Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Формула успеха, или звезда Евгения Соснина

Сегодня на небосклоне предпринимательской инициативы Ковернинского района ярко сияет звезда Евгения Соснина.

Об удачливом сельском предпринимателе говорят, как об уникальном феномене Нижегородского края. Его предприятию "Промысел" исполнилось 25 лет! И все 25 лет – на волне успеха! Впрочем, здесь нет ничего сверхъестественного: так, пожалуй, складывалась история каждого классически удачливого предпринимателя. Люди много времени отдавали развитию собственного дела и получали удовольствие от того, что работают на себя, не ощущая чужого давления, грубых понуканий и некомпетентной опеки.

26 марта, через день после официальной даты образования предприятия (25 марта 1993 года), он собрал свой коллектив в уютном актовом зале… Приехали поздравить юбиляров представители администрации района О.В. Лоскунина и Т.Г. Разуваева, привезли в честь праздника большой городецкий пряник "Солнечный круг", выпеченный с узорами и юбилейной надписью… Торжественное собрание вылилось в тёплый и искренний вечер воспоминаний о том, как всё начиналось… Соснин дал ход воспоминаниям о лихих 90-ых…

- Тотальный Армагеддон… Мы со свояком Валерием Здоровым, который в прошлом был главным технологом фабрики "Хохломский художник", начали своё дело с небольшого семейного предприятия в частном гараже. Одному Богу известно, как нам удалось выстоять в условиях неприкрытых угроз и безденежья. Мы не имели никаких высоких амбиций, кроме одного головокружительного стремления самоутвердиться, реализовать шанс, данный новым общественным строем. Мы надеялись на свободу выбора и возможности рыночных отношений. Наверное, многие качества, в т.ч. умение работать с людьми мне передались от матери, долгое время проработавшей председателем сельсовета, а мастерство работы с деревом – от отца, бывшего столяра Сёминской фабрики и ветерана войны. Мы горели желанием видеть результаты своей работы, были уверены, что мы не должны всецело зависеть от воли судьбы, а что каждый сам кузнец своего счастья! Это великое благо, когда ты чувствуешь свободу и знаешь, что тобою руководят не обстоятельства, не партийные и государственные чины, а цели, которые ты сам себе ставишь, ну и, конечно, вера и надежда на Господа. Это чувство всегда по-настоящему поддерживало и двигало нас вперёд…

Своими воспоминаниями о тех временах поделился и партнёр Соснина Валерий Здоров:

- 1993 год: вооружённый государственный переворот, расстрел Дома Советов РФ… И в это смутное время мы привезли в Москву свои первые расписные шкатулки, чтобы сдать их в торговую сеть на Старом Арбате. Проезжаем мимо Дома Советов РФ - он ещё дымится от вчерашнего расстрела танками в упор… Тут такое творится, а мы со своими шкатулками! К счастью, товар у нас приняли и сразу же отдали деньги. Мы поехали домой. Через год – первая чеченская война. Затем вывод войск из Германии. Ещё через год – вывод федеральных войск из Чечни. В августе 1998 года – дефолт, экономический кризис. И следом новая война – вторая чеченская, которая продлится почти 10 лет… И на фоне этих событий мы продолжали развивать свой бизнес в глухой российской деревне. Жили скромно, экономили во всём; каждая заработанная копейка шла в дело становления предприятия. Взяли кредит под 260 процентов годовых! Работали в две смены. Времени оставалось только на сон. По ходу дела приходилось осваивать все профессии: сами разрабатывали идеи и сами же доводили их от чертежей до реализации, начиная со станочных операций и заканчивая финишным покрытием лаком.

