История человеческих судеб, не записанная в учебниках и энциклопедиях, не выставленная в Википедии, не сохраненная на цифровом носителе, но постоянно бурлящая в наших жилах и напоминающая нам о том, кем мы являемся на самом деле. Это история нашего рода – наших отцов и праотцев, нас самих, как продолжателей их исторического наследия и генофонда. Бесконечный круговорот жизни, разрушающий границы времени и пространства, воплощенный в одной крепости, которая не имеет материальной оболочки и объединяет всех представителей рода. Это дом, в котором прошло наше детство. Это дом, который грел душу и смягчал сердца и наших отцов, и наших дедов. Это уютное, теплое, обволакивающее нас защитной броней от всех недугов и стихийных бедствий место. Это наш дом. Дом, для которого навсегда определен укромный уголок в сердце, который, как маятник, освещает нашу жизнь и вселяет безграничную силу и веру в себя.
"Унэ" ("Дом" на каб.) – документальная короткометражная картина на кабардинском языке, курсовая работа выпускника Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Анзора Губаши, рассказывающая о мощной созидающей силе семейных уз и сакральном значении дома для каждого из нас. Фильм удостоился победы в номинации "Лучший сценарий документального фильма" во II Межрегиональной премии в области кинематографии Алтын тәлинкә (Золотая тарелка), которая проходила в Казани 22 января этого года.
О случайных неслучайностях, судьбоносных решениях, философии кино и удивительном мире детского подсознания в нашем интервью с Анзором Губаши.
Родился в с.п. Анзорей Лескенского муниципального района.
2003 – 2007 - Бакалавриат экономического факультета КБГУ им. Х.М. Бербекова по направлению "экономика".
2007 – 2009 – Магистратура экономического факультета КБГУ им. Х.М. Бербекова по специальности "Бухучет, анализ и аудит".
2009 – 2013 - специалист отдела по кредитованию юрлиц ООО "КБ "Бум-Банк".
2014 – 2018 - ведущий эксперт отдела по кредитованию юридических лиц АО "Россельхозбанк".
2018 – 2019 – финансовый директор ООО "КБ ПРОМАВТОМАТИКА".
2019 – 2021 – СПБГИКиТ, "Режиссура игрового кино и телевидения".
- Первый вопрос – как экономист с 10-летним стажем перевоплотился в кинорежиссера? Что подтолкнуло тебя кардинально поменять профессию?
- Любовь к искусству в целом, и в частности к кинематографии, во мне зародилась очень рано, хотя сам тогда не понимал этого. Лишь спустя годы, в зрелом возрасте, анализируя свое поведение и свои пристрастия, я смог прийти к такому выводу. Фильм, просмотренный на одном дыхании, не отпускал меня несколько дней. Я думал о том, как строится кадр, мысленно подбирал ракурсы воображаемых камер на себе по пути из школы домой. Будучи ребенком, я запоминал события и явления в фотографическом формате, думаю, это помогает мне и сейчас в режиссуре. Я могу не запомнить имя человека при знакомстве, даже если он назвал мне его несколько раз. Но пары секунд прямого взгляда в глаза собеседнику мне хватит для того, чтобы узнать его на улице при новой встрече.
В условиях села с кавказским менталитетом направить мои увлечения в правильное русло, не говоря уже о развитии на практике, было очень сложно. Публичное творчество в моем детстве было ограничено хорошими результатами на уроках рисования и положительными отзывами игры в школьной пьесе по произведению Али Шогенцукова "Камбот и Ляца".
К сожалению, наш менталитет выдвигает на первый план профессии финансово стабильные и более вероятные в продвижении карьеры, а самое главное, непубличные. Непубличность и сдержанность, которые почему-то путаются с понятием скромности, являются наиболее приоритетными в выявлении престижа профессии на Кавказе. Мое поколение, которое, несомненно, было подвержено такому латентному психологическому давлению, при выборе профессий не рассматривало множество вариаций. В мои студенческие годы была поговорка: "Когда наступает время выбора профессии на Кавказе, есть только две дороги – либо в юристы, либо в экономисты". Я выбрал вторую дорогу (смеется). Поступил на экономический факультет. А далее трудоустройство по специальности – работал в банке. Кстати, я хоть и официально работал по выбранной специальности, никогда не оставлял попыток параллельного творческого самовыражения.
