Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Рестораны – наследники русских трактиров

Кафе, бары, рестораны, кондитерские – для нас дело привычное. При этом слова "трактир", "чайная", "питейное заведение" звучат как экзотика.

Но было время, когда такие места пользовались огромным спросом у населения. В XIX - начале XX веков трактиры были популярны и в Ковернино. Мне, неутомимому путешественнику Аркадию Мимоходову, пришла в голову очередная идея – разузнать как можно больше об истории "трактирной жизни" Нижегородчины. Читайте, что у меня получилось…

Не в бровь, а в глаз

Как утверждают краеведы, в Ковернино в начале XX века имелось несколько трактиров: каменный трактир Колпашникова – старая часть здания (из красного кирпича) бывшей Ковернинской средней школы №2, трактир Бодуна (он стоял в районе современного здания "ВолгаТелеком") и трактир "Разувай" (ныне снесённое деревянное двухэтажное здание, находившееся возле храма в честь Вознесения Господня).

Русский народ всегда был крайне остроумен, точен, а иногда и хлёсток в присвоении прозвищ тем или иным людям, событиям, местам, что называется, не в бровь, а в глаз. Так, трактир Бодуна получил своё название благодаря его хозяину. Мужчина ходил сильно сгорбившись, держа руки за спиной, глядел всегда сурово исподлобья, при этом сильно напоминал быка-бодуна. Что касается "Разувая", то здесь всё тоже достаточно просто: подвыпивший народ в этом месте нередко обчищали, проще говоря, разували. Трактир Колпашникова (фамилия владельца дома) являлся самым культурным заведением из имевшихся, здесь любила бывать местная элита.

Вот, что было опубликовано в журнале "Нижегородская коллекция" №3 (7) от 2013 года:

"Ковернинские трактиры отличались гостеприимством. Они были предельно демократичны и доступны для любого сословия. Причём некоторые имели свою кулинарную специализацию. К примеру, известный каменный трактир Колпашникова был некогда знаменит телячьими котлетами; а зелёный трактир Бодуна - "кокурами"… Каменный трактир Колпашникова отличался изысканной кухней. За чистоту, уют, опрятность и обходительность это заведение облюбовала местная интеллигенция. В этом трактире в юности побывал знаменитый художник Борис Кустодиев, и как знать, возможно, именно ковернинские трактиры изображены в его знаменитой серии картин о русских трактирах".

Нельзя не вспомнить, что в прошлом Ковернино славилось своими четверговыми базарами. Их достаточно подробно и красочно описывает в своих краеведческих трудах, посвящённых Ковернинскому краю, М.М. Зимин. Здесь же приводится описание того, какая атмосфера царила в местных трактирах в базарные дни:

"Пожилые крестьяне, особенно которые приехали с вечера, "умучившись", управившись, закупив и сделав всё нужное, забираются в трактиры и, не снимая верхней одежды, сидят и пьют чай с "конурками", мятными пряниками, особенно любимыми крестьянами. Я знал одного "мужичка" ("Гараню" - Герасима), который ел по 5 фунтов за "присед", но только чувствовал "тошноватость". Чай пьют по-русски, не торопясь и выпивая десятки стаканов, вытирая полой или рукавом своей одежды "девятый пот". За кипятком ходят сами, "штобы поскорее, а то половова не дождесся и не достучисся". Пока пьют, по несколько раз ходят для освобождения живота, и ругаются, если половые уберут со стола в момент отсутствия: "Мы ещё не кончили, а ты убрал", "деньги не уплатим – вот тогда будешь знать, как убирать безовремя". В трактире всё время стоит невообразимый крик, шум, жар и пар столбом".