Управленческий талант

В конце 80-ых годов прошлого века, окончив Горьковский политехнический институт, Евгений Михайлович Соснин был принят главным инженером на теперь ушедшую в историю легендарную фабрику "Хохломский художник". На тот момент провинциальная деревенская фабрика в его лице получила самого грамотного в техническом отношении специалиста. Молодой инженер сразу занялся установкой сложных пресс-форм в мебельном цехе, принялся за капитальное обновление запущенного электрооборудования, наладил работу новых закалочных печей, системы вентиляции… Уже тогда директор фабрики А.В. Веселов видел в нём достойного преемника… Но, увы! Время распорядилось по-своему. После того, как не стало фабрики, хохломские мастера ушли на "вольные хлеба". А поскольку в истории народного искусства не раз случались взлёты и падения, то и на этот раз традиционный хохломский промысел выжил. В Сёмине появилось первое семейное предприятие, которое, вопреки всему, назвали просто и в то же время ёмко: "Промысел".

Медленно следовали они по пути собственных маленьких побед и поражений, упорно доводя до завершения свои замыслы. Соснину пришлось взяться за изучение основ маркетинга, на практике вникать в секреты оборота капиталов, следить за конъюнктурой спроса на рынке продаж. Главное, нужно было найти свою "нишу" - производить то, чего нет у других. Идея расписанных хохломой шкатулок пришла как озарение. Однажды из подмосковного музея игрушек в Загорске (Сергиев Посад) привезли партию шкатулок – расписать на пробу. Каков будет на них спрос – не знали. И эту пробную партию расписных шкатулок вывезли в Нижний Новгород. Через некоторое время звонят: ваши шкатулки уже проданы, нам нужно ещё! Это было попадание в "десятку"! Предложение породило спрос, хотя всё должно было случиться наоборот! И в этом Соснин проявил себя как успешный маркетолог. Постепенно ковернинская расписная шкатулка стала главным брендом "Промысла". Конечно, не так-то просто было создать рентабельную производственную базу, пройти все бумажные препоны контролирующих органов, избавиться от конкуренции с другими предприятиями художественных промыслов. Но и здесь Соснин нашёл спасительный выход. Он написал письма в адрес ряда крупных чайных фирм с предложением выпускать для них деревянную упаковку. Через некоторое время откликнулась чайная фирма "Орими Трэйд", производящая многие известные чаи: поступил заказ на партию сувенирной деревянной упаковки для отборных сортов чая. Заказ этот был выполнен с высоким качеством и в строго оговоренные сроки. Успех был ошеломляющий. Сразу же последовал новый заказ! Более того, несколько конкурирующих фирм тоже обратились в "Промысел" со своими заказами. Так на "Промысле" открыли производственную линию эксклюзивной деревянной упаковки. К тому времени предприятие ввело в эксплуатацию новый столярно-механический цех, который и позволил молодому коллективу за короткий срок сделать настоящий прорыв в производстве упаковочной продукции. Вскоре по заказу одной известной кондитерской фабрики было изготовлено 250 тысяч единиц деревянной упаковки для конфет. То, что "Промыслу" оказалось по плечу исполнение такого огромного заказа, уже доказало мощь и возможности коллектива!

Сегодня предприятие имеет постоянные заказы на деревянную упаковку от 20 чайных компаний. Для расфасовки таких известных марок чая, как "Greenfield", "Ahmad Tea", "Lipton", предприятие "Промысел" ежегодно выдаёт 100-150 тысяч шкатулок с логотипами этих фирм.

Революция в технологии или отход от традиций?

За более чем трёхвековую историю хохломская роспись выработала уникальную технологию с использованием традиционных масел, растворителей, лаков и красок. Годы шли, жизнь менялась, и используемые материалы менялись по мере появления новых, более применительных в данный промежуток времени. В качестве безвредной альтернативы "Промысел" со временем перешёл на акриловые краски и полиуретановые лаки, которые не надо сушить и закаливать в печах, уменьшая риск пожароопасности производства. В сравнении с традиционными масляными красками они не токсичны, легко разбавляются водой, быстро сохнут, почти не имеют запаха, хорошо сцепляются с поверхностью, прекрасно смешиваются между собой, обладают значительно большей яркостью и высокой светостойкостью. После высыхания их уже нельзя размочить, а новые слои не нарушают нижние слои краски. И в целом красочный слой эластичен, прочен и долговечен. И, заметьте, продукцию уже не надо сушить и закаливать в печах… По сути, "Промысел" не сделал ничего такого, что навредило бы художественным традициям самой хохломской росписи: орнаменты и каноны росписи остались те же, получив дальнейшее развитие. Ведь никто сегодня не покупает хохломскую посуду для её использования по прямому назначению на кухне. Да, в 70-80-х годах фабрика "Хохломский художник" выпускала наборы для пельменей, кофе, компота, используя для покрытия закалённый в печах пищевой лак. Это было модно с точки зрения этнографической традиции гостеприимства. Сегодня хохломские изделия выполняют скорее украшательскую функцию либо используются как легко узнаваемый и любимый русский национальный сувенир. Была на фабрике "Хохломский художник" внедрена в своё время "новинка" - прессованное панно диаметром более 50 см. Тогда эксперты сразу же сочли панно нарушением традиций. Однако все помнят, каким шквальным спросом пользовалось это панно, и это заставило признать его традиционным изделием хохломы!

