Важнейшим достижением качественной работы стремительно развивающейся компании можно назвать способность оперативно и в срок выполнять любые проектные решения по строительству, реконструкции и ремонту дорог, снижая затраты за счет собственной постоянно совершенствующейся материально-производственной базы и пополняющегося парка подвижного состава и спецтехники.
Об успехах и перспективах развития компании беседуем с Романом Скрипальщиковым, руководителем группы компаний Liard Group.
— Роман Михайлович, за 12 лет работы ваша команда выросла в 10 раз, стала крупным отраслевым игроком. Как достигли таких результатов?
— Умением качественно и в срок выполнять поставленную задачу. Ничего лучше пока не придумано. Когда начинали, нацеливались на сотрудничество с частными инвесторами и не предполагали, что сможем выйти на государственных заказчиков. Нам было интересно работать с небольшими компаниями, предлагающими непростые проекты, для которых важны качество и профессионализм. Со временем рынок частных инвесторов сократился, но запрос на работу специалистов, отлично знающих специфику строительства автодорог, остался. У нас появились серьезные объемы, которые повлекли за собой еще больше ответственности.
— Расскажите, как организована работа с заказчиками при заключении контракта. Учитываете все их пожелания и технологические ноу-хау?
— Мы осуществляем работы согласно проектно-сметной документации. Конечно, в процессе реализации проекта, в том числе в рамках авторского надзора, бывают какие-то изменения. Но они прописываются в допсоглашении к договору и рабочей документации, с которой продолжаем производство работ по проекту.
— В вашем распоряжении есть мощная производственная база, разнообразная спецтехника. Насколько велик портфель контрактов с заказчиками?
— Работа подрядчика — как лотерея. Объемы бывают от одного до ста миллионов рублей. Мы работаем не только на региональных дорогах, но и на федеральных. Например, на трассе Р-255 "Сибирь" 883-893 (бывшая М-53 "Байкал") летом выполнили работы по ремонту 10 км участка в районе населенного пункта Тертеж Манского района Красноярского края. По проекту положили нижний слой асфальтобетонного покрытия А16НТ и верхний слой из ЩМА-16, произвели обустройство участка проезжей части, автобусных остановок, укрепили обочины.
Завершены еще несколько крупных проектов. С опережением графика сработали в ЗАТО Железногорск Красноярского края. На Ленинградском проспекте города заменили асфальт, бордюрный камень, частично реконструировали тротуар, смонтировали пандус для маломобильных граждан, обновили газоны.
В столице Хакасии Абакане в компетенции нашего коллектива был ремонт нескольких городских дорог. В их числе улица Павших Коммунаров, где проектом предусматривалось расширение проезжей части до четырех полос и другие традиционные виды работ: укладка асфальта, тротуары, освещение, озеленение. В рамках текущего содержания дорог произвели ремонт пяти улиц в городе Черногорске.
Наряду с выполнением дорожных работ продолжаем заниматься благо-устройством дворовых территорий, парковочных площадок. Работали на правобережье Красноярска, в микрорайоне "Тихие зори". Этот район мы хорошо знаем. Транспортная развязка возле Николаевского моста и спортивно-зрелищного комплекса "Платинум Арена Красноярск" сделана нашими специалистами. Заключительный этап данного масштабного проекта планировался на 2019–2020 годы, но пока документация на торги не выставлялась.
— Когда завершится строительство дороги в микрорайон "Солонцы-2" в столице края, к которой ваша компания приступила в 2019 году?
— Срок сдачи проекта — 2021 год, но в планах компании сдать объект в декабре текущего года. Работа идет в штатном режиме, хотя в стесненных условиях, "под движением", что в значительной степени усложняет процесс. В настоящее время готовность проекта оценивается на 85 %. Впереди почти полтора месяца, думаю, что успеем, даже с устранением возможных недочетов, на которые укажет приемочная комиссия. Кстати, в ходе реализации контракта возникло много изменений, что сэкономило примерно 25 млн рублей бюджетных средств.
— Экономия была связана с применением новой технологии дорожного строительства, в чем заключается ее преимущество?
— На участке "Солонцы-2" мы впервые в составе дорожного покрытия использовали полимерно-битумное вяжущее соединение (ПБВ), изготовленное с применением полимеров, пластификаторов и других компонентов. Смесь добавляется в обыкновенный дорожный битум для повышения эксплуатационных характеристик. Для Красноярска это новшество, хотя в европейской части страны технология применяется активно. При укладке асфальта была применена армирующая прослойка из геосетки, что способствует замедлению процесса образования трещин на магистрали. Проект предусматривает установку автоматической системы управления наружным освещением (АСУНО). Это позволит экономить электроэнергию. Хорошо продумана система водоотведения с дороги, которая имеет многоступенчатую систему очистки. Вода с проезжей части сначала попадает в отстойник, где освобождается от нефтепродуктов, песка, обеззараживается ультрафиолетом и только затем сбрасывается в реку Качу.
Сложной оказалась задача по планировке откосов из-за их высоты. Для ее решения приобретен уникальный экскаватор с длинной рукояти до 18 метров.
— 2020 год для всего мира выдался трудным из-за Covid-19, каким он оказался для вашего предприятия?
— Год проходит на редкость спокойно, без амбициозных планов. Рассчитывали закупить новую технику и оборудование. Планы осуществили частично, направив на модернизацию около 200 млн рублей инвестиций. Приняли участие в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости". Познакомились с применением практик бережливого производства — настраиваем работу предприятия по системе "5C": учимся управлять рабочим пространством, экономить время. Разрабатываем планы предупредительных ремонтов, формируем фонды запасных частей, учимся учитывать и снижать издержки. Занимаемся оптимизацией технологических процессов и повышением квалификации работников.
— Вы постоянно наращиваете и улучшаете свою материально-техническую базу, что еще нового в компании появилось в этом году?
— В этом году в Красноярске был запущен новый карьер. В Хакасии с нуля построили современный асфальтобетонный завод, на его территории обустроили жилое пространство для рабочих, установили мобильные общежития и другие бытовые помещения. Серьезно отнеслись к цифровым технологиям, необходимым для успешной работы производства, лаборатории и топ-менеджмента компании.
Есть желание расширить линейку выпуска продукции, применяемой в дорожном строительстве, чтобы не зависеть от поставщиков и рыночной стоимости. Уверенности добавляет успешный опыт использования собственной установки по выпуску ПБВ для производства асфальтобетонной смеси. Думаем в следующем году запустить линию минерального порошка, который является важнейшим компонентом в технологии производства асфальтобетона.
— Компания много лет занимается преображением инфраструктурных объектов сибирских территорий, какие планы ставите на будущий год?
— К сожалению, в Красноярске пока не разработаны долгосрочные планы ремонтов транспортной инфраструктуры, как в ряде других субъектов Федерации или крупных федеральных заказчиков. Примером может служить трасса Р-255 "Сибирь", где все упорядочено на несколько лет вперед. Хотелось бы видеть перспективу, иметь возможность участвовать в долгосрочных тендерах.
Дорожным компаниям сложно эффективно вести собственное планирование без понимания предстоящих заказов в силу того, что оплата контрактов производится постфактум.
Большой удачей третьего квартала текущего года является крупный контракт стоимостью 931,1 млн рублей. Речь идет о строительстве и реконструкции участка дороги в Хакасии. Это проект "Объезд Черногорска" на межрегиональной трассе "Енисей" со сроком завершения в 2022 году. Здесь предстоит расширить автотрассу до четырех полос, построить путепровод на Черногорск и п. Усть-Абакан на месте двух имеющихся кольцевых развязок. Надеемся, что объем финансирования дорожных ремонтов как в Красноярске и крае, так и в Республике Хакасия позволит провести все намеченные аукционы и тендеры, участие в которых входит и в наши планы.
Поздравляю коллег и партнеров с профессиональным праздником! Желаю хороших заказов и успешной работы!
Николай Самбуев, заместитель директора ООО "ПК ДСУ":
— В настоящее время предприятие занято расширением собственной минерально-сырьевой базы, в частности приступили к обустройству нового карьера. Для приготовления асфальтобетонных смесей в соответствии с новыми ГОСТами в этом году в Уярском районе Красноярского края провели геологоразведку и пробный взрыв месторождения "Кордон-2" на пригодность горной породы. После всех полученных экспертиз, определения прочностных характеристик, объема залежей, разработали план развития карьера. По предварительным подсчетам, его запасы составляют порядка 13 млн кубометров. На данный момент ведем пробную добычу горной породы.
Виталий Солусенко, руководитель подразделений АБЗ, ДСК ООО "ПК ДСУ":
— Для своевременного выполнения контрактов предприятие умело мобилизует свои ресурсы и увеличивает производственные мощности. Такая работа важна, так как от грамотной расстановки сил зависит качество и соблюдение сроков выполнения дорожных ремонтов. В моем ведении три подразделения: круглосуточно действующий дробильно-сортировочный комплекс и два асфальтобетонных завода, один из которых введен в эксплуатацию в этом году. Современное предприятие, оснащенное новейшим импортным оборудованием, запущено в республике Хакасия. Процесс полностью автоматизирован, электронная система следит за точностью дозирования компонентов, все важнейшие параметры выведены на монитор. Асфальтобетонный завод в Красноярске работает днем и ночью. Новый завод пока в одну смену — не загружен до проектной отметки. Но мы готовы на обоих предприятиях увеличить объемы выпускаемого асфальтобетона, не теряя качества.
Екатерина Развозжаева, начальник лаборатории ООО "ПК ДСУ":
— В компании осуществляется многоступенчатый контроль качества каждого этапа работы. Перед тем как укладывать асфальтобетонную смесь на дорогу, в лабораторных условиях подбираются материалы, разрабатывается рецепт. И прежде чем запустить все в работу, тщательно проверяются физико-механические характеристики. Мы проектируем асфальтобетонную смесь, оцениваем, сможем ли ее изготовить на своем оборудовании, а далее сертифицируем продукцию. Дорожная отрасль активно развивается, необходимо двигаться вслед за прогрессом. Специалисты компании стремятся к повышению профессиональных знаний, обмениваются технологиями с коллегами из разных регионов страны, изучают зарубежный опыт. В этом году лаборатория разместилась в новом, комфортном помещении, получила новейшее оборудование для дорожного строительства Infratest и возможность расширить штат. Мы не только постоянно следим за новинками, но и контролируем пилотный проект "Бережливое производство" в компании.