Тема трактиров в литературе

Пытаясь раздобыть как можно больше информации на заданную тему, я обратился к популярному роману П.И. Мельникова-Печерского "В лесах", где рассказывается о жизни старообрядцев Заволжья середины XIX века и о нижегородском купечестве. Здесь оказалось немало упоминаний о том, как отдыхал заволжский народ в трактирах. Привожу выдержки из романа:

"…Из крупных торговцев, из тузов, что ездят к Макарью, больше половины московских. Оттого на ярманке и порядки все московские. Тех порядков держатся там и сибиряки, и уральцы, народ верховый и низовый – словом, все "городовые"… Как и в московском городе, все торговые сделки ладятся по трактирам…

Стоном стоят голоса в многочисленных обширных, ярко освещённых комнатах Рыбного трактира. Сверху из мезонина несутся дикие, визгливые крики цыганок и дрожмя дрожит потолок под дробным топотом беснующихся плясунов. Внизу смазливые немки, с наглыми, вызывающими взорами, поют осиплыми голосами, играют на струнных инструментах, а потом докучливо надоедают, ходят с нотами от столика к столику за подаянием. Не уступчив степенный торговец до немецких певуний, с досадой отмахивается он от их назойливых требований "на ноты", но голосистые немки не унывают… Не со вчерашнего дня знают они, что стоит только купецкой молодежи раскуражиться, кучами полетят на ноты разноцветные бумажки…

Ровно с цепи сорвавшись, во все стороны мечутся ярославцы в белых миткалевых рубашках, с белыми полотенцами чрез плечо, в смазанных, со скрипом сапожках… Разносят они чайники с чашками, графинчики с рюмками, пышные подовые пироги, московские селянки, разварную осетрину, паровые стерлядки — кому что на потребу… Топот толпы бегающих половых, стук ложками и ножами, говор, гомон по всем комнатам не перемежаются ни на минуту. Изредка раздаётся хлопанье пробки от холодненького — это значит сделку покончили.

Степенной походкой вошел Марко Данилыч, слегка отстранив от себя ярославцев, хотевших было с его степенства верхнюю одёжу снять. Медленными шагами прошел он в "дворянскую" — так назывались в каждом макарьевском трактире особые комнаты, где было прибрано почище, чем в остальных. Туда не всякого пускали, а только по выбору…".

"Дядя Елистрат постучал ложечкой о полоскательную чашку, и, оторвавшись от середнего стола, лётом подбежал половой.

– Сбери-ка, молодец, к сторонке посуду-то, – сказал ему дядя Елистрат, – да вели обрядить нам московскую селянку, да чтоб было поперчистей да покислей. Капусты-то не жалели бы.

– С какой рыбкой селяночку вашей милости потребуется? – с умильной улыбкой, шепеляво, тоненьким голоском спросил любимовец.

– Известно с какой!.. – с важностью ответил дядя Елистрат. – Со стерлядью да со свежей осетриной… Да чтоб стерлядь-то живая была, не снулая – слышишь?.. А для верности подь-ко сюда, земляк, – сказал он, обращаясь к Алексею, – выберем сами стерлядку-то, да пометим ее, чтоб эти собачьи дети надуть нас не вздумали.

И, подойдя к медному тазу с рыбой, выбрал добрую стерлядь вершков одиннадцати и пометил рыбу, ударив её раза два ножом по голове, да, кстати, пырнул и в бок острием…

…– А сами-то из каких местов будете? – развязно и с презрительной отчасти усмешкой спросил половой.

– Мы, брат, из хорошей стороны – из-за Волги, – ответил Елистрат.

– Значит – "Заволжска кокура, бурлацкая ложка, теплый валеный товар"… Еще что вашей милости потребуется? – ввернул в ответ любимовец, подбоченясь и ещё задорней тряхнув светло-русыми, настоящими ярославскими кудрями.

– Ах ты, бабий сын, речистый какой пострел! – весело молвил дядя Елистрат, хлопнув по плечу любимовца. – Щей подай, друг ты мой сердечный, да смотри в оба, чтобы щи-то были из самолучшей говядины… Подовые пироги ко щам – с лучком, с мачком, с перечком… Понимаешь?.. Сами бы в рот лезли… Слышишь?.. У них знатные щи варят – язык проглотишь, – продолжал дядя Елистрат, обращаясь к Алексею. – Ещё-то чего пожуем, земляк?

