В этой связи особую роль обретает качество инфраструктурного и социального обустройства северных районов.
Решение столь важных задач поручается наиболее опытным и ответственным хозяйственникам. Эффективность таких подходов уже много лет подтверждает профессиональная деятельность хорошо известного на красноярском севере предпринимателя Сергея Петракова, во владении которого находится несколько компаний, имеющих существенное значение для стабильной работы Ванкорского нефтедобычного кластера, а также функционирования комплекса жизнеобеспечения Туруханского района. Организации остаются в ряду крупнейших в районе налогоплательщиков, играют большую роль в трудоустройстве местного населения. Минувший год стал для компаний очередным этапом в успешной реализации многопрофильных проектов, подчеркнув при этом актуальность необходимой в такой работе государственной поддержки.
Приоритет — надежность
Уверенно выступает в качестве подрядчика ООО "РН-Ванкор" (дочернего общества ПАО "НК "Роснефть") компания ООО "ДАЛС", которой доверяется решение крайне непростых в северных климатических условиях задач по всесезонному обслуживанию дорожно-транспортной инфраструктуры нефтегазовых месторождений Ванкорской группы с выполнением по заказам нефтяников различных строительно-монтажных работ. В числе прочего это содержание ледовой переправы и двух понтонно-мостовых переправ, обеспечивающих транспортное сообщение с Ванкорским и Сузунским месторождениями, а также обслуживание внутрипромысловой автодороги на Сузуне.
В минувшем году, по словам Сергея Петракова, компания "ДАЛС" включилась в работу по устройству оснований под опоры воздушной линии оптоволоконной связи, протянувшейся к Ванкору, а также по строительству пролегающей вдоль данной линии технологической зимней дороги, необходимой для обеспечения транспортной доступности инженерно-технических коммуникаций.
Сам факт длительного плодотворного взаимодействия компании "ДАЛС" с нефтедобытчиками красноречиво говорит о высоких стандартах качества и надежности, характеризующих деятельность подрядной организации. Чтобы соответствовать чрезвычайно строгим требованиям заказчика и выигрывать тендеры, необходимо обладать соответствующей аккредитацией, подтверждать наличие парка спецтехники, ремонтной базы, иметь квалифицированный персонал и положительные оценки финансового аудита. Содержание автодорожных артерий в районах месторождений Ванкорского блока объективно является сложной задачей — ссылки на капризы погоды здесь не работают: дороги всегда должны быть в рабочем состоянии для поддержания регулярного транспортного сообщения. Риски, способные нарушить отлаженный ритм работы нефтедобычных мощностей, просто недопустимы. Профессионализм и предельная ответственность персонала компании "ДАЛС", отточенные многолетней отраслевой практикой на севере края, обеспечивают твердый порядок в инфраструктурном комплексе Ванкора.
— Хочется надеяться, освоение Ванкорского, Тагульского, Сузунского месторождений придаст ощутимую динамику в развитии северных территорий региона, сформирует обнадеживающие перспективы, в том числе для ближайшего к Ванкору города-порта Игарки, где в советский период кипела жизнь, работали предприятия, проживало более 20 тыс. человек, а в постперестроечный период произошло глобальное угасание хозяйственной деятельности. Отмечу, сегодня постепенно возрождается навигационная активность на Енисее и его притоках, что, в частности, отражается в системном росте показателей "Игарской стивидорной компании", основным направлением работы которой является обработка перевозимых по речным артериям в период навигации коммерческих грузов промышленного и социального назначения, — рассказывает владелец компании Сергей Петраков.
На перекрестках Енисея
Образованная в 2003 году на базе Игарского порта "Игарская стивидорная компания" к настоящему времени стала важнейшим звеном в системе жизнеобеспечения хозяйственных комплексов и социальной инфраструктуры севера края. Прежде всего, силами компании в сезон навигации производится значительный объем погрузочно-разгрузочных работ в порту Игарки. Одним из основных партнеров является красноярская судоходная компания ООО "СК Транзит-СВ" — крупнейшая подрядная организация ООО "РН-Ванкор". Кроме того, отлажено успешное взаимодействие с АО "Енисейское речное пароходство", ФБУ "Администрация Енисейречтранс", АО "Красноярскнефтепродукт" и множеством других компаний. Еще одним лицензированным видом деятельности "Игарской стивидорной компании" служит добыча инертных материалов (песка и песчано-гравийной смеси) на двух карьерах вблизи Игарки — Погорельский Опечек и Губенская протока.
