Но это было вчера, а сегодня в нашу жизнь, в жизнь школьников активно ворвалось дистанционное обучение. Учителя сегодня оказались на передовой: ученические чаты, родительские чаты, проверка цифровой "домашки" и многое другое, что требует их постоянного присутствия у мониторов. Нелегко и родителям, которые должны поддерживать детей и при этом работать, вести домашнее хозяйство, следить за младшими в семье. Если же запад давным-давно использует этот метод обучения, то для российских школ он малоизвестен и малообучен. Сегодня остается только наблюдать за тем, как это в дальнейшем будет происходить и каким станет итог. Но на сегодня ситуация такова: из-за большого количества школьников интернет-ресурсы зависают, тормозят, страницы не грузятся, дети в основном вынуждены работать самостоятельно. Единственное приложение, которое и спасает сегодня детей и учителей – Whatsapp.
Учителя на смартфоны детей или их родителей отправляют задания, те в свою очередь их выполняют и отправляют обратно для оценивания работы. Но и здесь есть свои трудности и самое первое - что делать тем детям, у которых нет смартфонов. Учителя открыты для телефонных звонков, по которым они объяснят, расскажут, но сколько учеников в день возможно будет охватить таким способом?
О том, станет ли этот метод обучения в итоге постоянным или же по старой и доброй традиции школы будут встречать и провожать своих учеников мы решили узнать у начальника Управления образования Лескенского района Жанны Урусбиевны Хачетловой.
- Жанна Урусбиевна, как Вы оцениваете готовность наших школ к переходу на дистанционное обучение?
- Образовательные организации Лескенского муниципального района, осуществляющие свою деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и по дополнительным общеобразовательным программам, с 6 апреля возобновили образовательный процесс. В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся и профилактики распространения новой коронавирусной инфекции организовано обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Взаимодействие обучающихся и педагогических работников будет осуществляться исключительно в электронной информационно-образовательной среде.
Был проведен мониторинг готовности школьников к переходу на обучение в домашних условиях, проанализированы технические возможности, имеющиеся у детей по местам их жительства. Стабильный интернет и необходимые технологические средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме (компьютеры, различные гаджеты), имеют 98% обучающихся, теперь основная задача администраций образовательных организаций - создать комфортные условия для максимального вовлечения школьников в учебно-развивающую деятельность.
Для дистанционного обучения педагогические работники подготовили онлайн-уроки. Используются федеральные образовательные платформы и онлайн-сервисы.
В районе 2% школьников не имеют условий для онлайн-обучения. Для них учителя подготовили пакеты материалов и подробные инструкции на определенный временной отрезок обучения.
Свою дистанционную деятельность школы будут фиксировать в АИС "Образование".
- Не заменит ли данный вид обучения традиционную форму преподавания в образовательных школах в будущем?
- Дистанционное обучение открывает широкие возможности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, и тех, кто живет в отдаленных поселениях. Какие-то элементы цифровизации постоянно будут развиваться, и это хорошо. Но полностью "цифра" никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт.
Школа обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды.
В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником.
- Какие платформы или же интернет-ресурсы будут обеспечивать родителям и их детям доступ к учебным программам?
- Существуют порталы, в которых размещены уроки школьной программы. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. Платформа удобна тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.
Учащимся младших классов подойдет сервис "Яндекс.Учебник". На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников 1-5 классов.
Сайт "Учи.ру" поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.
Известное издательство "Просвещение" предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.
Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru открыли бесплатный доступ к своим платформам. Важно отметить, что занятия проводят преподаватели ведущих вузов России, среди которых МГУ, Высшая школа экономики, МФТИ и другие.
Сайты "Решу ОГЭ", "Решу ЕГЭ" помогут выпускникам подготовиться к государственной итоговой аттестации.
- Уже несколько дней идет привязка учеников на образовательном сайте к своим педагогам. Процесс сложный, поскольку сеть перегружена. Есть страхи, что это не сработает, что цифровой коллапс неизбежен. Какой-нибудь запасной план имеется на такой случай?
- На такой случай образовательные организации будут использовать кейс-технологии, т.е. педагогические работники разработают индивидуальную карту освоения учебных тем без применения дистанционных технологий, в работе будут использоваться традиционные тетради и учебники. Взаимодействие между участниками образовательного процесса будет осуществляться посредством электронной почты, приложения WhatsApp, через мессенджеры, позволяющие пересылать текстовые сообщения, а также видео, картинки и аудио.
- Не каждая семья способна на время дистанционного обучения обеспечить своего ребенка необходимым: планшет, компьютер, смартфон. А если в семье учащихся несколько, тем более. Прорабатывается ли данный вопрос профильными ведомствами?
- Если в семье один компьютер, но несколько детей, необходимо сообщить классному руководителю, который согласует с учителем-предметником другой формат участия школьников в уроке (например, не онлайн-урок, а электронный или бумажный кейс). В любом случае ребенок получит задания, консультацию и обратную связь.
- Режим дня ученика при дистанционном обучении будет ли отличаться от обычного режима дня школьника?
- Организации района, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ сформировали расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. В целом, все близко к обычному школьному режиму. Мы понимаем, что вопросов будет много, и потому родители за дополнительной информацией, касающейся дистанционного обучения, могут звонить по номеру 95 – 5-14. Да, нам сегодня трудно, но новый формат обучения накладывает большую ответственность на всю систему образования. Призываю всех участников учебного процесса с пониманием отнестись к данному формату работы. От всей души желаю всем добра, здоровья и благополучия.
Заира Насипова