Система образования Лескенского муниципального района сегодня насчитывает 18 образовательных организаций: 12 общеобразовательных школ, 4 детских сада, 2 учреждения дополнительного образования. За парты в новом учебном году сядут 3942 ученика, а детские сады будут посещать 1735 малышей. Над тем, чтобы наши дети были под присмотром, получали знания, росли и развивались, трудятся 539 педагогов.
О том, как обстоят дела в сфере образования в нашем районе, об итогах учебного года, достижениях и перспективах – в нашем интервью с начальником управления образования администрации Лескенского муниципального района Жанной Хачетловой.
- Жанна Урусбиевна, сегодня вопросы качества образования, особенно школьного, стоят на особом контроле. Насколько образование в школах нашего района отвечает существующим требованиям?
- Развитие образования в нашем районе идет в условиях особого внимания к ребенку. Внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты, планомерно создается необходимая учебно-материальная база, позволяющая на более качественном уровне организовывать образовательную деятельность, реализовывать оздоровительное, спортивное и общеразвивающее направления в урочной и внеурочной деятельности. Качество образования – это, прежде всего, качество составных частей всей образовательной системы. Деятельность общеобразовательных учреждений района направлена на модернизацию системы общего образования, цель которой - повышение качества и доступности образования.
- За последние годы системе образования уделяется огромное внимание со стороны государства. Наиболее ярко это наблюдается в реализации различных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры и совершенствования образовательного процесса. Расскажите о них, пожалуйста.
- Система образования района в 2022 году принимает участие в национальном проекте "Образование". В рамках государственной программы "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" в настоящий момент ведутся работы по капитальному ремонту МКОУ СОШ№3 с.п. Аргудан. Общий объем средств, выделенных на капитальный ремонт и оснащение школы, составляет 51 919 370 рублей. Из них на проведение работ по капитальному ремонту выделено 44 912 420 рублей, на оснащение – 7 006 950 рублей.
По государственной программе "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" начаты работы по капитальному ремонту дошкольного блока МКОУ СОШ с.п. Второй Лескен. Общий объем средств, выделенных на капитальный ремонт, составляет 5443890,00 рублей. Софинансирование муниципальное -544390 рублей.
В соответствии со сметой будут проведены следующие ремонтные работы: замена кровли, ремонт фасада здания, замена окон, замена входных дверей и ремонт входных групп, полный ремонт пищеблока (электропроводка, водоснабжение, водоотведение).
Подготовлена проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта пяти общеобразовательных учреждений: МКОУ СОШ им. Х.К. Табухова с.п.Анзорей, МКОУ СОШ №2 с.п. Аргудан, МКОУ СОШ с.п.Второй Лескен. МКОУ СОШ им. А.Я. Масаева с.п. Ерокко, МКОУ СОШ им. М.Х. Кебекова с.п. Озрек.
В двух учреждениях района: СОШ №2 с.п.Аргудан, СОШ им. А.Я Масаева с.п. Ерокко создаются Центры образования "Точка роста" (в период с 2019 по 2021гг. Центры образования созданы в восьми школах). В настоящий момент проводятся ремонтные работы в кабинетах химии, биологии и физики. Из местного бюджета на ремонтные работы и приобретение мебели на эти школы выделены средства в объеме 800 тыс. руб.
- Жанна Урусбиевна, наш следующий вопрос касается ОГЭ и ЕГЭ. С какими результатами учащиеся школ района окончили учебный год? По каким предметам хорошие баллы, а где нужно "подтянуться" и проанализировать ситуацию в критическом ключе?
- Ежегодно итогом деятельности школ являются государственные экзамены. В общеобразовательных учреждениях района обучение в текущем году завершили 305 выпускников 9-х классов и 115 одиннадцатиклассников. Наблюдается положительная динамика результатов экзаменов по сравнению с прошлым годом. Средние баллы по учебным дисциплинам в 2022 году выше районных показателей прошлого года. 20 выпускников получили по предметам от 80 баллов и более. Выпускница СОШ им.Х.Х.Долова с.п. Хатуей Дана Бавукова получила 100 баллов по русскому языку.
Тринадцать выпускников 11-х классов и двадцать три выпускника 9-х классов завершили обучение на аттестат с отличием.
Государственная итоговая аттестация - это рубеж, к которому выпускник должен подойти с накопленным багажом знаний, а не наспех, за один год усвоенными знаниями по выбранным предметам. Должна проводиться огромная работа всего учительского коллектива в течение всего времени обучения школьника, перестройка системы подготовки учащихся к экзаменам, более качественная, индивидуальная и дифференцированная работа с учениками, работа по повышению мотивации учащихся.
- Обеспечить равенство образования для всех детей – важнейший приоритет системы. Расскажите, пожалуйста, об инклюзивном образовании.
- Это задача образования последних лет. На сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
В Лескенском районе проводится работа по совершенствованию условий для получения детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ качественного образования, в том числе инклюзивного. В прошедшем учебном году в образовательных учреждениях района обучалось 107 детей с ОВЗ. 26 детей обучались на дому. Детей дошкольного возраста с ОВЗ – 14.
В общеобразовательных учреждениях дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются в условиях инклюзии. Для данной категории детей разработаны адаптированные основные образовательные программы, все учителя прошли тематические курсы повышения квалификации. В соответствии с федеральной программой "Доступная среда" на базе МКОУ "СОШ №1 с.п. Анзорей", МКОУ "СОШ №1 с.п.Аргудан", МКОУ "СОШ им.Х.Х. Долова с.п. Хатуей" создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования.
- В наше время все больше значения приобретает дополнительное образование. Какими учреждениями представлена эта ветвь образования в нашем районе?
- За последние годы в Лескенском муниципальном районе реализованы мероприятия, направленные на увеличение охвата детей дополнительным образованием, в том числе мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования. Целевым ориентиром является достижение 80% охвата детей дополнительным образованием к 2024 году.
По региональному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на базе 9 образовательных учреждений созданы 148 новых инфраструктурных мест дополнительного образования (1629 ученико-мест) для реализации дополнительных общеразвивающих программ разной направленности.
В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" проведена работа по обновлению материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей.
Число детей в возрасте от 5 до 18 лет в Лескенском муниципальном районе – 5746. Дополнительным образованием охвачены 3780 детей, что составляет 66% от общего количество детей в возрасте от 5 до 18 лет.
С 2019 года количество образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, увеличилось с 2-х до 14-ти. Программы дополнительного образования реализовываются в двух учреждениях дополнительного образования, девяти общеобразовательных учреждениях и двух дошкольных образовательных учреждениях.
В целях достижения целевого показателя по охвату детей дополнительным образованием, дальнейшего обновления материально-технической базы для реализации дополнительных общеобразовательных программ запланировано создание в 2022-2023 учебном году новых мест дополнительного образования на базе МКОУ СОШ № 2 с.п. Урух.
Расширению ресурсных возможностей реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей способствует применение механизмов сетевого взаимодействия. Дополнительные общеобразовательные программы в сетевой форме реализовывают четыре образовательных учреждения района. Работа в данном направлении будет продолжена, в настоящее время заключено соглашение с ГБОУ "Детская академия творчества "Солнечный город" Министерства просвещения и науки КБР о реализации в 2022-2023 учебном году дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся 5-11 классов муниципальных образовательных учреждений Лескенского муниципального района на базе мобильного технопарка "Кванториум".
- Говорят, кадры решают все. Если можно, чуть подробнее затронем вопрос кадрового педагогического состава района.
- Важнейшим условием реализации любых задач, инициатив являются кадры, способные творчески мыслить, раскрыть личностный потенциал каждого ребенка, воспитать в нем интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Каждому человеку хочется увидеть и оценить результат своего труда. Хочется этого, естественно, и учителю. Но он, педагог в школе, в этом отношении сильно отличается от людей большинства других профессий. Большинство людей видит результат своего труда достаточно быстро. Совсем другая ситуация у учителя. Он готовит людей к будущей жизни – по большому счету, он готовит общество следующего поколения. И результат его труда станет ясно виден только через пару десятков лет, когда будет видно, успешны ли в жизни сегодняшние ученики.
Кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остаётся стабильным. Педагоги района имеют почетные звания, награждены грамотами, благодарственными письмами разного уровня.
Подготовка учителей – один из приоритетов системы образования. От того, как организованы подготовка учителей и последующее их сопровождение, во многом зависит качество образования, его содержание и методики. Сегодня особое значение приобретают непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога. Важным направлением деятельности, обеспечивающим профессиональный рост педагогов, является организация и проведение различных конкурсов. Качественным можно считать образование, если достижения имеют не только ученики, но и учителя. В современных условиях деятельность педагога должна быть открыта и прозрачна, а сам педагог - готов к публичной оценке своих профессиональных достижений.
- Как в районе ведется работа с одаренными детьми?
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой. Для решения этой задачи в районе реализуется Программа "Одаренные дети", а в каждом образовательном учреждении района действует программа работы с одаренными детьми. Основная цель системы работы с одаренными и талантливыми детьми – создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, в том числе с ОВЗ, в условиях муниципальной системы образования, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей, творческой общественности.
В настоящее время подготавливается модель "Подготовка обучающихся к предметным олимпиадам различных уровней". Основополагающей идеей при ее разработке работы с успешными детьми станет интеграция всех видов деятельности: учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной.
Будут созданы группы подготовки к различным олимпиадам на базовых площадках МКОУ СОШ №1 с.п.Анзорей, МКОУ СОШ №1 с.п.Аргудан и МКОУ СОШ №2 с.п.Урух.
На муниципальном уровне разрабатывается система стимулирования для педагогов, подготовивших участников, победителей и призеров олимпиад и конкурсов различного уровня, а также меры поддержки одаренных детей.
Разработан перспективный план обучения педагогических работников по дополнительным образовательным программам по работе с одаренными детьми, в том числе на базе образовательного центра "Сириус". В прошедшем учебном году 4 педагога прошли курсы повышения квалификации по биологии на базе образовательного центра "Сириус".
- Расскажите о ваших успехах и достижениях.
- В системе образования в текущем году было немало успехов и достижений. Отмечу самые основные: МКДОУ Детский сад №4 с.п.Аргудан стал победителем Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый детский сад"; Ансамблю народного танца СОШ с.п.с.п.Ташлы-Тала и Верхний Лескен присвоено звание "Образцовый детский коллектив"; Премию Главы КБР Кокова К.В. в 2022 году получили победители регионального этапа предметной олимпиады по родным языкам Марьяна Ляшева, ученица 9 класса СОШ им.Х.Х.Долова с.п.Хатуей, Марьяна Ханова, ученица СОШ №2 с.п.Урух, также учителя, которые их подготовили - Мирзоева З.Ж., учитель кабардино-черкесского языка и литературы МКОУ СОШ №2 с.п. Урух и Канлоева А.С., учитель кабардино-черкесского языка и литературы МКОУ СОШ им.Х.Х. Долова с.п. Хатуей.
- Насколько обучение в сельских школах приближено к условиям городских школ? Есть ли различия?
- Часто слышу, что в городских школах учащиеся получают более качественное образование. Моё мнение с этим не совпадает. Качество образования в основном зависит от педагога. А в наших школах работают профессионалы своего дела.
- Сегодня много говорят об опыте советской системы образования. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?
- Один из безукоризненных плюсов советской системы образования: фундаментальность и разносторонность знаний. Я до сих пор с теплотой вспоминаю своих учителей. Мы получали знания без применения сложных цифровых инструментов, красивых презентаций, но всё, чему учили, запомнилось и пригодилось. Наполнить цифровым оборудованием школы - это ещё не значит, что оно будет эффективно работать. У нас могут быть очень современные информационные площадки, а результата мало. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: "В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя учителя".
- До начала нового учебного года остается меньше месяца. Какова степень готовности учреждений образования района?
- В ходе подготовки к новому учебному году во всех образовательных учреждениях проведены работы по текущему и косметическому ремонту. Работы по подготовке образовательных учреждений района к началу нового учебного года завершены своевременно. Все образовательные учреждения признаны муниципальной межведомственной комиссией готовыми к началу учебного года. Хочу сказать огромное спасибо тем, кто готовил учреждения к новому учебному году: администрации района, нашим родителям, руководителям, педагогам, техническому персоналу.
- Жанна Урусбиевна, позвольте поблагодарить вас за подробные ответы на наши вопросы. Пусть новый учебный год принесет еще больше успехов и достижений!
Залина Сабанчиева