Как защитить своего ребенка от невыдержанных родственников одноклассников? Какое наказание грозит мамам-папам, бабушкам-дедушкам и братьям, которые разбираются в школьных спорах детей кулаками и угрозами? И как мирно решать спорные ситуации? Об этом «Марийской правде» рассказали педагоги, адвокат и психолог.
Объяснила доходчиво
Недавно в одной из школ Йошкар-Олы бабушка–педагог решила разобраться с «обидчиком» своей внучки весьма радикальным способом. В ход пошли угрозы и рукоприкладство.
Началось все с обычной для детей ситуации. Девочка кинула в одноклассника «лизуна», он отбросил игрушку ей обратно и случайно попал в волосы. Казалось бы, помыли прядь, попросили друг у друга прощения и забыли.
Однако бабушка девочки, к слову сказать, учитель в этой же школе, не разобравшись в ситуации, решила доходчиво «объяснить» обидчику, как надо себя вести. После жалобы внучки пожилая женщина вместо того, чтобы поставить в известность классного руководителя и позвонить родителям мальчика, забежала в класс и начала кричать так, что дети впали в ступор. Однако такого объяснения ей показалось мало, она при всех «надрала» подростку уши и буквально поволокла ребенка по всей школе в свой кабинет. Там для большей наглядности педагог схватила ребенка за шею и начала тыкать лицом в испачканные волосы внучки, приговаривая при этом, что побреет подростка.
Ситуацию разрешили в школе
Родители школьника не стали обращаться в правоохранительные органы. Ситуацию решили с педагогами и администрацией школы. Бабушка извинилась перед родителями одноклассника внучки, но объяснять свое поведение испуганным детям она не посчитала нужным.
И такие ситуации, к сожалению, происходят в школах достаточно часто. Разъяренные родители и бабушки, дяди и братья вызывают просто набрасываются на обидчиков своих детей или вызывают их на поединок. Справедливости ради надо сказать, что порой одноклассники действительно ведут себя настолько дерзко и неадекватно, что родители не видят другого метода достучаться до маленьких тиранов.
Однако педагоги, адвокаты и психологи в один голос призывают взрослых решать такие конфликты цивилизованными методами, потому что самосуд не решает проблему, а только усугубляет ее.
Что советуют профессионалы
Ольга Полетило, президент Адвокатской палаты РМЭ:
- Главное-не оставлять такие случаи безнаказанными. И помнить, что применение самоуправных мер родителями или другими родственниками обиженного ребенка (угрозы, рукоприкладство) может привести к тому, что они сами будут привлечены в ответственности в соответствии с законом. Если такое случилось, я рекомендую родителям обратиться к адвокату, который поможет принять меры, предусмотренные законом, в отношении виновного.
Безусловно, в школе или на улице между детьми возникают ссоры. От таких фактов никто не застрахован. Нередко, не разобравшись в ситуации, родители обиженного ребенка или его родственники сами пытаются из чувства мести нанести побои или угрожать «виновнику» или его родителям. Однако устраивать «разборки» нельзя ни в коем случае.
Если ребенку все-таки нанесли побои, то нужно оценить характер причиненных телесных повреждений. При необходимости следует обратиться в медучреждение. Если повреждения незначительные: синяки, побои, то в этом случае понадобится проведение судебно-медицинской экспертизы, для того, чтобы задокументировать факт избиения.
Также необходимо установить очевидцев причинения ребенку телесных повреждений. Дальнейшие действия будут зависеть от тяжести повреждений, так как возникает вопрос о привлечение виновного к уголовной ответственности.
При этом нужно помнить, что до 14 лет уголовную ответственность несовершеннолетнего закон не предусматривает.
С 14-летнего возраста наступает уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью (ст.11 1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести (ст.112 УК РФ). В остальных случаях уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста.
В медицинском учреждении обязательно будут опрашивать ребенка, где он получил травмы и кто их нанес. На таком учреждении лежит обязанность, если устанавливается, что пациент был избит, сообщить в дежурную часть полиции.
Если есть достаточные основания, то возбуждается уголовное дело. Если в возбуждении уголовного дела отказано, то родители, если виновному исполнилось 16 лет, могут обратиться сами с заявлением к мировому судье в порядке частного обвинения.
Ответственность за причинение вреда, совершенное несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, несут его родители. Согласно статье 1074 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за причинение вреда несут ответственность самостоятельно. Если у них нет своих доходов или имущества, то ответственность несут их родители. Для этого нужно обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства. Можно взыскать расходы на лечение, материальный ущерб или компенсацию морального вреда. Если вред причинен в школе или в ином детском учреждении, то можно привлечь и администрацию учреждения, при наличии их вины.
Ольга Рыбакова, психолог:
- Способы, которые выбирает родитель для защиты ребенка, абсолютно повторяют его собственные способы защиты самого себя. Проще говоря, как родитель умеет постоять за себя, так он защищает и ребенка.
Чтобы понять, как поступить в таких ситуациях, хорошо бы определить, что является целью наших действий, какие мотивы нами, взрослыми, движут. Выяснение отношений взрослых с чужими детьми происходят часто под воздействием сильных переживаний. И происходящее во время бурных выяснений отношений - простая эмоциональная реакция, способ снять напряжение, получить разрядку. А разве это цель?
Ведь родители хотят, чтобы ребенок был в безопасности, чтобы у него были друзья, хорошие отношения в классе, чтобы его уважали и ценили. Но при этом действуют они иногда так, что добиваются обратного. И заметьте, расплачиваются за это в итоге дети. Их отвергают, игнорируют, делают объектом насмешек.
А теперь давайте вспомним, что дети всему учатся у нас, взрослых. Дети становятся отражением родителей, семейных процессов, сценариев, правил поведения - явных и скрытых. Агрессия взрослых в конфликтных ситуациях может побудить ребенка в будущем действовать также.
Однако научившись решать проблемы в отношениях, в семье конструктивным способом, взрослые показывают ребенку, как необходимо ему вести себя и в школьной, и в повседневной жизни. Так что, решая любые спорные ситуации цивилизованными методами, родители задают ребенку правильную программу поведения.
Татьяна Короткова, учитель начальных классов лицея им. М.В.Ломоносова:
- Любой спор продуктивнее всего решать в классе или школе. Необходимо выслушать каждую сторону и найти правильный выход из создавшейся ситуации. При рассмотрении проблемы, вызвавшей конфликт, наверное, стоит привлекать родителей, но нужен и нейтральный человек - психолог, классный руководитель, социальный педагог, который даст оценку со стороны.
Я считаю, что одной из задач школы является успешная социализация ребят в коллективе, а это значит, необходимо учить школьников самим правильно и конструктивно выходить из любых сложных ситуаций, искать пути взаимодействия с другими людьми, а не решать проблемы за них. Задача взрослых - показать им правильный путь решения проблем.
Людмила Нагаева, учитель начальных классов лицея №11 им.Т.И.Александровой:
- Недопустимо, чтобы взрослые решали вопросы один на один с ребенком. Если в школе произошла ссора между детьми, во-первых, надо сразу обратиться к классному руководителю, чтобы понять, что произошло на самом деле. Потому что дети никогда не признают себя виновными в ситуации. Все конфликты должны решаться в классе. Классный руководитель вместе с ребятами может разобрать конкретную ссору и объяснить, как надо поступать в такой ситуации. Например, я даже спрашиваю у других ребят, а как бы они повели себя в данном случае. И все вместе мы находим правильное решение. Также важно предложить детям помириться в конце обсуждения, объяснить, что класс – это семья, сплоченный коллектив. А в семье бывают разные моменты, но надо уметь находить общий язык.
Родителям советую научить ребенка общаться с разными людьми, иногда подстраиваться под ситуацию и уходить от конфликта. Не надо учить детей давать сдачу и драться, лучше объяснить ребятам, как надо договариваться.
Также можно обратиться к школьному психологу. Например, в нашей школе и во многих других проводятся специальные занятия и тренинги для детей и родителей. А вообще, разбирать любую спорную ситуацию нужно начиная с собственного ребенка.
"Марийская правда" провела голосование в своей группе в соцсети "ВКонтакте"
Стоит ли наказывать несдержанных родственников одноклассников ребенка?
Обязательно обращаться в правоохранительные органы, чтобы родители-дебоширы понесли наказание, или хотя бы извлекли урок на будущее – 58,09 %.
Обратиться к руководству школы (педагогам), чтобы были приняты меры для более серьезного обеспечения безопасности детей – 25,56%.
Никуда не обращаться, а поговорить с родителями-обидчиками и объяснить, что так поступать нехорошо – 16,35%.
Оставить ситуацию, как есть, скоро все забудется – 0%.
https://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/v-yoshkar-ole-babushka-ustroila-razborki-s-obidchikom-vnuchki/