Только в Красноярском крае в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" ремонтные работы охватили 79 объектов региональной дорожной инфраструктуры.
В этом году была поставлена задача привести в нормативное состояние участки дорог около 270 км дорог регионального и межмуниципального значения.
По информации краевого Управления автодорог (КГКУ "КрУДор"), требовалось завершить ремонт 27 объектов, переходящих с прошлого года, а также провести работы еще на 49 новых объектах, в том числе в границах Красноярской агломерации.
На просторах края
Дорожные ремонты были проведены, в частности, на участках в Березовском и Емельяновском районах, на региональной автодороге "Саяны" в Манском районе. Продолжился ремонт на 14-м километре автодороги Обход Железногорска, а также выполнены восстановительные работы на подъезде к п. Кедровому.
В Ужурском районе завершен ремонт двух участков автодороги Шарыпово — Ужур — Балахта общей протяженностью в шесть километров. Работы проводились в течение двух лет в рамках нацпроекта БКД. В ходе ремонта восстановлен верхний слой асфальтобетонного покрытия, укреплены и подсыпаны обочины, установлены носители дорожно-знаковой информации. На 54-м километре дороги приведены в порядок пункты остановок общественного транспорта, а возле соседствующих с остановками пешеходных переходов на Г-образных опорах размещены дублирующие знаки "Пешеходный переход" — в соответствии с современными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.
— Обновление дорожного полотна требовалось давно: от жителей близлежащих поселков, водителей автобусов и грузового транспорта поступало немало жалоб по поводу высокого износа автодороги. А движение здесь довольно интенсивное, и нагрузки на дорожное покрытие довольно высокие, — отмечает значимость выполненных работ руководитель Управления автомобильных автодорог по Красноярскому краю Андрей Журавлев.
В ряду социально важных объектов автодорожной инфраструктуры, подлежащих обновлению, специалисты называют и реконструкцию автодороги Хаерино — Красный Курыш с подъездом к селу Таежное в Канском районе. Реализация проекта началась в текущем году по федеральной государственной программе "Комплексное развитие сельских территорий".
Как уточняют в КГКУ "КруДор", объект будет вводиться в эксплуатацию двумя этапами. Так, до конца 2020 года работы пройдут на подъезде к селу и на мосту через реку Курыш. А в следующем году ремонтировать автотрассу станут на участке с 15-го по 20-й километры. В ходе реконструкции предполагается увеличить ширину проезжей части, сделать водоотвод, заменить водопропускные трубы, а также установить дорожные знаки, барьерные ограждения с сигнальными столбиками и светоотражающими элементами.
Как поясняет Андрей Журавлев, трасса Хаерино — Красный Курыш используется жителями населенных пунктов Краснокурышинского сельсовета преимущественно для нужд сельского хозяйства. Вместе с тем в селах Таежное и Красный Курыш находятся школы, и по дороге ежедневно курсирует школьный автобус. Поэтому состоянию дорожного полотна уделяется большое внимание.
Повышению безопасности дорожного движения послужит также решение установить до конца этого года на дорогах края семь автоматизированных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Новые рубежи контроля заработают в Лесосибирске, на отметке 287-го километра автодороги Красноярск — Енисейск, на автодороге Норильск — Алыкель. Кроме того, комплексы появятся в Норильске, Минусинске, на 37-м километре автодороги "Саяны" в Минусинском районе и на 7-м километре автодороги Шушенское — Сизая в Шушенском районе.
Напомним, в настоящее время в краевом центре функционируют 34 стационарных комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД. А вскоре на городских автодорогах будут установлены еще семь линейных рубежей контроля.
На финишной прямой
В заключительную стадию входит кампания по ремонту транспортных артерий Красноярска. В текущем году основные работы развернулись на 18 автодорожных объектах. Большая часть ремонтов проводится в рамках нацпроекта БКД. В числе примеров, наглядно демонстрирующих масштабность задач, — проведенный ремонт Северного шоссе.
Стоит отметить, что половину от общего числа обновляемых в этом году городских автодорог составили автотрассы, попавшие в планы ремонтов только в августе — когда краевая столица получила дополнительное федеральное финансирование по проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Средства были направлены на восстановление наиболее загруженных и давно требовавших ремонта дорожных артерий. Все ключевые работы по этим объектам должны быть завершены в ноябре. Традиционно курируют процесс специалисты городского Управления дорог, инфраструктуры и благоустройства (МКУ "УДИБ").
Так, во вторую очередь попали дорожные участки по пр. Металлургов, улицам Тельмана, 9 Мая, Елены Стасовой, Гусарова, Чернышева, Даурской, Амурской и по Енисейскому тракту до мкр. Солнечного.
Как отмечают в МКУ "УДИБ", ремонт улично-дорожной сети проводится комплексно — помимо укладки нового дорожного покрытия при необходимости выполняется устройство правоповоротных шлюзов, установка обновленных носителей дорожно-знаковой информации, ограждений, светофорных объектов, осуществляется оптимизация схем дорожного движения, обеспечивается доступность пешеходных зон для маломобильных граждан. Одновременно прокладываются технические тротуары, предназначенные для обслуживания уличной инфраструктуры без повреждения газонов и зеленых насаждений. В обязательном порядке на всех отремонтированных дорогах приводятся в порядок автобусные остановки, оборудуются полосы общественного транспорта, меняется бортовой камень.
