Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Ежемесячное обозрение. Журнал для тех, кто думает о будущем

660077, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Молокова, 40 оф. 282
телефон: +7 (391) 276-03-57
e-mail: vredaktor@idrenome.ru

Енисейский тракт

Дороги в Сибири — это нечто гораздо большее, чем просто дороги или направления: не так-то легко справиться с парализующей силой сибирского пространства.

В число таких значимых артерий входит Енисейский тракт — самый старинный в Красноярском крае. Поначалу это была вьючная тропа, соединявшая важнейшие восточносибирские города XVII века — Енисейск и Красноярск. В 1667 году этим городам угрожали разгромом кыргызские и монгольские князья. Для защиты от нападения были улучшены тропы, проезжие дороги. Построены небольшие крепости и остроги — Казачинский, Кемский, Вельский. Несколько позже, в 1689 году, была учреждена государева почта в Сибири и, как следствие, на тракте появились первые зимовья, ставшие затем почтовыми станциями. А официальное открытие Енисейского тракта с пятнадцатью почтовыми станциями и помещениями для пересылки заключенных состоялось в 1768 году.

В дальнейшем главная дорога округа дотянулась до Туруханска, Дудинки и Хатанги. После открытия месторождений золота, в конце 30-х годов XIX века, Енисейский тракт стал основной магистралью для золотодобытчиков и ссыльных. По этой дороге в течение многих лет на прииски шли артели рабочих — крестьян, уходивших в наем целыми деревнями, а также ссыльных, заключенных. Зимой непрерывным потоком по дороге продвигались обозы с продовольствием, горным оборудованием: на прииски доставлялось около миллиона пудов различных грузов и продовольствия. В крупных селах — Назимово, Анциферово, Маклаково, Каргино, Казачинском, Большой Мурте — появились постоялые дворы с кабаками, чтобы путешественники не испытывали особых сложностей в путешествии до Енисейска.

Гораздо сложнее обстояли дела с дорогами в Северной системе Енисейского округа. И хотя в середине XIX века в глубь енисейской тайги шло пять дорог (их проложили после открытия и начала работы приисков) — Старонифантьевская, Новонифантьевская, Ермаковская, Рязановская и Лопатинская, — пользы от этого было немного. Артели неделями добирались на прииски Севагликона, Актолика, Калами и Енашимо. Весной и осенью десятки и даже сотни лошадей гибли в непролазной грязи — смерть на таежной тропе была привычным делом.

Новонифантьевский тракт начали строить в 1854 году со сметой в 12 000 рублей. Участвовали в прокладке Новонифантьевской дороги золотопромышленники Волков, Барков, Дьяков, компания Горохова. Дорога была открыта 1 декабря 1855 года. В начале XX столетия наиболее используемым приискателями был Новонифантьевский тракт, передвигаться по которому можно было в летнее время. Путешественникам, желающим добраться к Викторовскому прииску, нужно было проехать 220 верст по гористой, сильно пересеченной местности через зимовья — Питское, Каменское, Нижнелендахское, Кувшинское и Чиримбинское. Расстояние между зимовьями составляло около тридцати верст.

До Октябрьской революции служащие зимовий содержались на средства золотопромышленников, позже расходы несли приисковые управления. В обязанности дорожников входили: ремонт пути на своем участке, содержание помещений зимовья в порядке, а также заготовка сена для лошадей и доставка почты.

В начале 20-х годов прошлого века все мосты через реки были разрушены, за исключением моста через Каменку, и требовали восстановления. Пришла в упадок и Старонифантьевская дорога (она шла параллельно Новонифантьевской). Объемные, тяжелые грузы стали доставляться в северную тайгу по Назимовской дороге протяженностью 355 верст. Она начиналась от деревни Назимово, расположенной в 180 верстах от Енисейска. В основном дорога шла по льду рек Тис, Волоковой, Ноготы и выходила к Успенскому прииску на Енашимо. По этой трассе было доставлено оборудование для первой фабрики Советского рудника, построенной в 1928 году. Наряду с дрогами в качестве транспортных артерий активно использовались северные реки Вельмо и Большой Пит. Груженые лодки тянули вручную, а позднее — с использованием лошадей, что было быстрей и выгодней.

Автор: https://rudnik.mobi/dorogi-i-traktyi-rayona-istoriya/

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 522

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика