Они обладают золотым терпением и спокойствием, они уравновешены и тверды в решениях, с ними всегда чувствуешь себя в безопасности, они никогда не подведут и предадут. Такие честные люди на вес золота. По признанию же Раисы Нотовой - педагога с 44-летним стажем, порядочность и честность должны быть первыми главными качествами любого педагога.
"Это профессиональное обязательство педагога - быть честным и порядочным, быть морально-нравственным примером для своих учеников. Если это не так, тогда грош цена твоей работе", - признается она.
Раиса Нотова окончила физико-математический факультет КБГУ в 1977 году. Со своим супругом Хасанби они познакомились в студенческие годы и уже на третьем курсе поженились.
Сама Раиса была уроженкой селения Малка, но после замужества переехала в Хатуей. После окончания университета начала работать в МКОУ "СОШ им. Х.Х. Долова с.п. Хатуей" учителем математики, где и работает по сей день.
- Что больше всего вам импонирует в работе? Что стимулирует и вдохновляет вас в ней?
- Своей жизни я не представляю без своей любимой работы. Без детей, без коллег, без школы моя жизнь уже не может быть полной. Моя работа - это моя отдушина. Эта работа, которая не дает тебе стареть душой. Дети дарят такой огромный заряд позитива и энергии, что невозможно впасть в уныние и депрессию.
Я вношу интересные игровые моменты в учебный процесс. Часто в игровой и соревновательной форме преподношу новый материал, а на закрепление и обобщение провожу внеклассные мероприятия - "Математическое кафе", "Математические гонки", "Морское путешествие".
Я убеждена в том, что хороший педагог обязательно должен самосовершенствоваться и адаптироваться к новым веяниям времени, апробировать новые способы и приемы подачи материала, расширять свой учебный инструментарий. Мы учимся учиться и учить. Не только учителя, но и ученики могут преподать нам хорошие уроки жизни. В таком тандеме мы познаем мир, обоюдно обогащая свои знания.
- Сегодня дети чуть ли не с пеленок начинают тыкать в телефоны и разбираться в технике. Это увлечение гаджетами, компьютерными играми, интернетом, безусловно, осложняет работу педагога. Что вы предпринимаете в работе для вызова и удержания интереса у детей?
- Как уже говорила ранее, стараюсь в игровой форме преподносить знания. Кроме того, активно пользуемся новыми технологиями и инструментами в учебном процессе. Та же интерактивная доска, которая эффективно применяется на занятиях, электронные тесты, которые оптимально закрепляют пройденный материал и дают объективную оценку знаний учащегося. Кроме пользы, к сожалению, интернет наносит большой вред. Нужно фильтровать информацию, которую получает ребенок в интернете. Родителям нужно контролировать и следить за тем, что ребенок просматривает либо прослушивает в социальных сетях, в интернете. К сожалению, сейчас любая информация, негативная в том числе, находится в свободном доступе. Необходимо уделить этому моменту должное внимание.
- Ваш педагогический стаж объемный. И ваш опыт дает вам право провести параллель между разными поколениями детей. Насколько изменилось нынешнее подрастающее поколение по сравнению с предыдущими? Насколько эти изменения носят позитивный характер?
- Признаюсь, что сейчас я учу детей, которые являются внуками моих первых учеников. То есть через меня прошло уже три поколения (смеется). Конечно, дети меняются. В первую очередь, изменение общественного формата, в котором они воспитываются, СМИ, интернет-ресурсы, которые открывают доступ к огромному объему верной и неверной информации, оказывает влияние на умы людей. Дети сейчас равняются на тик-токеров, блогеров, которые в целом не отличаются большой грамотностью и ученостью, и этот пример играет не на пользу учебе. Очень трудно стимулировать ребенка к учебе, заинтересовать его и вовлечь в учебный процесс. Также изменились и родители, которые оказывают огромное влияние на своих детей. Они всегда выступают для них примером, и если этот пример не самый образцовый, то страдает и педагогический процесс. Нам приходится исправлять огрехи родителей в том числе. Очень важно уделять внимание своим детям - знать, что они делают в школе, вне школы, быть вовлеченным в их жизнь, знать их круг общения и разделять с ним его интересы.
Сейчас дети гиперактивны. Они стали более раскрепощенными, свободными в своих рассуждениях, самостоятельными, но в то же время они очень подвержены чужому влиянию. Поэтому морально-нравственное воспитание очень важно для детей. И задача педагогов и родителей - показывать им правильный морально-нравственный пример.
- А какой вы родитель для своих детей? Как вы применяете свой педагогический опыт на своих детях? Пошли ли они по вашим стопам?
- Детям мы всегда предоставляли свободу и воспитывали в них самостоятельность и ответственность. Сын Хату работает в правоохранительных органах, он подполковник полиции, дочка Бэлла - преподаватель информатики в КБГУ. Дочь также выбрала педагогику по своей инициативе. Как и своим детям, так и своим ученикам, я стараюсь и старалась прививать простые ценности и любовь к своим национальным традициям и морально-нравственным нормам жизни.
- Каков ваш профессиональный девиз?
- Выбирай только то дело, которое по душе. Если ты не любишь то, чем занимаешься, рано или поздно это приведет тебя к несчастью. Счастлив будет лишь тот, кто любит свою работу и идет туда не за материальными благами, а за удовлетворением своих духовных стремлений.
Марианна Губашиева