– По мне все едино, заказывай, коли начал, – ответил Алексей.

– Гуся разве с капустой?.. А коль охота, так и жареного поросенка с кашей мигом спроворят. Здесь, брат, окромя птичьего молока, всё есть, что душе твоей ни захочется… Так али нет говорю, молодец? – прибавил он половому, снова хлопнув его по плечу дружески, изо всей мочи.

– Всё будет в самой скорой готовности, что вашей милости ни потребуется, – бойко подхватил любимовец, отстороняясь, однако, от назойливых ласк дяди Елистрата.

– Разве ещё селянку заказать? Из почек? – спросил Алексея знакомый с трактирными кушаньями дядя Елистрат.

– Пожалуй, – равнодушно ответил Алексей.

– Валяй! – крикнул Елистрат половому. – Да чтоб у меня всё живой рукой поспело – тотчас!.. Стрижена девка косы б не успела заплесть!.. Вот как!..".

В качестве справки

История трактира как заведения общепита ведётся с царских времён. Приход к власти Петра I привёл к расширению внешних связей России с зарубежными государствами, что стало причиной увеличения потока иностранцев, среди которых были гувернанты, учёные, деятели искусств, ремесленники. Имеющиеся на тот момент заведения общественного питания, в том числе и питейные, не могли удовлетворить потребности приезжающих. Поэтому в 1719 году по указу Петра было создано новое для России заведение - "трактир".

Со временем слово приобрело два значения. Первоначально это был постоялый двор, в котором за плату можно было получить еду и переночевать. В более позднюю, дореволюционную эпоху, под трактиром подразумевался ресторан низшего уровня.

Перевод слова "трактир" рассматривается историками с разных сторон. С латинского его можно перевести как "привлекать", с голландского оно обозначает "угощать". Однако есть у этого слова и русская версия происхождения – от слова "тракт" (большая наезженная дорога). Первый трактир был построен на Заячьем острове, вблизи Петропавловской крепости. На протяжении нескольких десятков лет трактиры открывали только иностранцы. Поэтому меню состояло из блюд европейской кухни. Обстановка была изысканная, из алкогольных напитков подавались высококачественные вина и пиво. Развлекались гости за бильярдными столами. Трактир считался заведением высшего ранга. Вход в них людям низшего сословия был запрещён. Как правило, трактир располагал восемью комнатами и одним большим залом. Отапливали здание три печки. Размер двора зависел от загруженности той дороги, на которой он располагался. Зачастую трактир имел стойло, чтобы во время отдыха путников их лошади были под присмотром.

Обслуживали посетителей несколько так называемых "половых", одетых в народные рубахи. Зачастую владельцы трактиров не платили половым – те жили только за счёт чаевых. Рабочий день длился 16 часов. Спать половым приходилось на месте, на сдвинутых столах. На такую работу обычно нанимались совсем молодые парни лет 13-17.

После Петра I, во времена правления его преемников, трактиры становятся заведениями низшего класса. Там запрещают продавать пиво, водку, ставить бильярдные столы. На смену им приходят питейные погреба. Владеют трактирами преимущественно русские. Меню становится проще и однообразнее. Из напитков подают дешёвое вино. Всё больше в трактирах появляется простолюдинов и всё меньше аристократов. Последние заходили в подобные заведения, чтобы понаблюдать за жизнью простых людей. Таким образом, в первой четверти XIX века трактиры становятся заведениями для непритязательной публики. Аристократы отдают предпочтение ресторанам, однако уже к концу века грань между трактирами и ресторанами практически стирается. Для большинства людей трактиры были не просто местом, где можно поесть, выпить, переночевать, но и тем местом, где можно душевно пообщаться, провести время в приятной компании, узнать последние новости или обменяться знаниями.

Аркадий Мимоходов

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1223

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика