Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты Камбарского района Удмуртской республики

427950, УР, г. Камбарка, ул. К. Маркcа, 76
телефон: 8(34153) 3-05-86
e-mail: zgv20041982@mail.ru, kamnov5@yandex.ru (для рекламодателей)

Книга - образ жизни

В нашей семье книг не было, наверное, потому, что жили мы небогато. А по соседству с нами жила учительница Л. Н. Дикова, дочери которой были со мной почти одного возраста. Приходя к ним в гости, я видела книги на полках и страшно завидовала.

В нашей семье книг не было, наверное, потому, что жили мы небогато. Но по соседству с нами жила учительница Людмила Николаевна Дикова, дочери которой были со мной почти одного возраста. Приходя к ним в гости, я видела книги на полках и страшно завидовала, мечтая о том времени, когда и у нас дома будет большая библиотека. И вот однажды, собирая нас, ребятишек, на Новый год к себе домой, Людмила Николаевна каждому приготовила подарок, мне была подарена книга В. Сутеева "Капризная кошка". Шел мне в ту пору седьмой год.

Научившись читать, я брала книги в школьной библиотеке, и лишь в седьмом классе мы с подружкой записались в читальный зал районной библиотеки, ходили читать журналы. Встреча с книгой, которая определила мой выбор профессии, произошла на чердаке крыши соседки-пенсионерки тёти Нюры, которая попросила меня помочь ей спустить макулатуру. Среди старых учебников и газет я наткнулась на маленькую книжку с названием "Люблю тебя, жизнь". Именно с этой книги началась моя домашняя библиотека. В одном из рассказов этого сборника я прочла о женщине, которая, будучи прикованной к постели, открыла в своём доме библиотеку, тем самым не замкнулась в своём одиночестве, а обрела через книгу много друзей – за книгой потянулись к ней и стар и млад.

Заканчивая восьмой класс, мы, девчонки, после уроков много говорили о выборе профессии, мечтали о дальнейшей учёбе. Вот тогда я и решила, что буду библиотекарем, как героиня того рассказа из сборника, ведь перенесенный в детстве полиомиелит навсегда сделал меня инвалидом.

Переступив порог детской библиотеки 37 лет назад, я поняла, что это моя жизнь, и не случайно, наверное, поздравляя меня с началом трудовой биографии, библиотекарь машзаводской библиотеки Тамара Ивановна Шульмина, подарив мне книгу "Ничего для себя", сказала: "Я хочу, чтобы ты проработала в этой библиотеке до конца, и в твоей трудовой книжке пусть будет одна только запись". Помня её наказ, я никогда и не помышляла об ином пути.

Кто он, детский библиотекарь, в нашем современном мире? Могу с уверенностью сказать: он и педагог, и психолог, и воспитатель детских душ. С порога нашей библиотеки многие читатели уходят в большую жизнь, чтобы потом вновь прийти, приведя за ручку своих детей, и показать им любимые книжки, которые читали в детстве.

Работать с детьми сложно, но за минуты общения много узнаешь о них самих, об увлечениях и любимых предметах в школе и забываешь порой все невзгоды нашей сегодняшней жизни.

Я бы, наверное, никогда не состоялась как детский библиотекарь, если бы на моём пути не было замечательных людей, которые помогли выбрать эту профессию, на всю жизнь полюбить её. Это, прежде всего, педагог училища культуры Александра Александровна Тимофеева, ветеран труда, библиотекарь с открытой душой Мария Васильевна Шайдурова и все те, кто словом, добрым участием помогли мне достичь профессионального мастерства в выбранном деле. Ведь, чтобы работать в детской библиотеке, мало знать всю литературу, быстро найти нужную книгу, уметь порекомендовать читателю что-то, главное – любить детей с их постоянным "почему?". Что греха таить, порой родители, занятые своими заботами и проблемами, не находят времени поговорить с детьми, отмахиваясь от их вопросов, а библиотекарь не оборвёт на полуслове, не накричит, не обманет. Вот и тянутся ребятишки туда, где их понимают, где выслушают, помогут советом, найдут ответ в книге.

Вот и я искала ответы на жизненные вопросы в книгах. Это они помогали мне, когда хотелось не только выть от боли, но и забыться, уйти от всех. Но мои учителя, наставники по выбранной профессии – Зоя Дмитриевна Пермякова и Александра Александровна Тимофеева - приносили мне книги в больницу, где мне пришлось лежать больше полугода. Подруги – библиотекари из Ленинской библиотеки - приносили мне книги Вильяма Козлова, которые так полюбились тогда мне. Лежа в палате, я читала по памяти стихи С. Есенина, А. Блока своим соседкам, медсестрам, врачам.

