За свои заслуги почетный гражданин Енисейска был награжден знаком к 85-летию Красноярского края. На посту председателя Енисейского горисполкома Совета народных депутатов, а затем и главы города (1991–1996 гг.) Дмитрий Викторович стал инициатором создания реставрационной мастерской. В 1993 году Енисейск был включен в государственную программу "Возрождение и реставрация малых и средних городов России", благодаря чему началось последовательное восстановление архитектурно-исторических зданий. При участии Дмитрия Шашкова в Енисейске открылись хореографическая школа и православная прогимназия, за что он был награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II медалью Святого благоверного князя Даниила Московского.
По инициативе Дмитрия Викторовича здание исполкома было передано под родильный дом. А в канун 375-летия Енисейска был реконструирован Детский стадион. В 1995 году был создан мемориал памяти погибшим в Великой Отечественной войне воинам-енисейцам.
За время профессиональной деятельности Дмитрия Шашкова на судах успешно внедряется новая техника. Грамотно организованная русло-изыскательская работа позволяет готовить материалы для издания электронной навигационной карты магистрального пути реки Енисей и его притоков — от Ангары до рек Таймыра.
Дмитрий Шашков награжден значком "Отличник социалистического соревнования Министерства речного флота", знаком "Почетный работник речного флота", почетной грамотой Законодательного собрания Красноярского края, имеет звание ветерана труда и до сих пор успешно трудится, возглавляя многочисленный коллектив речников, воспитывая молодежь, передавая им свой профессиональный опыт.
— Дмитрий Викторович, расскажите, как вы оказались в Енисейске, ставшем для вас по-настоящему родным?
— В Енисейске я живу более сорока лет. Приехал в город уже состоявшимся 30-летним специалистом. Закончил горьковское речное училище, выучившись на гидротехника, а затем заочно — Новосибирский водный институт. Работал старшим техником в изыскательской партии, начальником партии, помощником прораба, прорабом, главным инженером. Далее был назначен начальником Енисейского технического участка. Так судьба меня связала с Енисейским районом водных путей и судоходства. А это обширное речное хозяйство — 7 тыс. км водных путей Енисея и притоков, включая реки Таймыра и Эвенкии, территория в миллион квадратных километров.
В целом 13 навигаций проработал в должности начальника технического участка, а далее судьба сделала неожиданный поворот: меня избрали председателем горисполкома, а затем и главой города. И это в условиях, когда прежняя инфраструктура рушилась, а средств на создание новой просто не было. Не скрою, приходилось тяжело: ненормированный рабочий день, огромный поток людей с жалобами и проблемами, которые требовали быстрых, а порой и незамедлительных решений.
В городе одних котельных было 60 единиц. И все ведомственные — предприятия, не имевшие в 90-е годы финансовых средств, передавали их на баланс города. А на какие средства городу было уголь закупать? И вот садишься в машину, едешь в Хакасию — в Черногорск — уговаривать директоров: мол, мужики, надо помочь… В таких молодых городах, как Шарыпово, Назарово проще было в 90-е, а таким старинным небольшим городам, как Енисейск, тяжело приходилось: много было в хозяйстве обветшавшей и требовавшей замены инфраструктуры, а ресурсы практически полностью отсутствовали. Честно скажу: морально очень устал за те годы. И даже губернатор края тех лет Валерий Зубов не смог меня в тот период убедить пойти на новый срок в градоначальники.
Поработал я после этого на разных управленческих должностях и вернулся в речники, к любимому делу — и вот уже 13 лет тружусь по своей основной специальности.
— Расскажите о специфике работы "Енисейречтранса" и непосредственно вашего "участка", сравнимого по территории с двумя Франциями.
— Наш коллектив выполняет функционал "дорожников на воде", обеспечивая судоходство и эксплуатацию водных путей на реках, производя необходимые путевые работы для поддержания гарантированных габаритов пути и улучшения судоходных условий. А именно мы устанавливаем знаки по аналогии с дорожными, ведем мониторинг русла и углубляем его, если возникает такая необходимость. У речников должна быть уверенность, что флот с определенной осадкой и определенными грузами в нужное время дойдет до места назначения, что чрезвычайно важно в условиях короткого периода навигации.
Наше "дорожное" хозяйство — это 3450 береговых знаков и около 1000 плавучих, которые нужно обслуживать и заменять по мере необходимости. Большая и по-настоящему интересная работа.
— Специалисты рассказывают, что сейчас в речном хозяйстве применяются "космические" технологии — насколько они помогают?
— Сегодня труд изыскательских партий и всех других наших подразделений стал гораздо производительнее и эффективнее: во многом благодаря спутниковому оборудованию, которое активно внедряется. На основной магистрали сейчас используются светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями. Значительно повысить безопасность плавания позволила спутниковая система координации навигационного ограждения судовых ходов, обеспечивающая судоходство с помощью электронных карт. Проще говоря, судоводителю не надо уже смотреть постоянно на берег, сверяясь с установленными знаками и буями. Он смотрит в основном на экран монитора и ведет судно по лоцманской электронной карте и эхолоту, который постоянно сканирует глубину под днищем корабля.
Но, разумеется, это оборудование было бы на порядок менее эффективным, если бы мы не обеспечивали его своими изыскательскими материалами, переводимыми потом в электронный вид. На этом направлении у нас работают, в частности, контрольно-корректирующие станции, собирающие всю информацию — спутниковую и прочую — воедино.
— Обеспечивать безопасность движения на реках — это большая ответственность, особенно в условиях Северного завоза, как справляетесь?
— В нашей компетенции — контроль за 3936 км речного бассейна Енисея и других рек, разных по протяженности, глубине и характеру. Подкаменная Тунгуска, к примеру, горная река. Весной на ее порогах скорость течения превышает 25 км в час, при этом караван судов должен подняться вверх по течению и доставить необходимые грузы в отдаленные поселки, расположенные по берегам реки. Мы отвечаем за гарантированные габариты — глубину, ширину, радиус закругления...
Для этого требуется постоянное изучение судовых ходов, дна, ложа рек. Енисей в основном сложен из несильно подвижных грунтов, поэтому его фарватеры относительно устойчивы. Такие реки, как Большой Пит, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, протекают по Восточно-Сибирскому плоскогорью, а это каменистый рельеф, базальт, гранит — породы, которые практически не размываются. Левый берег Енисея в основном песчаный, и, как следствие, здесь необходима специальная техника: самоходные земснаряды, плавучие краны.
Флот, конечно, постепенно устаревает, но мы старательно сдерживаем этот процесс — модернизируем и даже сами строим новые суда. Есть проблемы с землечерпательным флотом, который занимается углублением фарватеров. Его обновление требует средств. В ближайшее время будут освоены 170 млн руб., выделенные по федеральной программе развития водных путей Енисейского бассейна. Средства пойдут на капитальный ремонт одного из земснарядов. А к 2023 году планируем запуск собственного небольшого судоремонтного завода со сметной стоимостью более 1 млрд рублей. Необходимость создания своей производственной площадки назрела давно, так как у коллектива есть опыт в строительстве небольших судов для нужд предприятия. В прошлом году спустили на воду баржу собственного производства. В этом году строим еще одну — более крупную.
Нашему предприятию очень повезло со специалистами. По штатному расписанию у нас трудится более 470 человек. Из них 320 — это плавсостав, остальные — береговые работники (ремонтная база, автопарк). Всем хочу выразить благодарность за труд, инициативность, достигнутые результаты и пожелать продуктивной работы в наступившем 2020 году.