Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

«Истоки Плюс» Еженедельное информационное издание Турочакского района

649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Советская, 77
телефон: +7 (38843) 2-23-84
e-mail: istokiplus@mail.ru

Вода, вода, кругом вода?

Вопрос водоснабжения в этом году встал для жителей Турочака остро. В условиях аномальной жары напор в водопроводной сети на некоторых улицах, мягко говоря, недостаточен.

О ситуации с целом

- Действительно, на прошлой неделе упало давление по многим магистралям, водоснабжение ухудшилось на улицах Комсомольской, Майской, Чехова, Цветочной, Пляжной, Аммональной… Люди страдают от нехватки воды.

Почему это происходит: в такую знойную погоду граждане активно пользуются водой, наливают бассейны, проливают насаждения, огороды вплоть до картошки. Разбор резко увеличивается, наши мощности попросту не справляются с нагрузкой.

Возьмём, к примеру, нашу главную водоносную артерию: "Водоканал". Здесь установлено три глубинных насоса, совокупно они поднимают с тридцатиметровой глубины на поверхность 60 тонн воды в час. Это достаточно мощные насосы, такие используются в промышленных целях. В очереди потребления воды первым стоит "Затон", и он потребляет воду очень активно, а до улиц второй-третьей очереди вода попросту не доходит. Давление в системе нормальное, утечек нет. В прошлом году лето было не таким знойным, и насосы справлялись, в этом году – не справляются. Что можно ответить, к примеру, на такую жалобу: "У нас в доме нет воды, а на других улицах поливалки круглые сутки поливают огороды"? Только то, что решить эту проблему помогло бы рациональное использование воды. Но заставить людей на одной улице отключить дождевалки на картошке, чтобы на других могли пить, мы не можем.

Улицы Таежная, Лесхозная, Дзержинского обслуживаются скважинами, расположенными в начале ул. Таежная и возле детского сада "Родничок". В этом году впервые за историю эксплуатации автоматика перестала выдерживать нагрузки на водопроводную сеть. Глубинные насосы, установленные на скважинах, ЭЦВ 6-10-80, поднимают в час по 10 тонн воды каждый. Частотные преобразователи позволяют им дозировать нагрузку: когда потребление меньше – и мощность меньше, потребление выше – они увеличивают подачу, и при превышении нагрузки до критического показателя отключают насос. Это позволяет сохранить насос от поломок, всё же удовольствие это не дешёвое. На прошлой неделе несколько раз приходилось включать насос после того, как его отключила автоматика.Люди считают, что проблему можно решить, поставив насос мощнее – но это приведет лишь к увеличению наших расходов.

Как решить эту проблему?

- Есть чисто техническое решение. В этом сезоне запланировано провести небольшую реконструкцию на "Водоканале", в ходе которой мыперераспределим потоки воды таким образом, чтобы, улицы, которые сейчас получают воду по остаточному принципу, смогли улучшить свое положение.

Так же реконструкции подлежит ветка "АВМ", начинающаяся в начале ул. Рабочей. Давление в настоящий момент слабое, но мы надеемся в этом году решить проблему, единственное, что нас сдерживает, это недостаток финансов, который происходит в том числе из-за нежелания населения вовремя оплачивать услугу по водоснабжению.

Но этого всё равно недостаточно. До тех пор, пока вода бездумно выливается в неконтролируемых объемах, проблема не решится. К сожалению, законодательством не предусмотрена обязательная установка счетчиков водоснабжения. В настоящее время жители оплачивают потребление холодной воды исходя из установленных нормативов, но потребляет при этом в 2-3 раза больше. Конечно, на данном этапе людям не выгодно устанавливать счетчики и оплачивать весь потребляемый объем.

Но государство избрало экономический способ стимулировать граждан к установке счетчиков: норматив потребления, и, следовательно, оплата, будут поквартально увеличиваться, и в недалеком будущем настанет момент, когда оплачивать по счетчику станет выгоднее, чем по нормативу.Куб холодной воды в Турочаке сейчас стоит 35,9 рублей, в соседней Чое – 96 рублей, в Горно-Алтайске – 45.Мы не сами устанавливаем цены.

Что мы имеем на выходе: высокое потребление воды, низкая стоимость за куб. Прибавьте к этому тот факт, что около 40 % населения не считают нужным своевременно оплачивать потребление воды, а часть этих 40 % - и вовсе не платит…Для проведения реконструкций, ремонта текущего и аварийного, для долгосрочного планирования нужны деньги – а их нет. Эта деятельность убыточна сама по себе, даже субсидия, выделяемая районом – а это более 1 млн рублей – не спасает положения. А ведь если бы жители своевременно и аккуратно оплачивали потребленную воду, этот миллион район мог бы пустить на другие цели. Это ваши деньги, деньги жителей района! Подумайте об этом…

Люди считают воду чем-то бесплатным, само собой разумеющимся. Но бесплатная вода – в реке, бесплатно – это дождь. А вода в водопроводе – это как то же электричество. Вы платите за свет по счетчику, и уже думаете, стоит ли включать лишний раз электрический чайник, меняете лампы на энергосберегающие, рассчитываете, соотносите потребление с платежеспособностью. Почему с водой не так? Тем более, что в трубах вода не появляется сама, мы, администрация поселения, оплачиваем потребленную насосами электроэнергию, проводим ремонт, профилактические мероприятия, оплачиваем труд задействованных работников и т.п.

