Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Ежемесячное обозрение. Журнал для тех, кто думает о будущем

660077, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Молокова, 40 оф. 282
телефон: +7 (391) 276-03-57
e-mail: vredaktor@idrenome.ru

Обучение: вектор развития

На краевом Августовском педагогическом совете и. о. министра образования края Светлана Маковская рассказала о ближайших перспективах в развитии отрасли, а глава региона Александр Усс — об имеющихся для их решения организационных и финансовых ресурсах

Конкурентные преимущества краевого образования: актуальное состояние и перспективы — так сформулирована общая тема форума в 2018 году. На него съехались полторы тысячи педагогов со всего региона с основной целью — обсудить с представителями краевой власти актуальные вопросы и проблемы, существующие в системе среднего и средне-профессионального образования региона.

В этом году президентом России поставлены задачи, связанные с усилением глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, напомнила Светлана Маковская, открывая свой доклад на педсовете. В выступлении глава профильного министерства выделила 7 приоритетных задач и возможных конкурентных преимуществ краевой системы образования, которые, как предполагается, позволят достичь целей, поставленных федеральным центром.

Первое направление касается обеспечения качества новых образовательных результатов в школе. Одним из условий вхождения в десятку стран, лидирующих по уровню общего образования, является грамотное управление качеством, наличие соответствующих инструментов оценки и механизмов управления. В 2018 году, по данным агентства "Эксперт-Аналитика" (оно составляет рейтинг школ на основе оценки количества выпускников, поступивших в ведущие вузы России), Красноярский край делит 3-4-е место со Свердловской областью среди 46 регионов РФ, пропустив вперед школы Москвы и Московской области. Это, по словам Светланы Маковской, свидетельствует о достаточно высоком уровне качества краевого общего образования, хотя в некоторых муниципалитетах края школьники на экзаменах показывают низкие результаты. Проблему повышения качества образования не решить простым повышением квалификации отдельных учителей: необходима командная работа всего педагогического коллектива. В крае разработана концепция развития школьного образования в сельских районах. Ею предусмотрен комплекс мер, реализация которого идет в 17 муниципальных системах образования; более 2000 педагогов вовлечены в эту работу.

— В рамках федерального проекта по повышению качества образования в школах с низкими результатами, находящихся в трудных социально-экономических условиях, Институтом повышения квалификации совместно с Сибирским федеральным университетом разработана региональная программа, направленная на исправление ситуации. Проект реализуется второй год, и на данный момент в него включены 36 из 400 школ края упомянутой категории. Повышение образовательных результатов школьников мы должны увидеть в конце предстоящего учебного года. Опираясь на разработанную программу, муниципалитеты обеспечат внедрение найденных решений в практику работы остальных школ, — отметила и. о. министра образования Красноярского края Светлана Маковская. — Ожидаемое конкурентное преимущество, на достижение которого мы будем работать в ближайшие годы, — это система управления качеством образования, ориентированная на достижение новых результатов и обеспечение индивидуального прогресса школьников.

Новыми инструментами управления качеством образования становятся разработанный региональный образовательный атлас, куда включены передовые педагогические практики, а также мониторинг муниципальных систем образования, включающий в себя такие показатели, как оценка образовательной среды дошкольников, школьная система оценки качества образования, показатель условий профессионального развития педагогов, показатель качества образовательной среды.

Другими важнейшими направлениями развития системы образования Красноярского края становятся внедрение современных методов и технологий обучения и воспитания, цифровизация образовательной среды, современное технологическое образование, а также создание мотивационных механизмов актуальных изменений квалификации педагогов. Включение в педагогическую практику передовых методик (обучение через исследование, проектное обучение и межпредметные проекты, коллективное решение задач, индивидуальные образовательные маршруты) с применением высокотехнологичного интерактивного оборудования, внедрение современного программного обеспечения кардинально меняет сущность учителя.

— Теперь нам требуется осваивать не только базовые знания, необходимые классическому музыкальному педагогу, но и новые умения учителя XXI века, который, по существу, становится продюсером, звукорежиссером, аниматором в одном лице, — комментирует ситуацию директор КГБПОУ "Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького" Татьяна Алексеева.

