В числе приоритетов: строительство новых образовательных учреждений, обновление материально-технической базы, обеспечение поддержки талантливых детей и многодетных семей, предоставление всем учащимся равных возможностей, привлечение молодых педагогов, создание современной образовательной среды.
Итоги и планы в цифрах
В Красноярском крае реализация государственной стратегии развития системы образования приносит заметные результаты. Так, в 2019 году в регионе было построено 15 объектов образования, отремонтировано 12 спортивных залов в сельских территориях, обновлен школьный автопарк. В рамках государственной программы "Доступная среда" более 13,6 млн рублей из федерального и краевого бюджетов получили 13 образовательных учреждений для создания безбарьерной среды. На сегодняшний день в крае созданы условия для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 457 школах, детских садах и организациях дополнительного образования.
За прошедший год согласно официальным данным 492 ребенка приняли участие в 98 всероссийских и международных мероприятиях. При этом 52% из них стали абсолютными победителями или призерами соревнований. Вместе с тем 35 школьников, 28 студентов колледжей и техникумов и 33 студента вузов в 2019 году получали стипендию губернатора Красноярского края — за высокие достижения в области естественных, технических, гуманитарных наук, художественного творчества, физической культуры и спорта, литературного творчества. На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году было выделено 1,2 млрд рублей, в том числе более 900 млн — из средств краевого бюджета.
Ежегодно в крае увеличивается количество детей школьного и дошкольного возраста. За прошедший год было создано 2045 новых мест в садиках за счет строительства, еще 311 — за счет негосударственного сектора. Введено 3375 мест для школьников благодаря возведению шести новых школ в краевом центре и в районах края. В 2018–2019 учебном году в школах региона обучалось 339 тыс. ребят, а в этом году — 347 тыс. Увеличилось и число дошколят: в прошлом учебном году детские сады посещало 153,7 тыс. детей, а в этом году их количество возросло до 156,8 тыс. Все школьники были обеспечены бесплатными учебниками. На эти цели из краевого бюджета было выделено 507,6 млн рублей. Средства пошли на приобретение более 1 млн экземпляров книг.
В целом в прошлом году на развитие отрасли было направлено почти 62 млрд рублей, что составило более 24 % всех расходов бюджета региона. Около 77 % от этой суммы пошло на дошкольное, общее и дополнительное образование, 11 % — на профессиональное образование и еще 10,5 % — на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На первом в этом году заседании краевого правительства были приняты существенные изменения в госпрограмму "Развитие образования". Ранее по итогам конкурсов в рамках нацпроектов "Образование" и "Демография" регион получил из федерального бюджета дополнительно 2,4 млрд рублей. А с учетом краевого софинансирования расходы госпрограммы на 2020–2022 годы увеличились на 3,1 млрд рублей. Средства направят на строительство школ в микрорайоне Бугач в Красноярске и в с. Мокрушинском Казачинского района. Будет обновляться материально-техническая база для формирования современных технологических и гуманитарных навыков в 323 школах. Предполагается создать два детских технопарка "Кванториум" в Ачинске и Зеленогорске, два центра цифрового образования "IT-клуб" в Красноярске и Норильске.
В 2020 году в сельских территориях на базе 42 школ откроются центры, оснащенные современным оборудованием, — так называемые "Точки роста". Проект, нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. Центры предназначены для повышения качества подготовки школьников и развития у них современных технологических и гуманитарных навыков. В них входят кабинеты технологии, информатики, ОБЖ и проектная площадка для трех зон — шахматной, медиа- и коворкинга. В Норильске также откроется IT-клуб — современный центр для цифрового образования детей. В рамках национального проекта "Образование" 101 школа в крае получит новейшее компьютерное оборудование, что позволит вывести цифровизацию образовательного процесса на более высокий уровень.
Дополнительные средства пойдут на создание центров непрерывного повышения профмастерства педагогов и выплаты единовременного пособия "Земский учитель" учителям, переехавшим на работу в сельскую местность или в города с населением до 50 тыс. человек. Кроме того, дополнительную поддержку получат частные детские сады для детей от 1,5 до 3 лет. Также средства направят на создание доступной среды и благоустройство школ, повышение качества образования в школах с низкими результатами, создание центров подготовки кадров для агропромышленного комплекса в Уяре и Шушенском районе, а также на разработку проектно-сметной документации для 10 школ в сельской местности.
Качественные изменения
С 2019 года в рамках национального проекта "Образование" в крае реализуется региональный проект "Молодые профессионалы". Он направлен на обновление содержания профессионального образования, создание современной инфраструктуры, стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, а также на формирование условий для прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации. Однако нельзя не отметить, что качественные изменения в региональной системе профессионального образования происходят уже не первый год.
На протяжении нескольких лет сборная Красноярского края входит в десятку сильнейших команд России конкурсного движения WorldSkills Russia. Это подтверждает высокий уровень развития среднего профобразования в регионе. По итогам Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) 2019 года команда края заняла восьмое место в общем рейтинге регионов страны. В копилке сборной, включая результаты отборочных соревнований, приравненных к финалу чемпионата, 11 медалей и 10 наград за профессиональное мастерство (Medallions for Excellence). Впервые конкурсанты соревновались по рекордному для краевой сборной количеству компетенций (31) в трех возрастных категориях.
На сегодняшний день между колледжами, техникумами и предприятиями-партнерами заключено более 100 договоров о сотрудничестве. В крае действует около 30 специализированных центров компетенций, причем двум красноярским учреждениям образования — техникуму гостеприимства и сервиса и педагогическому колледжу №1 имени М. Горького — принадлежит авторство двух компетенций: "Хлебопечение" и "Преподавание музыки в школе".
Один из первых в крае центров компетенций действует на базе Красноярского индустриально-металлургического техникума. С 2013 года здесь ведется подготовка по компетенциям "Промышленная автоматика" и "Электромонтаж", а с 2017 — "Мехатроника" и "Прототипирование". В прошлом году по итогам Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России" техникум стал одним из победителей в номинации "Услуги для населения". Награда присуждена за реализацию модели независимой оценки качества подготовки кадров на базе СЦК КрИМТ. Разработка совместных с работодателями инновационных проектов в области ранней профессионализации и подготовки кадров, а также работа по расширению сети специализированных центров компетенций, внедряющих современные программы подготовки по профессиям из топ-50, является серьезным конкурентным преимуществом Красноярского края. И это, отмечают отраслевые эксперты, несомненно, укрепит позиции региона, позволит внести важный вклад в обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.
Светлана Маковская, министр образования Красноярского края:
— Красноярский край одним из первых регионов РФ поддержал идею развития мирового движения WorldSkills. За шесть лет мы доказали, что инновации успешно прорастают в нашем регионе и дают качественные плоды. Нам есть чем гордиться: 80 компетенций, по которым проходят соревнования на региональном этапе, большое экспертное сообщество, победители и призеры чемпионата мира, чемпионатов европейского первенства. Наши выпускники, прошедшие состязательные туры чемпионатов, — это уже готовые мастера производственного обучения, тренеры. Мы рады, что в условиях жесткой конкуренции вошли в топ-10 регионов и три года подряд удерживаем восьмое место. Происходят качественные изменения всей системы среднего профессионального образования, она становится востребованной среди выпускников школ.