Каждый человек - минигосударство со своей психологической и физиологической конституцией, подчинённое своим персональным законам совести и сознания. Каждый живёт по индивидуальным сводкам правил, которую он составляет самостоятельно, при этом, конечно же, не без влияния среды и социума, которые актуальны лично для него. Как бы нам не твердили эксперты и специалисты статистики - любители обобщения всего живого и неживого в мире - что все человечество можно подразделить на касты, категории и виды, все же каждый из этих нескольких миллиардов отличается своей индивидуальностью. Каждый человек окрашен не в определенный монохромный цвет, а сотни оттенков разноцветной палитры, в конечном итоге создавая полную насыщенную и детализированную сложную картину внутреннего его мира.
Моя собеседница - это ещё один шедевр изобразительного искусства с многослойным и многоцветным воплощением индивидуальности, благородства и достоинства. Фатима Самгурова - любящая и любимая мама троих замечательных и воспитанных детей, высококлассный педагог, уважаемый и грамотный руководитель - человек, которому доступны секреты профессионального успеха.
Самгурова Фатима Ордашаовна.
Уроженка с.п.Второй Лескен.
В 1991 году окончила школу с отличием.
В том же году поступила в Нальчикское медицинское училище по специальности "Медсестра широкого профиля".
После окончания работала в Республиканской многопрофильной детской больнице в хирургическом отделении. Из семи лет медицинского общего стажа, два года проработала фельдшером амбулатории в с.п. Второй Лескен.
В 2002 году окончила филологическое отделение КБГУ по специальности "Филолог. Учитель английского языка". Работала по специальности. Общий педагогический стаж 25 лет.
С 2008 по 2011 работала директором МКОУ СОШ имени А.Я. Масаева с.п.Ерокко.
С августа 2011 года переведена на должность директора МКОУ СОШ с п.Второй Лескен.
В декабре того же года назначена на должность главы администрации с.п.Второй Лескен. На данной должности проработала до 2014 года.
С 2018 года и по сей день работает директором МКОУ СОШ с. п. Второй Лескен.
Замужем, трое детей.
- Фатима Ордашаовна, расскажите о специфике работы руководителя педагогической команды. Чем она отличается от аналогичных должностей других отраслей и служб? Какими качествами должен обладать грамотный руководитель школы?
- Каждого руководителя образовательного учреждения, прошедшего школу менеджмента, учат тому, что директор современной школы должен быть хорошим организатором, юристом и экономистом. При этом он должен обладать стратегическим мышлением. Поэтому одной из первостепенных задач директора будет разработать свой стиль управления школой, в котором и будет проявление личностных качеств руководителя. Он должен обладать такими качествами, как компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к подчинённым, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы.
Все это, конечно, правильно. Но, на мой взгляд, такое качество, как гибкость, является сейчас особенно актуальным. Однажды меня спросили на одном из конкурсных проектов, это был этап отбора. Он проходил три дня. В последний день каждого конкурсанта вызывали на собеседование, от результата которого зависело решение комиссии - брать его либо нет. Мне задали единственный вопрос: "Как вы считаете, что в преподавании английского языка важнее: обучение говорению, чтению, грамматике или аудированию?" Для меня ответ был очевиден. "Может, для кого-то важен один из перечисленных навыков, однако я не представляю обучение языку даже без одного из них". Так же и руководитель общеобразовательного учреждения - не может выделить одно универсальное качество. Поэтому я ставлю на первый план такое качество, как гибкость - умение быстро ориентироваться, перестраиваться и адаптироваться ко всем динамичным изменениям в школьной системе образования. Школа - это также учителя, родители, дети. Каждого нужно услышать, понять и, если необходимо - убедить. А ещё важнее установить взаимные доверительные отношения. Это очень сложно, но очень важно. Директор также должен быть хорошим педагогом. Статус учителя предполагает самообразование, самосовершенствование, самообучение, которые продолжаются в течение всей нашей педагогической деятельности. Мы учим детей и сами учимся параллельно.
- Как педагог с многолетним стажем и перечнем достойных профессиональных наград и регалий, как опытный руководитель образовательного учреждения, как вы можете охарактеризовать современные школьные программы обучения? Насколько они рациональны, эффективны? Насколько оправданы значительные изменения и дополнения к школьной программе?
- Система образования относится к наиболее важным сферам. Знания, навыки, полученные в школе, являются базовым фундаментом для детей, которым в будущем предстоит решать сложные задачи в ВУЗах, техникумах и прочих учебных заведениях. Совершенствованием данной системы занимаются высококвалифицированные учителя и представители науки, что выливается в появлении разнообразных нововведений, направленных на выведение отечественной системы на новый, качественный уровень.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков: формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. ФГОС направлены на создание условий для конкурентоспособного развития детей в условиях динамично развивающегося мира.
Источниками знания раньше, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Задача школы сегодня – не просто создать условия для получения новых знаний и умений, но и научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.
С положительной стороны хотела бы отметить вопрос преемственности подходов и принципов в построении стандартов обучения: начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний, основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, старшая школа закрепляет эти навыки и способности, учит выбирать инструменты и средства достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Но надо отметить, что для полноценного применения стандартов и норм ФГОС нужно иметь соответствующую материально-техническую базу, чем, к сожалению, могут похвастаться не все учреждения образования. При этом нужно подчеркнуть, что введение ФГОС - сложный и многоплановый процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу. И думаю, что и при некоторых имеющихся недостатках, эти стандарты станут оплотом системы образования в ближайшем будущем.
- Ваши дети самостоятельны, воспитаны, грамотны. Поделитесь с нами, как добиться высоких результатов в воспитательном и образовательном процессе ребенка, что нужно делать родителям для этого? Какими пользоваться методами и приемами воспитания?
- Каждый ребенок требует индивидуального подхода, как бы это ни звучало шаблонно. Это так. Каждый уже с малых лет обладает своим характером, своим индивидуальным восприятием. Кто-то более восприимчив к внешним факторам, а кто-то нет. И обязательно это надо учитывать при воспитании. Но что касается учебы, школы, родитель должен преподнести это как долг и обязанность ребенка. Не только перед родителем, но и перед учителем и обществом. То есть это его "профессия". Его работа. Так же как и мама с папой ходят на работу, чтобы быть полезными людям и своей семье, дети так же должны ходить в школу - на свою основную работу. От такой постановки вопроса зависит очень многое в судьбе вашего ребенка. Если нет такого обязательного требования к ребенку, как бы учитель ни старался, он не сможет в достаточной мере обеспечить максимально результативный для школьника учебный процесс. Поэтому очень важно внимание родителей к школьной жизни ребенка, к правильной постановке приоритетов ребёнка. Родители так же, как и учителя, должны участвовать в учебном процессе. К тому же, сейчас масса возможностей у детей развить свои способности - творческие, интеллектуальные, спортивные и т.д. При этом, следует думать о том, насколько эти дополнительные занятия в кружках и секциях обременяют ребенка, насколько это ему интересно. Не стоит давить на ребенка, перегружать его, ведь у каждого ребенка свой определенный потенциал, нагружая его лишний раз, невозможно добиться желаемого. Не стоит забывать, что ребенок - такой же маленький человек со своим внутренним миром и интересами, не надо из него лепить того, кого вы желаете видеть, он должен быть счастлив и гармоничен с самим собой. Стоит его выслушивать, учитывать его мнение и интересы, доверять ему и предоставлять ему возможность быть в какой-то мере самостоятельным и немного взрослым. И все, что вы ему будете искренне отдавать, обязательно вернётся сторицей.
Марианна Губашиева