По словам представителей МКУ "УДИБ", комплексный подход давно взят за правило. Таковы требования при реализации национального проекта. К слову, в этом году кроме работ на 18 основных объектах отдельные усилия по обновлению УДС краевого центра дорожно-ремонтные организации сосредоточили еще на 15 участках.
Благодаря нацпроекту БКД в эксплуатацию вводятся, в частности, такие значимые для краевой столицы инфраструктурные объекты, как улично-дорожная сеть в районе Солонцов-2, дорога в шестом микрорайоне Солнечного и пешеходный переход через Николаевский проспект. А в обозримой перспективе предполагается восстановить пешеходный переход через ул. Карла Маркса, который соединит территорию у здания краевой филармонии с площадками, прилегающими к Музейному центру "Площадь Мира". В настоящее время проект проходит государственную экспертизу.
Еще одним важным результатом завершающегося сезона благоустройства является создание обновленного облика 20 общественных пространств в городе — за счет национального проекта "Жилье и городская среда". В этом году обустраиваются 18 скверов, Ярыгинская набережная и парк в Солнечном. Продолжаются работы и по дальнейшему преображению правобережной набережной Енисея — на участке от ул. Гладкова, 8а, до ул. Судостроительной, 175.
Не все гладко
Большой фронт ремонтных работ, развернувшийся в Красноярске, на отдельных направлениях столкнулся с препятствиями: затормозились сроки исполнения контрактов — где-то по причине нерасторопности подрядных организаций, где-то из-за объективных факторов. В немалой степени на темпы реализации проектов повлияли осенние капризы неустойчивой сибирской погоды.
Как бы то ни было, городские власти внимательно отслеживают обстановку и уже не единожды адресовали строгие замечания подрядчикам, опаздывающим со сдачей объектов. Так, еще в августе глава краевого центра довольно жестко раскритиковал работу некоторых организаций, занятых в процессе обустройства общественных пространств.
— У нас уже превратилась в недобрую традицию практика начинать работу бодро, а затем замедлять темп, после чего и вовсе заниматься поиском причин отставания и виноватых. Пока текущую динамику ремонтов оцениваю как отвратительную, — отметил Сергей Еремин, мэр Красноярска, предупредив хозяйственников о суровых штрафных санкциях в случае недобросовестного исполнения обязательств.
Отметим, что согласно условиям муниципальных контрактов за каждый день просрочки и огрехи в качестве работ подрядчику начисляется пеня — она рассчитывается по формуле от общей суммы контракта. Объект не принимается до тех пор, пока не устранены все недочеты.
Новые задачи
Немаловажным новшеством этого года обещает стать использование при антигололедной обработке автодорог и тротуаров вместо скандального "Бионорда", вызывающего у горожан множество жалоб, реагента МПМ — многокомпонентного противогололедного материала. Выпускают МПМ в Ярославле. Противогололедный состав уже хорошо зарекомендовал себя во многих российских городах и в этом году будет испытан в Красноярске.
В целом же согласно утвержденной краевым правительством целевой государственной программе по развитию транспортной системы в регионе в следующем году на обновление дорожно-транспортной инфраструктуры предполагается направить свыше 22,5 млрд рублей. В ряду ключевых проектов ближайшего будущего: реконструкция автодороги Красноярск — Элита и строительство самой северной переправы через Енисей — Высокогорского моста, который должен будет обеспечить круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов и промышленных объектов в зоне опережающего развития Нижнего Приангарья, в том числе на территории Северо-Енисейского, Енисейского и Мотыгинского районов. Вместе с тем намечены и другие объекты ремонта и реконструкции в разных уголках Красноярского края.
Константин Димитров, министр транспорта Красноярского края:
— Дорогие работники и ветераны дорожного хозяйства! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Этот сезон вряд ли можно назвать простым. Несмотря на это, сегодня с уверенностью могу сказать, что все из поставленных задач будут выполнены. Ремонт шел почти на сотне объектов в городе и крае. Силами дорожников Красноярья в этом сезоне удалось привести в нормативное состояние 550 км дорог. Среди них участки, по которым многие из нас добираются на работу, домой, к друзьям, родным и близким. В октябре стартовало строительство Высокогорского моста — седьмой, самой северной переправы через Енисей. Это событие сделало дорожный сезон 2020 еще и по-настоящему знаковым. Новый мост через могучий Енисей обеспечит населенные пункты и объекты промышленности Нижнего Приангарья круглогодичной транспортной доступностью. Но ни проект Высогорского моста, ни любой другой невозможно реализовать качественно без мощного человеческого ресурса. В дорожной отрасли края сегодня работают около пяти тысяч человек. В этот праздничный день благодарю всех вас за труд и преданность делу. Сибирского здоровья, счастья и благополучия вам и вашим семьям!