Вернувшись домой, не могла жить без моих читателей, без книг. Отказавшись от группы инвалидности, вышла на работу. Проводила беседы с читателями сидя за столом, а рядом стояла трость, как напоминание о том, что я должна встать быстрее на ноги.

Возвращаясь домой, читая и готовясь к встречам, я отвела детским книгам в домашней библиотеке особое место. И когда у нас в семье родилась дочь, сомнений в выборе имени не было. Только Динка, как у Валентины Осеевой. В то время она одна была в городе с этим именем, и однажды мне даже пришлось давать интервью об этом на нашем местном радио.

А Динка росла, и вот уже у нее стал появляться интерес к чтению. Времени совершенно не хватало для повседневного тесного общения с дочкой, а тут еще сессии в институте. Так что последние буквы алфавита пришлось нашей Динке изучать с 60–летней бабушкой в Киясово по букварю для финно-угорских школ. К 4-м годам она уже бойко читала сама, но, придя в первый класс, вдруг неожиданно для всей семьи потеряла интерес к чтению. Стала не только лениться, но даже не приносила книги на уроки внеклассного чтения. И тогда мы на семейном совете решили, что будем читать ежедневно книги по очереди. Изо дня в день мы читали с мужем и Динкой рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина. Читая вслух, я видела, как моя дочь, стараясь подражать мне, выделяла интонацией понравившиеся места и от души смеялась. Этот наш семейный опыт потом еще не раз выручал многих родителей, которые приходили в библиотеку за советом ко мне. Так появилась потребность иметь понравившиеся книги у нас дома на полках. А книги В. Осеевой о девочке Динке стали любимыми книгами нашего ребенка.

И еще одна из книг сыграла важную одну роль в моей жизни. Это книга Юрия Ермолаева "Дом отважных трусишек" о докторе Г. А. Илизарове и его пациентах-детях. Вот тогда и родилась у меня мысль объединить детей-инвалидов в своей библиотеке, чтобы, читая им вот такие книги, дать возможность верить в чудеса, дать возможность верить в себя, а не оставаться со своим недугом один на один. Так возник клуб "Дружная семейка", где главной темой разговора всегда была книга. Читая ребятам книги, я еще не знала, что уже появился такой метод, как библиотерапия.

Надо сказать, что стезя милосердия не каждому по плечу. К этому приходят через личные переживания, религиозные искания, обостренное чувство долга… Создавая клуб, мне хотелось, чтобы дети не оставались одни со своей болезнью, а шли в библиотеку, где есть добрые книги, где их ждут друзья, где каждый может найти дело по душе, занимаясь в творческих лабораториях. Здесь приветствуются любые успехи ребенка и создаются равные возможности для творчества.

Я давно поняла, что, помогая другим, сам становишься сильнее. Встречаясь со своими подопечными, я ощущаю прилив энергии и хорошего настроения, радости. Словно покидают меня потихоньку собственные неурядицы, кажутся не такими неразрешенными проблемы.

Детский библиотекарь – это библиотекарь "энциклопедист". Ведь порой только диву даешься, чего только не зададут в школе: и когда впервые стали готовить салат, и кто первым изобрел бумажную салфетку, и какими нитками пользовались при вышивании, и когда все же будет написана книга о Камбарке? И на все вопросы у библиотекаря должны быть ответы.

Любовь к книге привела в стены детской библиотеки и мою дочь. Это она, еще будучи ребенком, ездила со мной на полевые станы писать каталоги в сельские библиотеки. Будучи школьницей, участвовала в спектаклях и показывала их ребятам "Дружной семейки", а затем организовала кукольный "Театр кота Леопольда" с участием детей-инвалидов. Окончила колледж культуры (библиотечный факультет), затем получила высшее образование по специальности. Теперь, по истечении 35 лет работы, имея одну только запись в трудовой книжке, я могу утверждать, что только любящие своё дело, до конца преданные своей профессии могут работать в детской библиотеке. И я счастлива, что у меня есть преемник, моя дочь, которая тоже выбрала и полюбила эту профессию. И хотя у библиотекаря низкая зарплата, он не сетует на это, а продолжает своё дело, однажды выбранное по душе. Ведь от того, что посеем мы в детские души, будет зависеть – быть культуре в России или нет.

Автор: Бочкарева Лариса

По этой теме: библиотека

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1089

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика