В МОУ "Гимназия-школа с. Ивантеевка" в 2019 году был открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Он появился в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", нацеленного на повышение качества подготовки школьников.
Что из себя представляет этот центр, рассказала организатор центра дополнительного образования "Точка роста" Татьяна Владимировна Чулкова.
По ее словам, "Точка роста" позволила ребятам не просто шагнуть, а совершить прыжок в мир новейших технологий. Для учеников сельской школы это особенно важно. Благодаря "Точке роста" дети научились креативно мыслить, находить нестандартные решения, подбирать альтернативные подходы к решению задач, осваивать новые цифровые образовательные ресурсы, анализировать и давать оценку своей деятельности. Но самое главное, что дает центр - это возможность познать себя, открыть и развить свой талант, осуществить мечту.
Назначение центра - предоставить обучающимся, проживающим в сельской местности, равные возможности по получению образовательных услуг самого высокого качества. Вызывает радость, что учащиеся теперь могут изучать программы инженерного, технического профиля, использовать современное компьютерное оборудование: 3D-принтер, квадрокоптер, многофункциональный инструмент для широкого спектра работ.
Цель работы центра "Точка роста" - повысить качество подготовки школьников, развить у них современные технологические и гуманитарные навыки. Для решения этих задач были изменены рабочие программы таких школьных предметов, как "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности". Например, в рамках уроков технологии дети изучают различный дизайн, учатся работать с профессиональными программами и т.д. Все это проходит в первой половине дня. Во второй половине классы функционируют как общественные пространства для занятий шахматами и робототехникой, для создания и воплощения проектов, для творческой реализации, причем не только детей, но и педагогов.
В центре "Точка роста" активно работают такие направления, как: физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое и естественно-научное.
"Мы счастливы, что у нас в гимназии появился такой центр. Это очень большое развитие обучающихся, большие возможности. Там много техники, которая раньше детям была недоступна. Сейчас они учатся работать со всевозможным современным оборудованием", - говорит Татьяна Владимировна.
В рамках физкультурно-спортивного направления в центре дети занимаются шахматами. Эта игра развивает интеллектуально. Шахматы оказывают положительное влияние на личностный рост ребенка, делают акцент на развитие не только мышления победителя, но и умение достойно принимать проигрышную партию, находить причину поражения.
Под руководством учителя математики Ирины Васильевны Митяевой регулярно устраиваются турниры по шахматам, проводятся также онлайн-турниры между школами. Совсем недавно учащиеся 2 и 3 классов гимназии участвовали в межмуниципальном онлайн-турнире по шахматам со школой города Пугачев. Ребята получили ценный опыт в таком турнире.
В рамках социально-педагогического направления в гимназии организована школьная телестудия. Она регулярно выпускает школьные новости. В группе у всех распределены роли: журналисты, операторы, монтеры. Ученики ходят по классам и собирают новости, потом монтируют видеоролики и на большом экране в фойе пускают новости.
"Дети активно принимают в этом участие. Им интересно посмотреть на себя со стороны. Некоторые даже сами к нам в студию приходят и говорят, чтобы об их мероприятии упомянули в школьных новостях, - говорит Татьяна Чулкова.
- Сейчас в связи с ограничительными мерами участники студии не могут ходить по классам, а работают исключительно на видеороликах. Снимают и монтируют поздравления к различным праздникам. Снимают также видео профилактического характера или рекламные ролики. В этом направлении дети учатся также обрабатывать фотографии, видео, звук. Но надеемся, что в скором времени ученики с прежним энтузиазмом и интересом возьмутся за свои дела".
За техническое направление в гимназии ответственен Владислав Сергеевич Пахомов. В рамках данного направления дети изучают программу по 3D-моделированию, осваивают работу с квадрокоптерами, очками виртуальной реальности. Благодаря квадракоптеру, у школьников появилась возможность изучать любые объекты местности. Ребята из разных классов занялись исследовательской работой, в которой собирают информацию о рельефе местности, растительности. Учащиеся с помощью квадракоптера снимали гимназию и делали 3D-модель.
В классах также летает маленький дрон. Ученики ставят ему препятствия и стараются управлять им. Когда становится тепло, дроны летают на улице, на территории гимназии. Детям очень нравится снимать природу, птиц.
Юным исследователям, которые жаждут познать основы робототехники, изучить устройство и принципы работы механических моделей различной степени сложности, очень нравится работать с конструкторами. В данном направлении существует кружок "Юный конструктор". Дети младшего возраста собирают модели, например, машин, задают им параметры, чтобы они выполняли какие-либо действия и устраивают гонки.
Естественно-научное направление в гимназии реализуется по части спасательных мероприятий. Под руководством Александра Викторовича Тарасова дети учатся работать с разными по виду повреждениями и ранами, осваивают приемы и методы оказания первой медицинской помощи.
Современные манекены и тренажеры центра позволяют реализовать практические занятия по программе "Юный спасатель". Ребята демонстрируют умения по оказанию первой помощи в различных экстренных ситуациях, тем самым получая большой багаж знаний и умений по основам медицины. Проводят реанимацию и освобождение дыхательных путей. Возможно, ребята после работы в этой области решат связать свою судьбу с медициной.
В данном направлении идет также подготовка учащихся к военным сборам, которые проходят в 10 классах, а также к армии. Здесь ребята учатся собирать и разбирать автоматы. Все это они делают с большим энтузиазмом и искоркой в глазах.
"Все мероприятия, которые проходят в школе, проводятся, в основном, в центре дополнительного образования, потому что там колоссальные возможности и много современного оборудования. Мы с учениками участвуем в различных конкурсах: муниципальных и региональных. Детям очень нравится заниматься в таком центре. Они с удовольствием ходят на занятия даже в субботу", - дополнила Т.В. Чулкова.
Прошло немного времени с открытия данного центра, а он уже стал важнейшим звеном образовательного процесса, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям. Несмотря на то, что центр ориентирован на определенные предметные области, многие учителя нашли применение новому оборудованию, используя его на своих уроках. Бесспорно, что сельские школы, в которых будут созданы такие центры, станут опорными по подготовке обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации, в развитии проектной деятельности учащихся, цифрового и шахматного образования, дистанционного обучения, творческой самореализации детей, педагогов, родительской общественности, в повышении квалификации педагогов. Безусловно, каждый ребенок найдет здесь свою "точку роста" и будет развиваться в том направлении, которое ему интересно, воплощать свои самые смелые идеи и замыслы.