В свободное время я что-то снимал на старенькую "мыльницу" с разрешением видео 640*480 пикселей, резал, клеил…и снова в ящик. Я привык к мысли о том, что это нельзя показывать публике. Не сейчас. Придет время. Я не мог перейти эту черту, побороть эту мысль, осознание того, что ты "любитель". При этом смириться и жить жизнью финансиста я тоже не мог.
Продолжая работу в банке, пытался найти компромисс между творчеством и экономикой. Видя мои увлечения, сделали главным в профкоме. Члены профкома там выполняли скорее функции аниматоров – голые энтузиасты, разбавлявшие рабочие будни "зрелищами": конкурсы чтецов, организация праздников, новогодних корпоративов.
В мае 2013 года я начал заниматься тем, что мне было интересно: я ушел в рекламу, работал с видео. Мне это было по душе, ведь ты не загоняешь себя в рамки, хотя везде есть определенные границы и правила, но ты знаешь, что ты предоставлен самому себе, твоя работа – это максимальная реализация твоих возможностей и ресурсов.
Только в 2019 году я решился на кардинальную профессиональную трансформацию. Мое подсознание, которое прятало до этих пор детские мечты и лелеяло их годами, закричало. Момент настал.
Прочитав в новостях, что в Питере набирает учеников мастер, к которому я давно хотел, решил, что это мой шанс. Кроме цифровой номенклатуры в виде биографии, резюме и сценария, я хотел внести еще практическую лепту в мое поступление. Я знал, что нужно предложить нечто уникальное, творческое, что раскроет меня, чтобы добиться желаемого. Я решил быть максимально честным и, хотя до окончания приема документов оставалось всего 2 недели, рискнул снять короткометражное документальное кино на родном языке "Унэ". И поступил. Правда не к тому мастеру (смеется). И не благодаря этой работе (смеется). Прикрепленную к электронному письму ссылку даже не открывали. "Унэ" еще год "пылился" в моем ноутбуке, ожидая своего триумфа (смеется).
- Расскажи о своей победной работе. Хоть название кинокартины говорящее, хочется услышать из уст автора о ней.
- Одними из первых, кто увидел мою работу "Унэ", были звукорежиссер Полина Волынкина, которая работает с легендарным Кончаловским, и ее ученики. К моему удивлению, картина их тронула. Им понравилось. Комплимент из уст такого талантливого человека меня очень воодушевил. Совсем недавно она получила "Нику" за "Лучший звук" в "Дорогих товарищах". Она же мне и предложила отправить картину на кинофестиваль в Казань. Долго не решался, это очень личная работа для меня. Помню, как за пару дней до окончания приема заявок (как всегда у меня и бывает), загружал файл. Он долго грузился. Загрузился в 23.59 – то есть за минуту до окончания приема заявок (смеется). Это случайные неслучайности называются. Прошел год – сроки затянулись из-за пандемии. И вот на днях я получаю электронное сообщение о том, что меня приглашают на кинофестиваль. Оплачивают билеты в оба конца, проживание в гостинице. Я был удивлён, конечно. Но если честно, не ожидал, что среди такого количества конкурсантов, моя работа будет признана лучшей в представленной номинации. Это большой стимул для меня и мотивация.
Что касается самого фильма. Я убежден, что близкие и любимые нами люди, и родные, которых нам не удалось увидеть в жизни, но которые связаны с нами узами родства, наблюдают за нами. Довольны ли они нашими делами, правильно ли мы поступаем, не повторяем ли их ошибки, или наоборот, стремимся извлекать пользу из провалов и идем дальше – вопросы, на которые нет ответов в этом мире. Но наш долг помнить о наших предках и чтить их.
- Кто такой режиссер на самом деле?
- Режиссер это тот, кто в первую очередь отвечает за цельность картины, берет на себя все удары за, возможно, не совсем удачную работу остальных членов съемочной команды. Хотя, конечно, и все хвалебные отзывы сперва идут в его адрес, в случае удачного исхода (смеется). Неуверенная игра актеров, "плоская" картинка (неудачный свет), плохой ракурс, крупность, монтаж...это все вина режиссера, он несет за это ответственность. Значит, он позволил такому произойти.
Режиссер – художник, который может одну и ту же тему обрисовать совершенно по-разному, детализируя и материально преображая ее. Приведу пример. Вот за соседним столиком сидит молодая девушка. Что можно сказать о ней? Чем заняты ее мысли, о ком или о чем она думает? Может, о предстоящем зачете в университете, а может, о парне, который ей вчера написал и предложил сходить на свидание. А может, она обманута, отвергнута и ей пришлось остаться здесь, съедаемая комплексами и подверженная общественному осуждению, заказала на последние деньги кофе, чтобы скрыть свою неудачу. Во что она одета, какая у нее прическа, жесты, манера поведения – множество деталей, которые в кино играют на драматургию, на формирование внутреннего и внешнего мира героя.
В кино крылатое выражение "Ты то, что ты ешь" не просто слова, а прямое толкование внутренних действий и мотивов героя. Герой не может просто так сидеть и есть мясо, особенно крупным планом, за этим всегда что-то следует. Возможно, это не показано в фильме открыто, на то это и внутренняя мотивация, но это объясняет психологию героя. Зритель не всегда обращает внимание на вещи и предметы в кино, или на игрушки, с которыми играют дети, как в случае с моей работой.
Возвращаясь к девушке за столом, каждый режиссер увидит ее по-разному и снимет свое кино.
Отличны могут быть не только ракурсы и крупности кадров, цвет, звук и так далее, но даже жанр, например. Кто-то увидит комедию, а кто-то драму. Рамки творчества не ограничены. Возможно, это ближе авторскому или независимому кино, которое, как принято говорить, не для массового зрителя. Не хочу думать, что это так. Ведь горизонты восприятия у каждого индивидуальны. Философия кино такова, что она призвана не только развлекать зрителя, давая ему материального яркого зрелища. Есть такие кинокартины, которые меняют сознание, которые настолько врезаются в душу и мозг, что могут кардинально поменять твои идеи, мысли и на многие вещи посмотреть по-другому. Заставляет думать, и оставляет после просмотра послевкусие. Мне близко такое кино. В независимом кино режиссер творит без ограничений и рамок. Он творит не для кого-то конкретно, он делится частью себя со зрителем, открывается ему, доверяет ему все самое сокровенное. И это нельзя не уважать и нельзя проходить мимо таких картин.
- Ты обучался в культурной столице нашей страны. Насколько правдив этот эпитет по отношению к Питеру? Проведи, пожалуйста, параллель между уровнем культуры и культурной грамотности у нас в регионе и в Питере?
- Когда я начал изучать киноклассику, просматривать гениальных режиссеров, в том числе наших советских, я онемел от их количества, а в особенности от того, что я их не знал, и не знают, скорее всего, наши молодые ребята, из моей республики. Почему? Да потому что ретроспективе и классике кино у нас не уделяют должного внимания.
Всем знакомы советские кинокомедии Гайдая, которые по кругу крутят по телевизору со времен моего детства. Они смешные и достаточно легкие для восприятия. Но есть же и другое советское кино. Несмотря на то что имя Андрея Тарковского у всех на слуху и оно стало нарицательным, но мало кто из тех, кто цитирует Гайдая, видел хотя бы одну его картину. Не говорю уже о других советских, тем более мировых гениальных режиссерах.
Понимаю, что глупо сравнивать масштабы Питера и Нальчика, но если с театрами и музеями дела обстоят намного сложнее, с организацией камерных кинопоказов должно быть гораздо проще. Знаю, что периодически в Нальчике местными энтузиастами организовывались киноклубы с еженедельными показами, но, к сожалению, они существовали недолго.
В Питере ретроспективу показывают даже в больших кинотеатрах. Культурному образованию уделяют большое внимание. Хотя каждый вправе провести для себя курсы самообразования и самим ознакомиться с этой информацией, благо гугл в помощь. Я думаю, что нужно воспитывать любовь к такому кино еще в школьном возрасте. Почему бы не показывать в районных ДК хотя бы раз в месяц Тарковского, Бергмана, Брессона, Антониони…? Именно на большом экране, а не на экране монитора. Не каждый ребенок примет такое кино и это в порядке вещей. Но одному из них это перевернет жизнь.
В Питере огромное количество театров, в том числе камерных. Они могут даже располагаться в маленьких квартирках и быть лишены пафоса и лишней декорации. Это чистое творчество, за которым интересно наблюдать. Для творческого человека это дорогого стоит. Хотелось бы, чтобы таким моментам у нас в республике уделяли должное внимание, потому что у нас очень много талантливых ребят. Но, к моему сожалению, когда я искал актеров для моего первого игрового кино, не смог их найти. Не потому, что их нет, просто нет грамотной и профессиональной платформы, которая могла бы дать им возможность попробовать себя, обеспечить доступ к нужной информации по трудоустройству и апробации своих умений и навыков. Съемки этой работы пришлось заморозить и ехать обратно в Петербург снимать другое кино там.
- Ты про свою дипломную работу? О чем эта работа? И каковы планы на дальнейшее будущее?
- Да, это была моя дипломная работа. На этот раз уже игровое кино, хотя все еще короткометражное (смеется). В отличие от документального кино, где часто автор выступает как человек-оркестр, в игровом без команды не обойтись. Сейчас мы находимся на этапе постпродакшна: доделываем звук, затем будет цветокоррекция.
Я думаю, вряд ли даже режиссеры-гиганты могут сказать, что они на 100% довольны результатом и смогли воплотить задуманное. Всегда можно что-то исправить, добавить или отсечь лишнее, главное не дойти до точки невозврата. Что уж говорить о студенческом кино, где очень много компромиссов, которые в первую очередь упираются в бюджет и ограничивают твои действия.
Не хочу спойлерить фильм, надеюсь, что каждый по-своему поймет его, ведь каждый из нас индивидуален и может взять из фильма что-то свое, что-то близкое.
Придерживаюсь мнения, что автор не должен ограничивать видение зрителя, зажимать его голову в тиски, не давая ему смотреть по сторонам. Могу сказать, что, когда я писал сценарий, представлял все немного иначе. Кино получилось другое, но в той же плоскости. На мой взгляд, фабулу и размышления сохранить получилось. Хотя в силу некоторых сложностей, герои и локации немного трансформировались.
Не углубляясь в сюжет, скажу, что сценарий имеет литературную основу и размышления автора на тему теории, взглядов и поступков всемирно известного персонажа.
В Институте на защите дипломных работ уже был показ черновой версии. Немного переживал, что работу не примет комиссия. Но, к моему удивлению, услышал только положительные отзывы. На Кавказе не принято хвалить родных, близких, а тем более себя. Я рос именно в такой среде и никогда не жалел об этом. Но не могу не отметить, что один из членов комиссии увидел в работе "режиссуру со своим "лицом"". Наверное, это самая сильная мотивация для начинающего режиссера, услышать, что у него появляется свой почерк.
Если говорить о дальнейших творческих планах, то их, конечно, очень много. Но, как говорится, "Планы строить, Бога смешить". Сейчас на первом месте - доделать игровую работу и попробовать устроить ей фестивальную жизнь. Как бы ни хотелось полностью погрузиться только в художественную часть кино, без внимания со стороны экспертов, без наград, для продюсеров ты ноунейм, ты никому не интересен. А значит, и финансирования не будет. Очень хотелось бы снять две короткометражные работы на родине уже в этом году - летом- осенью. Сценарии по ним уже готовы. Ну и, конечно, в перспективе снять дебютную полнометражную работу. Хочется верить, что на Кавказе возможно повторение феномена "якутского кино", когда фильм создается силами региона.
Марианна Губашиева