летнем, мы продолжаем работу, используя мелкосидящий флот.
— Для такой напряженной работы необходим не только большой, но и очень надежный флот. Как решается эта задача?
— Действительно, от качества подготовки флота зависит успешность всей навигации: чем оно выше, тем меньше заходов судна на ремонт в навигационный период. Енисейское пароходство уделяет большое внимание поддержанию флота в работоспособном состоянии: ежегодно на судоремонт компания затрачивает порядка 400 млн рублей. В межнавигационный период работы ведутся в Красноярском судоремонтном центре, Подтесовской и Ермолаевской РЭБ флота специалистами-судоремонтниками. С началом весны к ним присоединяются экипажи судов.
На судоремонтных площадках ЕРП выполняется замена оборудования взамен изношенного, в том числе главных двигателей и дизель-генераторов, корпусный ремонт, ведется оснащение судов современной аппаратурой и системами в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. В настоящее время реализуется проект оснащения флота системами видеонаблюдения, внедряется автоматизированная система мониторинга и контроля расхода топлива на судах.
— Расскажите о кадровой политике Енисейского речного пароходства, каковы приоритеты компании в этом направлении?
— Без преувеличения можно сказать, что персонал — это главное богатство и ценность компании, ее основной резерв. Первоочередная задача — обеспечение предприятия квалифицированными специалистами и постоянное повышение квалификации действующих работников. Именно поэтому Енисейское речное пароходство тесно взаимодействует с учебными заведениями, готовящими плавсостав, присматривается к курсантам на протяжении всего процесса
обучения, чтобы иметь возможность укомплектовать штат лучшими из них. В частности, на наших судах проходят практику учащиеся Красноярского института водного транспорта и других учебных заведений. Мы задействуем студентов второго и третьего курсов в качестве мотористов и мотористов-рулевых на протяжении всей навигации.
Что касается действующего плавсостава, то каждые пять лет, согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, специалисты проходят процедуру подтверждения дипломов, а перед этим — обучение по программам дополнительного профессионального образования. В первую очередь они направлены на обеспечение безопасности судоходства. Судовое оборудование постоянно совершенствуется, меняются существующие и появляются новые нормативы и правила в области судоходства на внутреннем водном транспорте, поэтому судоводители должны получать своевременную информацию и подтверждать актуальность своих знаний.