Знакомьтесь:
В. Н. Катаева – учитель начальных классов в средней школе № 2, уже более 20 лет руководит районным методическим объединением учителей начальных классов, в котором состоит около 50 человек. Участник национального проекта "Образование".
И. А. Манохина, учитель физики в лицее № 1, "ведет" с 2002 года всех физиков района. Победитель национального проекта "Образование".
С. А. Федулова, старший воспитатель в д/с "Сказка", уже 26 лет наставляет педагогов дошкольного образования, активно занимается вопросами познавательного развития детей. Победитель республиканского конкурса "Методист 21 века".
А теперь слово педагогам.
В. Н. Катаева:
- Начальная школа уже пятый год живет по образовательным стандартам второго поколения. Эти стандарты ориентированы не только на то, чтобы дети достигали хороших результатов в учебе, но и на формирование личности учащихся. Ведь современное общество запрашивает человека обучаемого, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Поэтому на уроке мы создаем условия для того, чтобы дети были постоянно заняты и активно себя проявляли. Ребята занимаются проектированием и исследованием, чаще работают в группах, выполняют больше практических занятий. Для детей переход на новые стандарты не сложен, они просто идут в первый класс и начинают учиться по предложенной программе, а вот педагогам приходится не очень легко. Чтобы зайти в класс и дать урок по новым стандартам, учитель должен во многом отказаться от прошлого опыта, а значит, начать всю работу с нуля. Педагоги теперь ищут новые подходы к построению образовательного процесса, переосмысливают свою роль в нем.
Стандарты второго поколения направлены на взаимодействие семьи и школы. Именно родители играют огромную роль в становлении личности ребенка. Это они должны прививать детям культуру образования, уважение, любовь к учебе. А когда мама и папа стараются переложить бремя воспитания на школу, приходится учителям не только детей, но и родителей учить учиться.
Сейчас у нас уже собраны малые крупицы опыта, которые мы можем оценить, нам видны наши ошибки и проблемы. Конечно, трудности всегда есть. Это и нехватка времени, и недостаточность современной материально-технической базы. Но есть и хорошие результаты, и их будет еще больше, когда все наши учителя перейдут на новые стандарты, примут их, возможно, изменив свое мировоззрение. Уже сейчас педагоги отмечают, что с введением новых стандартов повышается престиж школы и учителя, а дети становятся более инициативными.
И. А. Манохина:
- В наше объединение входят опытные педагоги с большим стажем работы в школе. Круг вопросов, которыми мы занимаемся, очень широк, это и олимпиадное движение, и проектная деятельность, и исследовательская работа. Сегодня, когда растет престиж технических профессий, физика становится более популярной. Все чаще ребята выбирают ее для сдачи ЕГЭ, и в этом году наши выпускники порадовали хорошими знаниями по предмету. Некоторые из них даже решили связать с физикой свою будущую профессию. Конечно, не обходится без сложностей. Одна из проблем для учителей физики - это недостаточность материально-технической базы. Физика – наука экспериментальная, и, чтобы эффективно ее преподавать, нам зачастую не хватает оборудования, или то оборудование, которое есть, не всегда соответствует нашим требованиям. Заветная мечта - иметь хотя бы одну на район хорошую исследовательскую лабораторию. Существует и проблема нехватки кадров.
Но нужно отметить и хорошие моменты. Сейчас наши педагоги все чаще смотрят в сторону инноваций, стараясь идти в ногу со временем. Это и использование на уроках информационных технологий, и освоение нового направления "Робототехника".
Недавно наши ребята стали участниками научной конференции по физике на базе УдГУ, где выступили со своими исследовательскими работами и получили очень достойную оценку.
С. А. Федулова:
- В дошкольном образовании произошло много хороших перемен, направленных на то, чтобы наши дети выросли более успешными. У нас изменилась оценка уровня развития детей, сейчас на каждого воспитанника заводится карта индивидуального образовательного маршрута. Изменилось место воспитателя в детском коллективе, теперь он не "над детьми, а рядом с ними". Мы активно вовлекаем в образовательный процесс родителей ребят, папы и мамы участвуют у нас в конкурсах и праздниках. Внедряем новый интересный проект "Юный журналист" - наше сотрудничество с редакцией газеты "Камская новь". Запланированы также совместные проекты с детской библиотекой и музеем культуры и истории Камбарского района. Много внимания уделяем технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, которые помогают детям вырасти мыслящими личностями и сделать процесс обучения увлекательным.
У китайцев есть поговорка: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". А я считаю, что именно в период перемен жить становится интереснее, мы узнаем много нового и идем вперед. Главное - чтобы были искорка в душе и позитивный настрой.
Сейчас моя цель как руководителя РМО – это повышение компетенции воспитателя и его профессионального уровня, оказание методической помощи и развитие творческого потенциала педагогов. Ведь у творческих педагогов – творческие воспитанники. Каждое заседание нашего объединения я стараюсь проводить так, чтобы воспитателям было интересно. Организую мастер-классы, "мозговой штурм", диспуты. Я считаю, что на этих встречах педагоги должны действовать, а не просто присутствовать. Отрадно заметить, что и воспитатели, и руководители наших детских садов относятся к нашему методическому объединению очень ответственно, а поэтому работать с ними приятно и радостно.
Каждая из этих трех обаятельных женщин рассказывала о своем объединении на одном дыхании,
с "горящими" глазами, с большой любовью к профессии. Чувствовалось, что для них РМО - это не просто работа, а дело, которому они посвящают жизнь, отдавая свои силы и время, в которое вкладывают душу. Радостно, что у наших учителей такие замечательные наставники. Хочется пожелать им успеха, вдохновения и осуществления всех задуманных планов. С праздником, дорогие педагоги!