С 2006 года в жизни "Промысла" наступил благоприятный период: прирост производства продукции составлял 30-35 процентов, в денежном выражении объём реализации составил более 20 млн. рублей. А ведь предприятию исполнилось тогда всего-то 13 лет! Была получена возможность увеличить штат трудового коллектива, повысить заработную плату: по тем временам она вышла на рекордный уровень по району – 8000 рублей! А к 2017-у году результаты деятельности предприятия увеличились в три раза – выручка составила около 65 млн. рублей. Гораздо доступнее стали материалы на рынке сырья. Ведь от качественного материала во многом зависит и качество производимой продукции. Коллектив стал получать множество заказов на изготовление упаковки из различных пород дерева – для рекламных целей и эксклюзивных проектов, новинок мобильных телефонов, рабочих инструментов, компакт-дисков, подарочных наборов холодного оружия, винной продукции, эксклюзивных книжных изданий, игральных карт, домино, денежных знаков, орденов, медалей…

Берёзовую доску, основной столярный материал, доставляли на предприятие с ближайших пилорам; по желанию заказчика "Промысел" закупает редкие породы дерева: бук, дуб, красное дерево. Кроме того, рынок лакокрасочных материалов отечественных и европейских производителей даёт предприятию широкую возможность выбора отделочного сырья нужного качества и по приемлемой цене. Готовая же продукция на предприятии проходит сертификацию и строгий контроль качества. За все 25 лет существования "Промысла" коллектив не получил ни одной рекламации или плохого отзыва от заказчиков. Это делает честь каждому работнику предприятия!

Возвращаясь к разговору об истинных традициях росписи, надо сказать, что сегодня хохломой расписывают всё. Летают расписанные самолёты, мчатся в хохломском наряде поезда, иномарки, мотоциклы… Форма, на которую наносится роспись, может быть не обязательно токарной, она может меняться в зависимости от личной культуры и фантазии "заказчика"; тут главное – постоянство орнамента и канонов росписи. И "Промысел" в этом вопросе нисколько не отошёл от вековых традиций…

О формуле успеха

Да, сегодня мы можем смело утверждать, что у нас в районе успешно реализовался ещё один яркий управленческий талант – Евгений Соснин. Нужно заметить, что он не из тех предпринимателей, которые зачастую чересчур идеалистичны и недостаточно практичны. Большинству из них не хватает знаний и терпения; они бросаются из одной крайности в другую, наделают непомерных долгов и мельтешат в бесплодных поисках какой-нибудь случайной "золотой жилы", чтобы только получить сиюминутную прибыль, а там хоть трава не расти… Нет, Соснин хорошо ориентируется в тактических задачах бизнеса, он креативен, генерирует новые идеи и находит новые ниши, и его не так-то просто увести в сторону: он новатор в самом истинном предпринимательском смысле. Как раз в этом и нужно искать формулу его успеха…

На "Промысле" сегодня работает около 90 человек. С введением в строй нового производственного комплекса на предприятии увеличилось число рабочих. Для эффективной производственной деятельности руководство формирует команду управленцев из числа рабочих разных уровней производства. Пока предприятие не ощущает нехватку кадров. Но этот вопрос не снимается с повестки дня: с введением новых цехов усложняется технологическая цепочка производства, и одновременно расширяется объём служебно-производственной информации. А значит, кроме художников росписи, столяров и технологов, нужны будут грамотные программисты, дизайнеры, маркетологи, торговые представители… Предприятие готовится открыть свой музей хохломы: это тоже хороший знак – без знаний о своём прошлом нельзя уверенно смотреть в будущее.

