а теперь уже тихо сидит на кухне и при мягком предрассветном полусвете перечитывает одну из любимых книг Дюма "Граф Монте Кристо".
Леля Бижоева долгие годы проработала воспитателем в детском саду, ей по силам было без труда управится с оравой ребят, утихомирить громкий детский гул и пересказывать волшебные сказки в абсолютной тишине. Загипнотизировать маленьких "крольчат" и увести их в волшебный мир знаний и познавательных игр - такова была миссия Лели, с которой она справлялась блестяще. Она успевала быть детям и няней, и воспитателем, и педагогом, и мамой, и психологом - всегда в работе, всегда в делах. И в ожидании своего 90-летнего юбилея, Леля продолжает следовать незыблемым правилам своей жизни - не изменять многолетним правильным привычкам - динамичному здоровому и трудолюбивому образу жизни.
Леля Темировна родилась в 1931 году в селении Анзорей. Окончила 10-летнюю школу, поступила на педагогическое училище и в 1962 году окончила его. С этого года начала работать воспитателем в садике селения Верхний Лескен, с 1965 года перевелась в первый детский сад в родном селе, где и проработала до 2004 года.
- Леля Темировна, вы больше 50 лет проработали в своей профессии, получили множество грамот, благодарственных писем и слов признательности за многолетний добросовестный труд. А вы помните, как пришли к своей профессии?
- Всегда любила и люблю детей. Не знаю, их невозможно не любить. Они - самое светлое, что есть у нас. Я мечтала, чтобы моя работа была связана с ними, с тем, чтобы приносить пользу им, дарить им знания, свое внимание и любовь, поэтому выбирала профессию осознанно. Я точно знала, где и кем буду работать. И не жалела ни одного дня. Каждый день на любимой работе, встреча с детьми, которые стали родными, была для меня в радость. Каждый из этих маленьких человечков обладал своим характером, своими милыми привычками, и очень трогательно было наблюдать за ними. А самое главное счастье - видеть, как они подрастают, меняются и набираются ума, знаний, навыков. Эта профессия одна из самых благодарных в плане работы, та огромная отдача от деток, которая может быть, если выполнять добросовестно и с душой свои обязанности, бесценна. Она вдохновляет и мотивирует работать еще больше и стремиться в своей работе к еще более высоким достижениям.
- В чем секрет вашей методики воспитания - что помогало вам сконцентрировать внимание детей, увлечь их, заинтересовать и эффективно донести до них знания?
- Каждый ребенок представляет собой отдельного человека с характером и качествами, которые свойственны только лишь ему. Нужно познакомиться сначала с каждым ребенком, в процессе наблюдения понять, каков его характер, и что за методика ему подойдет. Кто-то шустрее, кто-то спокойнее, кому-то требуется больше времени для настройки внимания, но всех их объединяет одинаковый интерес к игре. Все дети любят играть, главное задать такую игру, которая не только будет носить развлекательный, но и познавательный характер. То, что объясняет воспитатель в группе, закрепляется на прогулке. На фактических примерах детям нужно объяснять те или иные понятия, вещи. Например, трава, она растет во дворе, благодаря солнечному свету и воде. Без солнца она не будет зеленой, так как солнечные лучи выделяют специальное вещество, которое требуется для этого.
- Период вашего детства пришелся на тяжелое военное и послевоенное время. В каких условиях оно прошло? Что вы можете вспомнить об этом времени?
- Я, к счастью, мало что запомнила из этого периода. Но, конечно, помню, что работали тогда за троих, чтобы просто прокормить себя и своих детей. Мы были из числа тех немногих семей, кому посчастливилось остаться с маленьким хозяйством - самым главным богатством - коровой, которая давала нам молоко. Нельзя сказать, что мы тогда умирали с голоду. Что касается школы, как бы не было трудно, но учиться мы не прекращали. Вставали очень рано, собирали книжки и шли в школу. Это было мое маленькое счастье. Всегда ждала с нетерпением утра. Очень любила историю, литературу.
Память стирает плохие воспоминания, видимо, поэтому я мало что помню из своего детства военного периода. Но помню, что мы в одних и тех же вещах всегда ходили в школу, учились в холодных кабинетах, что сладости были нашей заветной мечтой. Но мы преодолели эти времена. И все же детство - самая золотая пора моей жизни, да и каждого человека.
- Расскажите о своей семье. Разделила ли ваши профессиональные интересы семья?
- Моя невестка - супруга моего единственного сына Аниуара, Оксана, работает в том же садике. Так же очень любит свою работу. Старшая внучка Альбина учится и работает в Москве. Получила два высших образования. К ней перешли мои способности рукоделия. Она вышивает, шьет и даже планирует открыть свое ателье. Внучка Регина замужем, работает на государственной службе. Внук Темирлан женат, работает и учится в Москве. Внуков нянчила и старалась дать им образование, водила на танцы, различные кружки. Дети должны быть всегда увлечены и заняты чем-то полезным и развивающим. В дальнейшем эти знания помогут им утвердиться в жизни, помогут достичь поставленных заветных целей. Ведь очень важно для каждого человека достигать желаемого, воплощать свои мечты. Для этого нужны ресурсы, знания, умения и навыки, и чем больше этих ресурсов, тем ближе к тебе твоя мечта. Нельзя отступать от своих целей, нужно идти к ним твердой поступью, развиваясь и совершенствуясь - это главное правило жизни.
Марианна Губашиева