Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Марийский карт молитвой Ош Кугу Юмо помогает людям вылечиться от пьянства и завести детей

Марийский карт молитвой Ош Кугу Юмо помогает людям вылечиться от пьянства и завести детей

Никто не знает, как сложится его судьба, - устроившись на скамейке в тени деревенского дворика, где огненно-красный петух отчаянно гонял индюков, рассуждает Вячеслав Актуганов, - разве в молодости я мог предположить, что стану картом? Кто бы сказал, так я не поверил бы, ведь как все пионером был, комсомольцем. Дед мой вообще коммунист, первый председатель колхоза в Шинуре.

Предзнаменование

Впрочем, одно предзнаменование все-таки было, правда, его значение Вячеслав Михайлович понял только спустя много лет. Детство у него было непростое, осиротел еще мальчишкой, и отправили паренька в детский дом, а там порядки как в зоне, не выдержал, сбежал, по дороге, дело было в Сернуре, решил перекусить, тут к нему подходит старушка, говорит: внучек, меня из дома выгнали, покорми, пожалуйста. На последние медяки взял он ей покушать. Поела бабушка и говорит: вырастешь ты хорошим человеком и будешь служить своему народу.

Времена забвения

Вырос Вячеслав Михайлович в марийской деревне Шинур, в священную рощу кюсото как и все деревенские ребятишки ходит с детства, сначала потому что там можно было досыта и вкусно покушать. Потом начало тянуть - кюсото места особенные с высокой энергетикой и намоленностью, ведь многие из них используются уже веками. Раньше около Шинура было четыре священных рощи, и все они использовались — в каждой молились определенным богам.

Но в годы советской власти часть из них забросили, одну вообще вырубили — колхозу надо было увеличивать посевную площадь. Моления в ту пору не поощрялись, хотя, говорит Актуганов, особых преследований марийской традиционной религии не было. Если православных батюшек расстреливали бессчетно, то картов особо не трогали. Видимо языческая религия маленького народа беспокоила чекистов гораздо меньше, чем православие, которое не приняло «безбожную власть». Я, вспоминает Вячеслав Михайлович, встречал одного карта, который сидел в изоляторе, но потом человека отпустили на все четыре стороны и он благополучно дожил до 90 лет.

На картов нигде не учат

В родном Шинуре службы в рощах проводились все годы, Актуганову было интересно и пришел день, когда старый карт Иван Наумович Ядыков сказал: я уже состарился, исполнять службы не могу, а у тебя получится. Кстати, вопреки распространенной в литературе версии, что картов выбирают общим голосованием, на самом деле это не так. Обычно старый карт сам подбирает себе замену. Это обязательно должен быть мужчина, авторитетный уважаемый человек с хорошим жизненным опытом и понимающий толк в службе. Дело это непростое, в традиционной марийской религии жрецов нигде не учат - все они самоучки. Актуганов тоже перенимал опыт у знающих онаен, тем более что в то время никакой литературы в помине не было.

«Договорился» насчет погоды

Испокон веков в марийских деревнях карт был первым человеком, они сообща решали главные дела, когда, например, в поле выходить, были хорошими психологами, умели лечить людей ну и, естественно, проводили богослужения. На пасху вся деревня рано утром выходила встречать солнце с хлебом на белом льняном полотенце. Через пять недель наступал Агавайрем: карты просили у богов, чтобы уродился хлеб, чтобы скотина была здоровой, люди не болели, дети рождались, чтобы не было стихийных бедствий.

В язычестве моления часто связаны с обычной жизнью людей, летом, например, в засуху просят дождя, когда непогодь - хорошей погоды. Был случай, когда во время уборки урожая здешнюю сторону заливали дожди, урожай пропадал на корню. Пришел к Актуганову руководитель местного хозяйства Эрик Николаев, помолись, говорит, вдруг поможет. Утром следующего дня отправились они в поле на самое высокое место, как положено с хлебом и квасом, помолились, и установилась замечательная погода, хотя у соседей вокруг шли нескончаемые дожди.

После того случая Эрик Иванович подарил мне рубашку карта, вспоминает Актуганов, да еще и полтонны зерна дал. Никакой платы за службы я обычно не беру, но тут отказываться не стал.

Прошу у богов защиты и поддержки

Сегодня Вячеслав Михайлович известный уважаемый карт, его зовут на моления по всей республике, от многих приглашений он вынужден отказываться - проблемы со здоровьем. Тем более что люди обращаются к нему по самым различным поводам, провожают парня в армию - зовут карта — чтобы служба прошла благополучно. Я и потом молюсь за земляков, ведь получается, что ты за них в ответе, - рассказывает Актуганов. Приходится даже лечить земляков от запойного пьянства. Не всегда, но помогает. Бывает, зовут на свадьбы, на похороны — в этом случае карт должен одеть одежду черного цвета.

Особенно много ходоков перед большими богослужениями: люди приходят со своими проблемами, кто-то не может завести ребенка, у кого-то серьезные проблемы со здоровьем, третьи беспокоятся за родных и близких. И вот в священной роще у главного дерева Онапу карт молится за всех этих людей, прося у богов защиты и поддержки, пропуская через себя боль, надежды, а порой и отчаяние этих людей. Это очень серьезное испытание, признается Актуганов, после молений я вымотан настолько, что два-три дня отлеживаюсь, прихожу в себя.

Наедине с богами

Любимое место молений у Актуганова это священная роща у родной деревни Шинур. Стараниями старосты Виталия Зилотова, тут навели порядок, благоустроили. У входа камень и правила поведения: здесь нельзя появляться пьяным, нельзя курить и сквернословить, мусорить, рубить деревья. Здесь установили столы для трапезы, туалет - все должно быть цивилизованно. Именно в кюсото проходят моления, жертвоприношение животных, сейчас это обычно птица или овцы, хотя раньше в жертву приносили лошадей, быков. Часть еды люди съедают прямо в роще, часть сжигают на огне — это и есть жертвоприношение богам. Оставшуюся освященную пищу забирают домой, но животным отдавать ее нельзя. Главное действующее лицо в роще, конечно, карт, он появляется здесь в специальной одежде белого цвета: это шапка-теркупш, рубашка, подпоясанная поясом-оберегом. Он посредник между богами и людьми, которые пришли в священную рощу попросить заступничества у марийских богов.

Напоследок интересуюсь у Актуганова, как он относится к тому, что некоторые марийцы являются двоеверцами, ходят и в рощу, и на службы в православные храмы?

- Не вижу в этом ничего плохого, - говорит Вячеслав Михайлович, - ведь Бог один, только лица у него разные. Для христиан - это Иисус, для мусульман - Аллах, для приверженцев традиционной марийской религии - Ош Кугу Юмо, что означает Большой Белый Бог.http://www.marpravda.ru/news/religiya/kart-aktuganov-iz-mariy-el-molitvoy-osh-kugu-yumo-pomogaet-lyudyam-vylechitsya-ot-pyanstva-i-zavesti/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 333

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