…Мы идём с Сосниным по просторному новому производственному цеху, в котором установлено и работает новое, современное оборудование. Он на ходу задаёт вопросы рабочим, общается с ними на равных, те отвечают ему доверительно, кратко, по-деловому. Это тоже стиль: каждый знает своё дело, отвечает за свой участок работы, дорожит своим рабочим местом. И отношение к труду не казённое, как бы отбыть рабочее время, а глубоко заинтересованное, неравнодушное, как бывает в большой крестьянской семье. Улучив момент, я спрашиваю у него: не открыл ли он лично для себя какую-то особую формулу предпринимательского успеха? Имея за спиной уже достаточный практический опыт, что бы он мог посоветовать молодым, готовящимся открыть свой бизнес? Соснин взял паузу, понимая моё стремление ради художественной образности перевести разговор в сферу "высокой философии":

- Формулу успеха нельзя сравнивать с цельным яблоком, которое должно упасть с неба на твою голову благодаря закону земного тяготения. Можно говорить лишь о слагаемых успеха и о том, когда количество этих слагаемых переходит в качество…

Человек должен знать, чего он хочет, и что он может идти к этому, невзирая на трудности, терпя лишения и неудачи, и верить в успех…

А вообще есть такой хороший жизненный постулат у европейских последователей Мартина Лютера Кинга: "Даже зная, что завтра будет война, мы всё равно сегодня посадим яблоню…". Если по такому принципу жить, то мы будем просто обречены на успех.

Меценат и благотворитель

Общественная деятельность Соснина – это отдельная тема. При его личном участии и финансовой поддержке проходят крупные культурно-массовые мероприятия в Сёмине и в районе. Он взял шефство над местным Домом культуры, закупил звукоусиливающее оборудование для ансамбля "Кудринка", костюмы для танцевального коллектива "Веснянка", закупал материалы и помогал проведению ремонтных работ. Регулярно проводит работы по ремонту в Сёминской школе; является главным спонсором местной хоккейной команды, проводит хоккейные турниры на призы ООО "Промысел". Учитывая организаторские и просто человеческие качества Соснина, жители Сёмина регулярно выдвигают его депутатом разных уровней местной власти. И он оправдывает их доверие, помогает и словом, и делом. Особенной гордостью села является великолепный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость".

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в сравнении с другими, является близкой к сердцу верующего человека, ведь множество людей на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными трудностями: будь то болезни и слабости, бедность и невзгоды, печали и скорби. Только в одном названии святыни можно найти утешение. В сюжете росписи внутри храма изображена Богоматерь, держащая в руках хлеб и свиток. В этом обличии Святая слышит молитвы своим вечно скорбящим о христианском народе сердцем, в особенности тех, кто столкнулся с суровыми тягостными испытаниями судьбы.

Эпилог

Мы подходили к главному входу, когда на территорию предприятия въехал автобус с туристами из Нижнего Новгорода. Шумный народ высыпал навстречу Соснину. Он с радушной улыбкой представился:

- Директор предприятия Евгений Михайлович, добро пожаловать к нам!

Подошла миловидная супружеская пара:

- Мы наслышаны о вас и хотели бы приобрести что-нибудь к свадьбе. Что посоветуете?

Соснин провёл их на склад готовой продукции, попутно рассказывая об ассортименте выпускаемых изделий. Подвёл их к нарядно выстроившимся на полках шкатулкам:

- Лучший подарок к свадьбе – две шкатулки: они напоминают о том, что мужчина и женщина – те же две шкатулки, в которых хранятся ключи друг к другу…

В. Аветисян

Автор: Анна Жгутова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1294

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика