Подробнее о проектах колледжа, объединяющих своими идеями педагогов из разных городов края и страны в целом, беседуем с директором учебного заведения почетным работником среднего профессионального образования РФ, заслуженным педагогом Красноярского края Татьяной Алексеевой.
— Татьяна Александровна, даже в век нанотехнологий много внимания уделяется качеству человеческого капитала, основа которого формируется в школе…
— Да, сегодня значимость человеческого капитала для экономического развития и развития общества в целом очень высока. Его формирование начинается в школе и продолжается в течение всей жизни. Говоря о том, что будущее за цифровизацией, за искусственным интеллектом, мы не должны забывать о качестве формирования человеческого капитала. Для образовательных учреждений вовлеченность в процесс его формирования является серьезным вызовом. Здесь есть к чему стремиться, ведь успех в личностном и профессиональном становлении человека зависит от качества образовательной среды, в которой он развивается. Осуществляя подготовку учителей, мы пытаемся понять: а какие образовательные методы и приемы уместны на конкурентном поле искусственного и естественного интеллекта? Мы ищем ответы на вопрос: как при помощи образования нивелировать существующий контраст между человеческим капиталом и институциями его присутствия? Безусловно, вопросов, на которые нам сегодня нужно отвечать, множество. Главным, на мой взгляд, остается задача понимания наших культурных особенностей при попытке ответить на глобальные вызовы.
— Насколько востребованы выпускники педагогического колледжа № 1, практикуется ли обратная связь с молодыми специалистами?
— Выпускники нашего колледжа очень востребованы в образовательных учреждениях Красноярска и края — около 80 % молодых учителей вливаются в школьные коллективы, демонстрируя достаточно высокий уровень качества подготовки.
Основным профессиональным умением молодого учителя сегодня можно назвать построение коммуникаций с представителями поколений разных технологических укладов — между самими учителями внутри школы, детьми и их родителями. Формируя человеческий капитал, мы отвечаем на вызовы регионального, федерального и глобального уровней. Так, необходимо четко понимать, какие требования к будущим педагогам сегодня предъявляет государство и само общество, каковы региональные запросы к образованию. В наши дни многие школьники, осмысливая взрослую жизнь, достаточно рано выбирают профессию, в которой хотели бы реализоваться, — и это фактор, который необходимо учитывать на стадии формирования человеческого капитала. В данной связи немаловажно, что наш колледж является участником федерального проекта по ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее", который помогает учащимся определиться с профессией начиная с 6-го класса.
— Педагогический колледж № 1 известен далеко за пределами края новациями и проектами, как это способствует формированию человеческого капитала?
— Формирование происходит, как я уже говорила, в течении всей профессиональной жизни, в том числе и через проектную деятельность. Педагоги и студенты колледжа активно включены в реализацию проектов федерального и краевого уровня. В первую очередь это международное движение WorldSkills. В 2015 году колледж стал разработчиком новой компетенции "Преподавание музыки в школе"; и сегодня мы входим в национальный список компетенций, и это дает нам право определять образовательную политику в области музыкального образования на территории Российской Федерации.
Кроме обновления содержания подготовки учителей музыки, мы получили право и федеральные субсидии на повышение квалификации учителей музыки и начальных классов категории 50+, а также вошли в состав учреждений, получивших право обучать по программам "5000 мастеров". Радует, что представители других регионов проявляют значительный интерес к нашим идеям: около 30 территорий включились в процесс обновления учебных программ, приезжают в колледж для обмена опытом, обучения.
Что же касается подготовки учителей начальных классов, то в этом направлении мы продолжаем развивать одну из лучших на сегодняшний день образовательных технологий — РО (развивающее обучение). В колледже в партнерстве с гимназией "Универс" реализуется масштабный проект в области подготовки учителей, необходимых современной школе. Идея проекта — построение профессионального взаимодействия между гимназией и колледжем на основе образовательной технологии развивающего обучения.
— Сегодня возвращается в практику отчасти утраченная в постсоветский период традиция наставничества, каковы причины такой тенденции?
— В современном обществе процесс передачи профессионального опыта получил новое прочтение — это универсальный инструмент, позволяющий молодым специалистам преодолевать проблемы, относящиеся к возможности комфортного входа в профессию и адаптации в образовательной организации.
В декабре прошлого года в рамках VII открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) прошел краевой форум "PROнаставничество, идеи, практики, перспективы" с аудиторией около тысячи участников. Форум стал неким итогом прошедшей апробации целевой модели наставничества, которую Красноярский край проходил в числе 5 регионов по распоряжению Министерства просвещения РФ. Федеральным куратором колледжа по направлению наставничества является национальный ресурсный центр наставничества "Ментори", активно работающий с проектами филантропической организации "Рыбаков Фонд".
Национальный проект "Образование" поставил перед педагогами страны задачу к 2024 году вовлечь около 70 % педагогов и школьников в различные формы наставничества, а значит, нам есть куда стремиться.
— Колледж находится в здании, где с 1873 года обучают профессии учителя, наблюдается ли преемственность поколений?
— Педагоги и студены бережно хранят историю колледжа — в холлах учебного заведения расположены экспозиции с фотографиями, предметами и документами, рассказывающими об организации учебного процесса в разное время.
В этом году мы воссоздаем учебные дисциплины, которые преподавались в дореволюционное время в период 1874–1900 годов. Студенты и педагоги с большим интересом моделируют уроки, сравнивая прошлое с настоящим. Отмечу, что первым директором учительской семинарии был Иван Тимофеевич Савенков — известный педагог, ученый. Под его руководством учебное заведение проработало 20 лет и сегодня педагогические советы Ивана Тимофеевича актуальны для нас. Если говорить о профессии учителя в целом, то она, как и в давние времена, остается миссионерской и подвижнической. Меняются эпохи, люди, технологии, а миссия педагога остается неизменной — на плечах учителя лежит колоссальная ответственность за настоящие и будущие поколения. Главным образом учитель взращивает личность, способствует формированию у человека правильных ценностных ориентиров. В значительной степени от этого зависит, какого профессионала и человека в будущем получит общество и наше государство.