- Тем обиднее видеть, что среди обязательных плательщиков большинство – пенсионеры, по многим можно часы сверять. Они платят день в день. Не платят те, кто как раз имеет возможность, владельцы больших домов с гаражами…. Трудно сказать, чем это вызвано. Слишком заняты?

Что делать с должниками

- Для взыскания долгов существует законный механизм: суд. В прошлом году администрация поселения взыскала долги с нескольких должников, которые не платили в течение двух-трех лет, но на это ушло полгода.

Есть и другой механизм. Мы имеем право принудительно отключить неплательщика от сети водопровода: выносим претензию, выжидаем месяц и, если платёж так и не поступил – отключаем домовладение. После этого деньги, как правило, находятся. Это хлопотно, но каждые 2 недели мы отключаем 10-20 адресов. Этот вариант никому не нравится, поверьте – он не нравится и нам тоже. Но мы вынуждены.

Есть также категория граждан, которые заводят воду тайком: от соседа в двухквартирнике, тайком закопали трубу, или другой вариант… То же относится к так называемым "летникам", которые имеют право на существование только при наличии счетчика. Без согласования с администрацией, получения техусловий, без оформления надлежащей документации и оплаты это, по сути, воровство. И разговор с такими гражданами соответствующий.

Чьи колонки?

- Среди потребителей воды бытует мнение, что вода в колонках – бесплатная. Это, как вы понимаете, тоже не так. Но оплачивают пользование всего около четверти потребителей, это очень мало. И это несмотря на то, что норматив потребления воды из колонки еще дешевле, чем из водопровода: всё же человек сам, своими руками доносит ее до дома, соответственно, потребление ниже. Сейчас на рассмотрении суда находится иск администрации к гражданину, который не платит за потребление воды из колонки в течение трех лет. Задолженность составила около пяти тысяч. Для поселения это существенно, тем более, что таких пятитысячников набирается приличное количество. Гражданин апеллирует тем, что на полив он берет воду из Бии… Позвольте уж мне в этом усомниться.

Колонки – это еще менее рентабельное мероприятие для бюджета, чем водопровод, поэтому частично мы их убираем. Но люди жалуются, жалуются, в том числе и те, у кого вода проведена в дом, они привыкли воду на хознужды заливать из муниципальных колонок. Я понимаю: вода в доме стоит денег, а воду из колонки, по сути, оплачивает бюджет. Но это не правильно.

Работа идёт

- За водоснабжение Турочака отвечает Бюджетное учреждение "Коммунальщик". В этом строительном сезоне (строительный сезон считаем с 1 мая) заменили 100 метров магистральной трубы, по улице Озерной, обнаружили серьезную утечку, из-за которой пропало давление в системе и люди две недели маялись без воды. Старая труба попросту прогнила на довольно большой протяженности, ее заменили пластиковой современной трубой, напор очень хороший.

В текущем режиме меняем глубинные насосы, которые поднимают подземные воды на поверхность. Процесс это трудоемкий, но осуществимый.

К сожалению, практика складывается так, что в 98% случаев аварии происходят или в пятницу после обеда, или в последний рабочий день перед праздниками, приходится заниматься ремонтом в выходные дни. В таких ситуациях мы надеемся на понимание жителей.

Реконструкция также запланирована и на другой ветке, о чем уже сказано выше.

Альтернатива

Людям, живущим в наших широтах, сложно принять мысль, что вода – это такой же ресурс, как нефть, как электроэнергия. Есть также альтернатива – сбор, к примеру, дождевой воды, это, казалось бы, просто и доступно – но ведь далеко не в каждой усадьбе сейчас есть емкости и системы для сбора осадков.

Конечно, гражданское общество не формируется по мановению волшебной палочки. Экономить, ответственно и вдумчиво относиться к потреблению ресурсов нужно учить сызмальства. А оплата полученных услуг должна быть признаком хорошего тона. Ведь мы не берем бесплатно продукты в магазине.

Администрация поселения, безусловно, должна обеспечивать жителей водой. А жители, так же безусловно, имеют на нее право. Но вторая сторона прав – это обязанность. Обязанность относиться ответственно к потреблению воды.

Мы надеемся на понимание и гражданственность жителей села. Если каждый будет выполнять свои обязанности – тогда и реализация прав будет более полной.

Автор: Елена Иванова


По этой теме: Турочак

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1103

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика