Параллельно взглянуть, пообщаться с участниками выставки "Промышленный потенциал Забайкальского края". Неоднократно стать свидетелем, как представители власти и бизнеса договариваются о дальнейшем сотрудничестве. Продуктивное в коммуникативном плане событие состоялось на базе Читинского спортивного комплекса "Мегаполис Спорт" в рамках Первого регионального форума "Инвестируй в Забайкалье".
Несмотря на то, что в интернет-комментариях содержится достаточно скепсиса, недоверия, критики со стороны бизнес-сообщества и других заинтересованных в развитии нашего региона; мыслей о том, что сначала нужно создать условия для развития предпринимательства, и мало кому хочется вкладывать ресурсы в неэффективную экономику, сам форум – реальный шаг к осуществлению призыва "Инвестируй в Забайкалье". Понравилось, что он практико ориентирован. Ведь только работая, (а не разговаривая!) в открытом публичном пространстве с множеством компетентных участников можно вскрыть взаимосвязи между существующими проблемами, чтобы впоследствии постепенно переформатировать имеющееся положение дел в нечто лучшее, прогрессивное. И раз реакция есть, значит, дело пошло! Очевидно, актуально подумать над вопросом, озвученным одним из выступавших – "А проработана ли, выкристаллизовалась ли аналитическая часть?". И определиться с направлениями движения. Вернёмся к некоторым подробностям.
Цель обучающего семинара – совершенствование условий ведения экспорта предпринимателями Забайкальского края. Речь шла о возможностях освоения новых рынков за пределами страны под покровом единого бренда "сделано в России". Визуально этот размах выглядит, как триколор, свёрнутый в нечто среднее между птичкой и галочкой. Возможно, сей смысл и у нас сработает, ну раз ставятся задачи взлететь, подняться над действительностью, отметить, закрепить своё присутствие во внешних экономических моделях.
И так как рядом Китай, Монголия, которых интересует рынок российских пищевых продуктов, а наши производители, например, мяса бьются над созданием каналов сбыта, жалуются, что не могут продать…Известно также желание продвинуть предпринимательство и в других отраслях экономики… а вдруг это шанс? Другое дело как им воспользоваться?
Так как это целое искусство, специалист рекомендовал последовать нехитрому принципу, когда под одним зонтиком на рынок выдвигаются несколько компаний. И значит прежде чем куда-то направиться, разумнее всё-таки научиться, как просил президент, согласовывать интересы друг друга, стараться дружно, конструктивно осваивать науку введения в экспорт. А то ведь до сих пор, по словам выступавшего, у иностранных потребителей Россия ассоциируется с матрёшкой, водкой, балалайкой. Правда, в конце он что-то прошептал про нефть, зубную пасту и фитнес-шоколадки. Возможно, хотелось расшевелить аудиторию, но она сосредоточенно вслушивалась и в саму презентацию РЭЦ и в то, что предлагалось понять о сотрудничестве с этой госструктурой.
АО "Российский экспортный центр" презентован как государственный институт поддержки несырьевого экспорта. Он предоставляет российским экспортёрам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. На его сайте сказано, что взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, а также сотрудничество с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями позволяют РЭЦ совершенствовать условия ведения экспорта в России и нивелировать (устранять) действие барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО "ЭКСАР") и АО РОСЭКСИМБАНК, что позволило оптимизировать ресурсы и создать эффективные бизнес-процессы по предоставлению комплексных услуг экспортно-ориентированным компаниям. Имеется в виду работа со всеми экспортёрами несырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений. Поддержка на любом этапе экспортной деятельности от задумки экспортной поставки до постконтрактного обслуживания, в том числе, по каналам электронной коммерции.
Так как сложное, современное направление деятельности – интернет-торговля – требует особой компетентности, изобилует нюансами и оказалось актуально пока для узкого круга предпринимателей, от ведущего семинара прозвучало предложение обсудить детали, встретившись с предпринимателями дополнительно. А вообще участников интересовал весь комплекс тем, начиная от маркетинга, деловых коммуникаций, правовых, налоговых аспектов, таможенного оформления. В наиболее востребованные выделились логистика и поиск доступа к финансированию. Ведь многим приходится работать в условиях слабой залоговой базы, возможно не совсем благополучной финансовой истории, при этом заботиться о необходимости субсидирования деятельности, пополнения недостающих оборотных средств и их защиты.
Что касается финансов, то эксперт объял это в единую формулу – раздача денег. И представил несколько направлений, по которым осуществляются компенсации на омологацию и сертификацию, патентование, выставочные мероприятия. Субсидирование проводится по самым разноплановым позициям в размере от 50 до 100% затрат, из расчёта – чем сложнее проект и его реализация, тем выше процентная ставка. Также рассказал, что ЭКСАР страхует коммерческие и политические риски российских экспортёров и инвесторов. Для экспортёров предлагается страхование кредита поставщика, для банков – страхование кредитов покупателю и прочее. Можно застраховать краткосрочную дебиторскую задолженность. Пояснил роль специализированной экспортно-импортной структуры РОСЭКСИМБАНК.
Под занавес встречи представители краевого бизнес-сообщества задали несколько вопросов, касающихся обустройства полноценной инфраструктуры для ведения эффективной экспортной деятельности на территории региона, о создании логистического комплекса, реконструкции грузового направления МАПП Забайкальск. Поделились впечатлениями о том, как однажды договорившись с китайскими партнёрами об участии в их выставочном мероприятии Харбинской ярмарке практически за бесплатно. Но как только договорённость была достигнута появились операторы и сверху начали диктовать свои условия. Спрашивали - в каких регионах уже есть успешный опыт сотрудничества с РЭЦ? Интересовались ключевыми тенденциями рынка. Одна из них. Не только в Азии, но и в Европе как крупные концерны, так и мелкие компании ищут сотрудничества в сфере пищевой промышленности, ценятся наши продукты питания, особенно натуральные. В свою очередь, забайкальские предприниматели готовы работать с теми, кому можно доверять.
Вкупе с выставкой "Промышленный потенциал Забайкальского края" семинар произвёл впечатление, как один насыщенный доступный бизнес-тренинг. Приятно отметить, что среди участников были экспозиции предприятий ведущих экономическую деятельность в Карымском районе. Свою продукцию и возможности для совместной работы представил Дарасунский завод горного оборудования. А кирпичный завод ООО "Стройкомплект" позиционировал себя ещё и как социально ответственный бизнес.
При желании можно было не просто оценить экономический потенциал края, договориться о решении проблем, значительно расширить информационную базу предпринимательства, пополнив её новыми контактами, но и добиться неожиданных положительных эффектов.
Например, попытаться соединить безотходное выращивание форели и робототехнику. Так сотрудница частного образовательного учреждения "Мозаика", которое специализируется на продвижении робототехнического направления в образовании, рассказала как один предприниматель, занимающийся разведением форели, увидев на выставке их роботезированную гидропонную установку, сообразил! Что вода после его форели, которую он просто выливает – это ценная питательная среда, которая может послужить для выращивания растений даже в подвале таким вот показанным на выставке гидропонным способом.
Главное искать точки соприкосновения, а не быть по разные стороны баррикад, избегать всего, что разделяет. На митинге ведь проблемы не решишь, деловой климат не удобришь. Первый форум – это первый опыт. Прозвучало, что есть желание сделать его ежегодным. Быть может в следующий раз в нём будет больше участников и из нашего района тоже.