Продолжение с 10.03.16
В июле 1931 года в Правительстве было решено придать Игарке статус города, ГИПРОГОР направил двух московских архитекторов (И. И. Леонидова и Г. Г. Савинова) в новый порт для разработки генерального плана застройки будущего города. 30 сентября 1931 года, решением ВЦИК рабочий поселок Игарка преобразован в город с сохранением прежнего названия и выделением Игарского горсовета в самостоятельную административно-территориальную единицу с непосредственным подчинением Восточно-Сибирскому крайисполкому.
С 1929 года в Игарке начинают садиться самолеты Енисейской авиалинии (летом – на поплавках, зимой – на лыжах), обслуживая проводку караванов судов Карской экспедиции с экспортным товаром. В 1934 году в Игарке начали строить авиапорт для дирижаблей, о чем сохранились материалы в городском архиве и публикациях местной газеты "Северная стройка". В 1936 году сформирован Игарский гидропорт, а в 1937 – авиагидробаза. С 10 октября 1938 года создается Игарский авиационно-транспортный отряд Управления Полярной авиации. Игарка связана с имена известных полярных летчиков: Б. Чухновский, В. Молоков, М. Водопьянов, П. Головин, В. Махоткин, А. Алексеев, Я. Липп, Э. Пуссеп, Г. Чернявский и многие другие. В 1977 году игарские крылатые экипажи участвовали в проводке атомохода "Арктика" к Северному Полюсу (командир эскадрильи ИЛ-14 И.И. Кутняхов).
17 декабря 1932 года создается Главное Управление Северного Морского Пути (ГУСМП) при СНК СССР, а чуть позже в Игарке – Политотдел ГУСМП во главе с В.П. Остроумовой. Именно из Игарки осуществляется руководство экспортными Карскими экспедициями, а также многими воздушными народно-хозяйственными полетами, призванными "разбудить северные окраины" в экономическом и культурном отношении.
В 1949 году в Игарке обустраивается Управление строительства №503 ГУЛАГа, ведущее железную дорогу от Игарки на юг до Ермаково и далее на запад до Салехарда. В 1953 году стройка консервируется навсегда. Игарка планировалась к использованию как морской порт огромного государственного значения, куда доставлялись бы оборонные грузы, руда и другие полезные ископаемые, лес, оборудование для развития Севера. Северное ответвление железной дороги должно было заканчиваться в Норильске.
В 1950-52 годах в деревне Курейка Игарского района был построен музей И.В. Сталина – так называемый Пантеон – в честь того, что в этом поселении будущий вождь отбывал ссылку в 1914-16 годах. В 60-е годы музей был разрушен, в 1997 – почти полностью сгорел.
В 1965 году при ИНИМС СО АН СССР создан "Музей вечном мерзлоты" с опытным подземельем-лабораторией, ставший потому уникальным и пока единственным в мир. С 1992 года научные работы в вечномерзлом подземелье прекращены, и оно функционирует только как музей, тем не менее, сюда постоянно приезжают отечественные и зарубежные исследователи. Подземелье, где обнаружены реликтовые лиственницы возраста 49000 лет, являются Памятником природы краевого значения. Таким же памятником природы краевого значения является и обнажение "Ледяная гора" на правом берегу Енисея в 100 км южнее Игарки. Возраст находки, сделанной игарскими мерзлотоведами – около 50000 лет.
С 1975 года в Игарском районе возводилась одна из крупнейших заполярных ГЭС, мощностью 600МВт – Курейская. Пуск первого агрегата Курейской ГЭС состоялся в 1988 году. Полный ввод в эксплуатацию - в 2002 году.
Материал подготовил А.И.ТОЩЕВ
Продолжение истории на следующей неделе...