Одним из центров управления соревнованиями на отборочной части вот уже третий год является Красноярский педагогический колледж № 1 им. Максима Горького.
В 2015 году преподаватели Красноярского педагогического колледжа № 1 презентовали России новую компетенцию — "Преподавание музыки в школе", спустя два года она была включена в национальный перечень компетенций WorldSkills Russia. Сегодня колледж задает федеральную политику в области музыкального образования России. О сложившихся традициях и цифровой эволюции беседуем с директором КПК № 1 им. Максима Горького Татьяной Алексеевой.
— Татьяна Александровна, с какими результатами Красноярский педагогический колледж № 1 завершил учебный год в условиях пандемии, каким был переход на дистанционную форму обучения?
— Пандемия такого уровня, безусловно, застала врасплох не только систему образования, но и все без исключения сферы жизни. Несмотря на активное повсеместное внедрение цифровых технологий, карантин стал для нас вызовом и внезапным поводом к незамедлительному массовому переходу на дистанционный формат обучения. Ограничительные меры обнажили многие крае-угольные камни нашей образовательной системы, позволили нам пересмотреть подход и выбрать наиболее удобный формат обучения, чтобы сохранить в первую очередь высокий уровень качества подготовки будущих специалистов — для учреждений профессионального образования это первостепенная задача. Более того, мы пережили сразу две волны цифровой трансформации: дистанционное обучение и удаленную работу. И если колледж мы сумели подготовить к цифровизации образовательного и рабочего процесса, то не каждый его участник, оставаясь дома, имел свободный доступ в интернет. Но даже такие моменты мы своевременно разрешали. Пандемия заставила нас работать, что называется, "с колес", однако к новому учебному году мы подготовились в полной мере. Это потребовало колоссальных усилий, но нам все же удалось полностью переформатировать методическое сопровождение образовательного процесса, и первый педсовет в колледже, состоявшийся еще до начала учебного года, был посвящен официальному переходу на смешанный формат обучения.
Особую сложность представлял вопрос прохождения производственной практики в дистанционном формате. Перед нами стоял нетривиальный вопрос: как организовать производственную и преддипломную практику, не теряя качества подготовки? В то время как многие образовательные организации на территории России перекроили учебный процесс, сократили или перенесли некоторые элементы программы, нам совместно с коллегами-методистами удалось в полной мере отработать в дистанте.
Еще один этап, пройденный нами со знаком плюс, — государственная итоговая аттестация, которая в этом году прошла на высоком уровне. Наши студенты — это представители и самых отдаленных районов Красноярского края — совместно с колледжем нашли возможность подключиться к сети интернет и успешно защитить выпускные квалификационные работы.
— Как прошли вступительные экзамены, какую трансформацию пережила программа подготовки специалистов в новом учебном году?
— Сегодня деятельность нашего колледжа связана в том числе с реализацией задач национального проекта "Образование" и входящих в него федеральных и региональных проектов. Поэтому мы сделали все возможное по созданию цифровой образовательной среды в колледже. Мы провели оптоволоконные сети, которые обеспечивают бесперебойную передачу данных, приобрели широкий спектр компьютерных программ, оборудования, в том числе веб-камеры, чтобы сделать возможной круглосуточную онлайн-трансляцию. Благодаря этому мы в полной мере подготовились к проведению вступительных экзаменов.
Несмотря на то, что приемная кампания была организована в дистанционном формате, конкурс был достаточно высоким: на обучение по специальности "преподавание в начальных классах" претендовали четыре человека на место, а на "музыкальное образование" — три. Таким образом, на первую специальность мы приняли 175 человек, еще 25 студентов будут получать музыкальное образование. Это говорит о том, что профессия учителя сегодня становится популярной и востребованной среди молодежи. Надеюсь, что это позволит нам решать проблему дефицита учителей в Красноярском крае.
Сегодня в нашей сфере даже опытным специалистам порой бывает непросто находиться в ситуации реализации федеральных образовательных стандартов, весьма статичных относительно тех изменений и скоростей, в которых мы сегодня живем, и идти в ногу со временем. Поэтому на первый план выходят такие компетенции, которые позволяют успешно решать профессиональные задачи в условиях высокой турбулентности. Современный учитель должен быть креативным, гибким, продуктивно выстраивать свою профессиональную деятельность, отвечая на самые непредсказуемые вызовы. В связи с этим все более популярными становятся короткие образовательные программы. Однако зачастую темпы внешних изменений не совпадают с профессиональной скоростью отдельного специалиста, поэтому развивать такое важное направление, как наставничество, крайне необходимо.
— Колледж стал координатором продвижения методологии наставничества, разработанной национальным ресурсным центром МЕНТОРИ и утвержденной Минпросом РФ, насколько это важно и актуально?
— Сегодня это глобальный тренд, который набирает обороты по всей стране, а Красноярский край стал среди регионов первопроходцем. Как минимум в четырех из десяти федеральных проектов нацпроекта "Образование" наставничество так или иначе представлено как инструмент для достижения заданных Федерацией показателей и результатов. Например, согласно показателям и результатам проекта "Учитель будущего" первые три года карьерного пути 70 % молодых учителей должны иметь сопровождение. В нашем регионе эти 70 % представляют 17 тыс. молодых специалистов. На наш взгляд, наставничество — тот инструмент, который может максимально массово обеспечить такое сопровождение.
Красноярский педагогический колледж № 1 является координатором построения всей системы наставничества в Красноярском крае. Наша команда разработчиков совместно с министерством образования в течение нескольких месяцев работала над созданием региональной целевой модели наставничества, которая должна быть принята в конце сентября. Эта модель охватывает все типы учреждений — общего, дополнительного и профессионального образования. Отдельное исследование наши специалисты посвятили выявлению дополнительного перечня проблем, которые может решить наставничество. Так, в системе общего образования сегодня наиболее актуальны проблемы детей с особыми возможностями здоровья, проблемы буллинга в школе, вопросы участия школьников в проектах разного уровня, низкие образовательные результаты. Со всем этим призвано справляться наставничество как точечно, так и в самом широком смысле.
Наша задача состоит в переосмыслении содержания наставничества, создании новых институций и культурных норм. Колледж имеет сложившуюся практику подготовки наставников для сопровождения молодых специалистов для образовательных учреждений Красноярского края. Эта практика позволяет нам закреплять молодых учителей в первые годы своей работы, решая проблему дефицита кадров. Этот опыт был представлен и вызвал интерес на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции "Наставничество для профессионалов будущего". В 2019 году при поддержке регионального министерства образования Красноярский педагогический колледж № 1 стал куратором федеральной целевой модели наставничества в нашем крае, который вошел в пятерку регионов-апробантов. Результаты апробации были представлены на краевом форуме "PRO-наставничество".
В ближайшей перспективе — создание в структуре колледжа центра профессионального развития по направлению наставничества. Работать центр и краевые наставники смогут на электронной платформе "Наставник". Запустить ее мы планируем уже в этом году, она будет включать в себя большую базу наставников, лучших практик, методических материалов и даже базу "наставляемых", а также публикации всех актуальных исследований.
— Можно ли говорить о том, что наставничество со временем оформится как самостоятельная компетенция и будет представлено на официальном уровне?
— Совершенно очевидно, что наставничество сегодня переживает существенную трансформацию. А учитывая намерение Федерации сделать это явление массовым, вероятно, наставничество может стать самостоятельной профессиональной компетенцией WorldSkills. Это значит, что наставником может быть не только опытный специалист для новичка, но и молодой человек для педагога со стажем. Не секрет, что молодежь нового поколения с малых лет приобретает навыки работы с цифрой, а сильные стороны ветеранов образования чаще касаются методической части, поэтому совершенно серьезно можно заявлять о том, что наставничество как компетенция должна быть в арсенале каждого профессионала.
— Финал VIII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) впервые проходит в дистанционно-очном формате. Что изменилось в процессе подготовки?
— С началом пандемии у нас были некоторые опасения насчет чемпионата, кроме того, по всей России сразу несколько компетенций сошли с соревновательной дистанции по причине невозможности разворачиваться в цифровом формате. Поэтому нашей задачей было не только не утратить наработки, но и нарастить, приумножить возможности компетенции "Преподавание музыки в школе", сделать ее глубже и интереснее. В результате ее адептами стали не менее 25 регионов по всей стране, так что без преувеличения мы можем утверждать, что задаем федеральную политику в области музыкального образования.
Казалось бы, такая немассовая, "штучная" специальность обрела новый масштаб и за последние пять лет неоднократно пережила трансформацию. Мы попытались не утратить педагогическое и музыкальное ядро, которое составляет саму суть профессии, усилили ее самыми передовыми, в том числе цифровыми и арт-технологиями. Колледж осуществляет подготовку категории граждан "50+", а также по программе "5000 мастеров". Мы создали беспрецедентный для такой компетенции пакет документов, и сегодня наша площадка признана одной из лучших в России.
За период пандемии на базе колледжа обучились 50 учителей, преподавателей СПО и ВПО. Максимально эффективный, без задержек и сбоев процесс обучения нам обеспечила современная система технического оснащения и оптоволоконная сеть. Чемпионат цикла-2020 проходит полностью в онлайн-формате: люди работают на собственных площадках, а все данные круглосуточно транслируются в центр управления соревнованиями, созданный на базе колледжа. Наши специалисты обеспечили максимальную достоверность передачи данных, поэтому цифра всецело помогла нам пережить перемены и сохранить задел на будущее. Сегодня мы видим позитивные изменения, которые с нами происходят благодаря участию в чемпионатном движении WorldSkills. Обновлено содержание образовательных программ с точки зрения методик и техник, появился демонстрационный экзамен, меняются подходы к организации оценивания.
Мы гордимся студентами, завоевавшими золотые медали на региональном и национальном чемпионатах. Мы гордимся нашими сертифицированными экспертами и всеми, кто в формате наших компетенций развивает и продвигает не только себя и колледж, но и наш Красноярский край и педагогическую отрасль в целом.