Главное — поддержать студентов и дать им уверенность в том, что происходящие перемены — это путь к развитию, который не бывает простым.
О том, как современные студенты осваивают основы таможенного дела и внешнеэкономических связей, о переходе к комбинированному формату обучения и новом образовательном стандарте беседуем с Игорем Полухиным, заведующим кафедрой таможенного дела ИГАиТД СибГУ им. М. Ф. Решетнева.
— Игорь Васильевич, расскажите о вынужденном переходе кафедры на комбинированный формат обучения.
— Профессорско-преподавательский состав достаточно быстро освоил сервис дистанционного обучения, сформировав электронную библиотеку необходимых учебных материалов по дисциплинам, практикам, государственной итоговой аттестации и т. д. Что касается студентов, то с ними проблемы периодически возникают. По крайней мере с теми, кто ошибочно решил, что занятия, проводимые в онлайн-режиме, и вообще дистанционное обучение, — это возможность относиться к учебе менее серьезно. Приходится напоминать будущим специалистам таможенного дела об их ответственности. Переходный период, а именно его из-за временно введенных ограничений сейчас переживает российская система образования, не может быть простым. С другой стороны, трудности закаляют, делают преподавателей и студентов более инициативными. Мы готовы к выполнению всех поставленных перед нами задач, главное, чтобы технические возможности онлайн-обучения не давали сбоев.
— Что способствует высокому качеству подготовки будущих специалистов таможенного дела, которое находится на стыке многих специальностей?
— Действительно, программа подготовки специалистов таможенного дела представляет собой синтез юридических, внешнеэкономических и многих других дисциплин. Научить студентов ориентироваться в большом объеме информации, которая к тому же периодически меняется, актуализируется — наша главная задача, и мы с ней успешно справляемся, не смотря на так называемое переформатирование образовательного процесса.
В декабре 2020 года был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности "таможенное дело", с акцентом на повышение качества теоретической и практической подготовки будущих отраслевых специалистов в разрезе специфики регионов. Вырабатываем новую стратегию, налаживаем более плотное взаимодействие с таможенными органами, другими вузами и участниками ВЭД. Так, например, в этом году председателем государственной экзаменационной комиссии будет заместитель начальника Сибирской электронной таможни по экономике.
Словом, студенты ИГАиТД получают весь комплекс компетенций в сфере интернациональных отношений и внешнеэкономических связей, что позволяет им в дальнейшем трудиться в самых разных сферах. Кстати, более 90 % наших выпускников находят работу сразу же после получения диплома.
— Как вы думаете, возможен ли возврат к форме обучения, которая была до пандемии, и нужно ли это вообще?
— Считаю, что к прежнему формату обучения российское образование вряд ли вернется: за более чем год произошел переход на другой, более сложный, но интересный уровень. Тем не менее полностью заменить традиционное образование дистанционным вряд ли было бы разумно. Преподавателям и студентам необходимо общаться, обмениваться эмоциями. Иначе как пробудить интерес к профессии? К тому же ни один электронный сервис не заменит романтику студенческой жизни. Конкурсы, олимпиады, встречи с яркими представителями и ветеранами отрасли, а также другие внеурочные мероприятия, мотивируют юношей и девушек, помогают им увидеть себя в профессии, смоделировать перспективу своего становления.
Очень важно донести до сегодняшних студентов верные ориентиры и напомнить о том, что они, молодые профессионалы, и есть будущее нашей страны.