— Значимость эффективного решения упомянутых задач для северных территорий сложно переоценить. Компания обладает большим отраслевым опытом, необходимым техническим оснащением. Так, в арсенале имеются 16-тонный плавучий кран, три 5-тонных плавкрана, четыре буксировочных судна и четыре баржи. Техника вовремя проходит плановые комплексные ремонты. Также у компании есть собственный причал в Игарке, где в ближайшее время предполагается провести ряд усовершенствований. Персонал компании — это высококвалифицированные специалисты и рабочие-стропальщики. В целом в организации трудится около 160 человек — часть задействована в порту, другие работают на объектах Ванкорского, Сузунского и Тагульского производственных участков ПАО "Роснефть" и на базе "Прилуки". Причем, у нас есть стропальщики редкой специализации — по погрузке грузов на внешнюю подвеску вертолета и в фюзеляж самолета, — отмечает Сергей Николаевич.
Вместе с тем компания взяла на свои плечи выполнение важной социальной услуги по поддержанию регулярного пассажирского сообщения между материковой и островной частями Игарки. Такие перевозки особенно востребованы в периоды весеннего паводка и осенью, когда нельзя организовать зимники и паромную переправу. Для транспортировки пассажиров используются четыре катера на воздушной подушке, которые также входят в состав флота "Игарской стивидорной компании".
В настоящее время изучаются возможности принять в строй плавсредств компании паром. В этом случае удастся обеспечить технические условия для более длительной эксплуатации парома в межсезонье. А вообще, подчеркивает Сергей Петраков, наиболее рациональным решением могло бы стать возведение понтонного моста — такая всесезонная переправа была бы более практичной и дешевой в эксплуатации по сравнению с паромом и катерами.
Социальный вектор
Открыть новые перспективы в развитии территорий Туруханского района обещает стартовавший в минувшем году большой инфраструктурный проект по строительству полноценного зимника на участке Туруханск — Игарка, который заменит собой существующий сегодня на данном направлении малодоступный для транспортного сообщения технологический зимний проезд. Проект воплощается при кураторстве со стороны администрации Туруханского района.
Сергей Петраков оценивает положительный эффект при вводе в строй зимника не только как эксперт и предприниматель, людские и материально-технические ресурсы компаний которого задействованы на одном из участков строительства, но и как депутат Туруханского районного совета, отлично знающий специфику и насущные проблемы хозяйствования на севере.
— С появлением качественной зимней дороги появится возможность доставлять грузы первой необходимости в территории Туруханского района не только по воде в навигацию или по воздуху, но и автомобильным транспортом — круглогодично. Использование зимника поспособствует сокращению логистических затрат и, как результат, позволит снизить стоимость доставляемых товаров для конечных потребителей, — поясняет Сергей Николаевич.
Это тем более важно в свете размещения в Игарке модульного завода по пакетированию молока. Запуск предприятия не за горами. Так, молоко из Игарки, где есть свой совхоз с молочным стадом КРС (в свое время, когда совхоз находился в трудном финансовом положении, Сергей Петраков приложил максимум организационных усилий для обеспечения животных кормами), будет доставляться зимой к жителям Туруханска не по воздуху, а по земле. Это значит, молоко в селе станет более доступным по стоимости продуктом.
Весомый социальный вклад инициатив Сергея Петракова выражается и в деятельности компании ООО "Автотранс", обеспечивающей население Игарки услугами общественного транспорта, а также ООО "Игарская дорожно-ремонтная строительная служба" — компании, приобретенной предпринимателем в 2010 году. Данная организация взяла на себя крайне хлопотное в северных условиях и далеко не прибыльное дело — всесезонное содержание автодорог в Игарке. Ежегодно кроме различных профильных работ, в том числе по отсыпке, грейдированию, поливу дорог, выполняются дорожные ремонты, включая замену железобетонных плит. И на этом направлении, подчеркивает Сергей Петраков, сегодня требуется более существенная государственная поддержка — для ускорения и увеличения объемов ремонтов, ведь дорожное покрытие в северном климате разрушается достаточно быстро.
— Как показывает практика, формат государственно-частного партнерства является довольно эффективным инструментом в обустройстве северных территорий края и обеспечении трудовой занятости местного населения. Это, в частности, подтверждает успешно реализуемая программа администрации Туруханского района по субсидированию гражданам стоимости их перелетов к местам работы в границах района. Мы же в свою очередь предоставляем людям рабочие места с достойным стабильным заработком и пакетом соцгарантий. Таким образом общими усилиями мы делаем наш север ближе, — подчеркивает Сергей Петраков.