В первую очередь, в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной, в самообслуживании). Границы нормы подвижны, но в каждом возрасте есть некоторые особенности развития ребенка, которые должны привлечь внимание родителей.
Ребенок до 3 лет: на что стоит обратить внимание?
Итак, на что родителям детей раннего возраста стоит обратить внимание:
В 2 месяца.
Обращает ли ребенок внимание на свои ручки, рассматривает ли их? Это умение связано с тем, что дети учатся концентрировать свой взгляд на предметах. Рассматривание ручек свидетельствует о достаточной зрелости глазного аппарата. Реагирует ли малыш на шум? Младенцы реагируют на резкие звуки: поворачивают голову к источнику шума, вздрагивают, морщатся или могут заплакать.
В 3 месяца.
Следит ли ребенок взглядом за движущимися предметами? К 3 месяцам ребенок уже вовсю хочет исследовать мир и пытается удержать вложенную в его ручки игрушку. Держит ли головку? В этом возрасте шейные мышцы малыша уже становятся достаточно крепкими, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Улыбается ли младенец близким? К третьему месяцу жизни улыбка становится для ребенка важной социальной составляющей: малыш не улыбается игрушкам, а вот людям — с удовольствием.
В 4 месяца.
Если младенец в этом возрасте не агукает и не пытается произнести звуки; не тянет предметы в рот; не старается коснуться пола и не выпрямляет ножки, когда чувствует твердую поверхность – это повод насторожиться.
В полгода.
Не может лежа самостоятельно перевернуться в обе стороны и не может сесть, хотя вы ему помогаете.
В 7 месяцев.
Вялые или, наоборот, постоянно напряженные мышцы требуют внимания. В первом случае ребенок словно тряпичная кукла, у него сниженный тонус мышц ручек и ножек. Во втором случае они большую часть времени согнуты и попытки их разогнуть встречают сопротивление.
Издает ли ребенок звуки? Отсутствие гуления и лепета может быть признаком проблем со слухом, общей задержки развития или даже психологической травмы (ранняя разлука с мамой, перенесенное заболевание).
В 12 месяцев.
Ребенок не может ползать или делает это, волоча одну сторону тела; не может стоять, хотя вы его поддерживаете. В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые он усвоил до 1 года. Позвоночник в норме уже достаточно развит для самых разнообразных движений, поэтому если даже с вашей помощью ребенок не может устоять на ногах, это однозначный повод посетить специалиста.
Старается ли малыш найти предметы, которые вы от него спрятали у него на глазах? Примерно в 1 год у ребенка появляется интерес к простейшим играм, он с любопытством наблюдает за действиями взрослых, особенно за теми, которые направлены на него. В этом возрасте он уже понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так, и постарается ее найти.
Малыш не сказал еще ни одного осмысленного слова, понятного родителям? К 1 году ребенок начинает произносить свои первые "детские" слова: "гав", "мяу", "гули-гули", "ба-ба" и так далее. Также обратите внимание, если он еще не пользуется жестами, такими как, например, качание головой из стороны в сторону, означающее "нет", и не показывает пальчиком на предметы, которые хочет.
В полтора года.
Не научился ходить или все еще ходит на носочках, хотя начал ходить несколько месяцев назад. Когда ребенок только "изучает" возможности прямохождения, он всегда передвигается на цыпочках. Но спустя пару месяцев подключаются и пятки. Если он не перестает ходить на носочках, это может быть признаком повышенной нервной возбудимости.
С 2 до 3 лет.
Если к 2 годам ребенок не научился произносить хотя бы 15 слов, это явный признак задержки развития речи. В норме к этому возрасту дети знают примерно 150 слов, поэтому если его словарный запас едва насчитывает 15 слов — это повод посетить специалиста. Иногда ребенок не использует в речи словосочетания, а только отдельные слова, или не пытается повторять за родителями. С одной стороны, это может быть признаком трудностей социализации: ребенку просто не нравится взаимодействовать с людьми, но могут быть и медицинские причины.
Систематическое игнорирование просьб окружающих может быть следствием нарушения памяти, внимания или волевого поведения. Также следует насторожиться, если ребенок не задает вопросов ("Что это?") об окружающем мире. Обратите внимание на то, как проходит социализация ребенка: есть ли интерес к взаимодействию со сверстниками или, наоборот, ребенок не играет самостоятельно.
Если вы отмечаете у своего ребенка какой-то из перечисленных признаков — это повод обратиться к специалистам. Как правило, раннее вмешательство оказывается более эффективным.
Учитель-дефектолог Центра "Планета любви"
Федорова Марина