Вектор развития современного образования приводит к тому, что даже опытные педагоги-профессионалы, у которых за плечами десятки лет работы, вынуждены в свою очередь "садиться за парты".

— У нас в коллективе немало преподавателей, работающих в гимназии со дня ее основания, — то есть около 30 лет. Им приходится адаптироваться к работе в современной школе — они проходят обучение, учатся на курсах. Это нелегко, но необходимо, если человек любит свою профессию и хочет в ней совершенствоваться. Сейчас если ты как педагог не обладаешь хотя бы зачатками компьютерных знаний — это уже нонсенс, — говорит директор Красноярской гимназии №9 Галина Гассан.

Еще два направления развития образования в регионе работают на обеспечение доступности дошкольного образования (президентом РФ поручено к 2021 году обеспечить 100%-ную доступность образования для детей в возрасте до 3 лет, и здесь особенно важно решение кадровой проблемы) и повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей Красноярского края.

— Выбор такого приоритетного направления определялся необходимостью создания условий для реализации индивидуальной траектории каждого школьника в соответствии с его собственным образовательным запросом и ожиданиями семьи. Особую роль в повышении глобальной конкурентоспособности края играет наличие эффективной системы поддержки и развития талантов детей. В этой области уже сделано многое, — рассказала Светлана Маковская. — Активность и результативность работы позволила 26 выпускникам школ края стать обладателями гранта президента РФ для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. При этом 14 из них обучаются в краевых вузах, а трое, получив старт в основной школе, продолжили обучение в ведущих российских образовательных организациях.

Если Светлана Маковская говорила о корректировке в ближайшем будущем образовательной деятельности, то Александр Усс — о корректировке бюджета.

Интерес школьников к рабочим профессиям растет: только за последний год число заявлений от абитуриентов увеличилось в 1,5 раза. С этого года вместо трех лет студенты средних профессиональных учебных заведений будут учиться четыре года, и за это время они должны будут приобрести не менее двух дополнительных рабочих квалификаций. Такие изменения повлекли за собой увеличение расходов. Специалисты столкнулись с риском возможного сокращения приема новых учащихся. Однако эту проблему удалось решить: из краевого бюджета было выделено 165 млн рублей, что позволит избежать сокращения набора.

— Убежден, что образование не должно ориентироваться на количество имеющихся денег: средств должно быть столько, сколько необходимо для подготовки профессионалов. Мы просчитали дополнительные потребности в сфере средне-профессионального образования. Осенью будет проведена корректировка краевого бюджета, чтобы выделить необходимую сумму, — сказал Александр Усс.

Еще одна серьезная проблема — дефицит школ в Красноярске, он особенно заметен в новых микрорайонах с плотной застройкой. До 2020 года из федерального бюджета будет выделено почти 1,5 млрд рублей. Их направят на строительство трех школ, каждая из которых сможет принять по 1280 учеников. А 1 сентября 2019 года за парты новых общеобразовательных учреждений сядут школьники, проживающие в микрорайонах Покровском, Солнечном и Преображенском.

— Обучение в две или даже три смены в школах современного города — неприемлемая ситуация. Мы будем постепенно наращивать финансирование программ модернизации и строительства новых школ. Это касается не только Красноярска, но и всего края. Наша главная цель — в ближайшие годы избавиться от ветхих, деревянных строений даже в отдаленных уголках Красноярья, — отметил глава региона.

Из федерального бюджета Красноярскому краю также выделят более 1 млрд рублей на создание ясельных мест в детских садах. Всего будут построены 8 новых дошкольных учреждений на 2 тыс. мест, сообщил Александр Усс. По окончании пленарного заседания Августовского педсовета Александр Викторович поздравил и наградил лучших учителей Красноярского края — именно им предстоит воплощать в жизнь обсуждавшиеся на образовательном форуме приоритеты.

Автор: Елена Баркова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 336

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика