Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Параньгинского района Республики Марий Эл

425570, Республика Марий Эл, Параньгинский район, пос. Параньга, ул. Тукаевская д.67
телефон: +7 (83639) 4-16-89, +7 (83639) 4-15-07
e-mail: ourlife@mari-el.ru

Ирнур — древняя деревня

В Параньгинском районе Республики Марий Эл на сегодняшний день существует 11 татарских населенных пунктов. В свое время было 22. За последние годы проделана большая работа по изучению их истории.

В семи километрах на юго-западе от районного центра располагается деревня Ирнур. По архивным данным, предоставленным краеведом Рафаизом Гайнановым, становится понятно, что первоначально она находилась в другом месте — на левом берегу реки Ировка, возможно на пригорке, где сейчас молочно-товарная ферма ООО Агрофирма “Батыр”. Точное местоположение пока указать невозможно.

По утверждению Рафаиза Нурмухаметовича, починок по речке Иръ, именно так назывался населенный пункт несколько столетий, был основан татарами в конце 16 или в первой половине 17 века. Наряду с деревнями Бэрэнге (Параньга), Кугунур (Нижняя Алашайка), Кукмор (Тоштоял), починок по речке Иръ являлся одним из самых древних поселений татар в нашем крае. Кроме деревни Кукмор, вышеперечисленные населенные пункты, в том числе и деревня служилых татар Мурзабаш (Верхняя Алашайка), образованная в 1717 году купцами и промышленниками Маматовыми, со времени основания были татарскими.

С конца 17 века в переписных документах на правом берегу реки Ировка отмечается населенный пункт — починок по речке Иръ по другую сторону (современная деревня Ирнур), первые жители которой построили свои дома в 1690-е годы. Писари стали именовать новое селение — починок по речке Иръ по другую сторону, а у татар деревня получила наименование — Янга авыл (Новая деревня). Сказ о том, что татарское название деревне дали жители Портянура, — всего лишь легенда. В этот период на месте современной деревни Портянур располагался марийский населенный пункт — Кугланур.

По данным Первой Ревизии, в починке по речке Иръ в трех дворах проживало 10 душ мужского пола. Самому пожилому из них, на момент переписи 1716 года, — Рыске Утякееву было 84 года (1632 — 1726). Также здесь отмечены его сыновья со своими детьми: Заит Рысков — 1679 г.р., Яртейка Рысков — 1680 г.р. (умер в 1734 году), Мадей Рысков — 1702 г.р., Бикмет Рысков — 1707 г.р. Также записаны братья — сыновья Уразметки Сабанаева (1637-1734), тоже старожила деревни: Сафар Уразметев — 1687 г.р., Уразгильда Уразметев — 1694 г.р. и их дети. За период с 1719 по 1745 годы, то есть с момента проведения Первой Ревизии и до начала Второй Ревизии померло пять человек, в том числе и вышеупомянутые старожилы: Рыска Утякеев (умер в 1726 г.) и Уразметка Сабанаев (умер в 1734 г.).

По данным второй ревизии 1745 года, в 6 дворах жило 11 ревизских душ. По данным 3 ревизии 1762 года, в 5 дворах — 14 человек мужского и 14 человек женского пола.

В починке по речке Иръ по другую сторону (современная деревня Ирнур) с 1716 по 1745 годы выбыло четыре человека, один из них — Муса Якупов 1713 г.р. был отдан в рекруты в 1736 году. В этом починке к 1745 году в 8 дворах числилось 26 ревизских душ.

Третья Ревизия в данном починке была проведена 3 июля 1762 года. К этому моменту он относился к Ягечкиной сотне Таныкеева Алатской дороги Казанского уезда. Правил там новокрещеный черемис Яметя Ямгубаев, а по крещению Сидор Егоров. Жили здесь государственные ясачные татары, старостой являлся Муртаза Аппакаев, выборным Абдри Абдулкин. Населенный пункт разросся, в 10 дворах проживало 51 человек (27 мужского и 24 человека женского пола).

В починке по речке Иръ, относившемся к Елбарисовой сотне Ильчибаева Алатской дороги Казанского уезда под правлением Асана Смаилова и старосты, ясачного татарина Минки Ермакова, по данным этой же Ревизской сказки, в 5 дворах было 28 человек (14 мужского и 14 женского пола).

Именно в этот период населенные пункты были переданы в дар промышленнику и предпринимателю из рода Маматовых — Манасыпу Максютову вместе с землями и ясачными крестьянами за особые заслуги перед императорским двором.

К 1795 году наименование починок по речке Иръ закрепляется за населенным пунктом, который раньше именовался починок по речке Иръ по другую сторону, а деревня, располагавшаяся на левом берегу Ировки, исчезает. Нет ее и на Плане Генерального межевания Уржумского уезда на начало 19 века. В рукописной книге, датированной 1796-1801 гг., говорится, что в починке по речке Иръ Параньгинской волости проживало 84 ревизских душ. По переписи 1811 года обозначено 28 дворов. По данным этой Ревизии видно, что жители починка исправно поставляли рекрутов в императорскую армию — с 1796 по 1807 годы ряды солдат пополнили пять жителей деревни — Бикмурат Абдылиев, Губайдулла Абсалямов, Файзулла Габитов, Баязит Валитов и Губайдулла Мустаев. Два молодых человека пустились в бега по непонятной причине — Хамит Габитов и Муслюм Мукминов.

К 1816 году в починке в 33 дворах насчитывалось 234 человека, в 1834 году в 35 дворах — 317 человек (168 м.п., 149 ж.п.). В этот период входил в состав Буйской волости Уржумского уезда. В 1842 году здесь проводили в последний путь старожила Хамита Гумерова, умершего на 106-м году жизни. В 1848 году в починок был направлен Указной мулла Сиразутдин Апсалямов из деревни Ташкичу. По данным 9 Ревизской сказки, проведенной в 1850 году, в Ирнуре в 47 дворах проживало 415 жителей, из них 205 — мужского пола, деревня входила в составе Ирмучашской волости Уржумского уезда.

4 мая 1858 года в починке была проведена новая десятая по счету Ревизия, в ходе нее установлено, что в 54 дворах числилось 482 человека. Также отмечено, что здесь жили два отставных солдата, один унтер-офицер — Сайфульмулюк Масагутов, семь солдаток (то есть вдовы погибших солдат), четверо солдатских сыновей и семь солдатских дочерей.

К 1869 году количество дворов возросло до 97, а численность населения снизилась до 473 человек, из которых шестеро были русскими. Крестьяне держали 194 рабочих и малолетних лошадей, 291 голову крупного рогатого скота, 288 овец, 50 коз. В деревне было 12 ульев пчел, которые дали 3 пуда меда, 44 фунта воска. Деревня имела водяную мельницу по р. Купшерка, деревянную соборную мечеть.

Из “Ведомостей о магометанских школах Уржумского уезда” известно, что в 1869 г. духовные лица (их в Ирнуре было 6 человек м. п. и 5 ж. п.) проводили большую общественно-полезную работу. В деревне действовали 4 частные школы по изучению Корана, где обучалось 110 детей. Детей в собственных домах бесплатно учили мулла Фатхулла Файзуллин, крестьянин Мухамадей Ибраев, указный азанчы Абдул Мафик Аптуллин, жена умершего муллы Сиразутдина Апсалямова — Махуба Губайдуллина. Родители за учебу детей снабжали учителей дровами для отопления школ.

По сведениям за 1878-1883 годы, в д.Ирнур Ирнурского сельского общества насчитывалось 100 дворов, 120 жилых строений. Из общественных заведений, кроме мечети, отмечается лавка со съестными припасами. Документ свидетельствует, что возле ирнурско-портянурской водяной мельницы на реке Купшерка было селение, состоящее из одного дома, где работали один мужчина и одна женщина. Земля возле мельницы в размере 9 десятин 2360 саженей принадлежали жителю д.Параньга, бывшему государственному крестьянину, наследнику Барганутдину Мухутдинову.

В 1884 г. в Ирнуре насчитывалось 138 дворов. Крестьяне имели надельной земли в размере 2237 десятин. На каждый двор приходилось в среднем по 16,1 десятины земли. Жители деревни держали 136 рабочих и 18 малолетних лошадей, 146 дойных коров, 127 голов крупного рогатого скота и др.

Богатством деревни всегда был лес, ирнурцы умело пользовались его дарами. Лесное озеро Ибрай куле (озеро Ибрая) служило для вымачивания липы и изготовления мочала, а озеро Карасу (черная вода), которое окружали сосновый бор и березовая роща, стало местом строительства заводика для производства древесного угля, смолы и дегтя, в 7 км от которого был построен более мощный смолокуренный завод, известный как завод Сагита. Его продукцией (дегтем и древесным углем) пользовались жители всей округи даже после коллективизации.

Трудолюбивые селяне добивались многого. Семьи были большие — все дети жили вместе, сыновья женились с согласия родителей. Уже в отчем доме имели 2-3 детей, только потом глава семьи отделял сына в построенный для него дом. И так по порядку устраивал каждого из сыновей, в некоторых семьях их было по 5-6.

Деревня, в эти годы входившая в состав Турекской волости Уржумского уезда, разрасталась, крепла. Зажиточные строили магазины, содержали мечеть. К началу XX в. Ирнур представлял собой большой населенный пункт, где проживали одни татары. В 1905 г. здесь насчитывалось 176 дворов, 1001 житель. Жили по законам шариата. В медресе детей учили основам Ислама. При мечети до 1919 г. работало медресе, где учителем был Гаффар Гайнуллин.

В 1920 г. в составе Турекской волости вошла в Марийскую автономную область. Была в Сернурском, с 1924 г. — в Мари-Турекском кантонах, с 1931 года включена в состав Параньгинского района Марийской АССР.

С установлением советской власти жизнь в деревне постепенно менялась. Свои коррективы вносила и природа. Ирнурцы помнят губительные годы засухи, когда в поле не выросло ничего, кроме лебеды. В 1924 г. весь хлеб был уничтожен сильным градом.

В 1926 г. был организован Ирнурский сельский совет, его первым председателем стал Галяутдин Насрутдинов.

В 1931 г. в деревне насчитывалось 188 дворов, в них проживал 891 человек. Социальный состав деревни разнился: 69,8% составляли середняки, 24,8% — бедняки и 5,4% — зажиточные (кулаки).

2 декабря 1929 г. под председательством Сагидуллина и секретаря Юсупова в Ирнуре состоялось собрание жителей, где 27 человек постановили организовать товарищество по общественной обработке земли “Алга” (“Вперед”). Через год в него вступили еще 5 человек, было решено преобразовать товарищество в колхоз “Янга тормыш” (“Новая жизнь”). На 15 мая 1931 года в сельхозартели “Янга тормыш” насчитывалось 29 семей со 108 едоками: 102 бедняка, 2 середняка и 4 педагога. В 1932 г. колхозом руководил Набий Галиуллин. За хозяйством было закреплено 194,5 га земли, имелись 22 коровы, 33 овцы, 12 лошадей.

В последующем председателями колхоза работали двадцатипятитысячник Фаттахов, Хабибрахман Таминдаров. В 1934 г. был избран Ахмат Ахматгалеев. В этом же году в деревне произошел страшный пожар, который уничтожил 41 дом. Часть пострадавших семей вынуждена была уехать из деревни на Октябрьский лесоучасток соседнего Моркинского района.

В 1938 г. под руководством Мустафы Галлямова колхозники собрали высокий урожай, за каждый трудодень им выдали по 8 кг зерна, выделили мед из пасеки. Мустафу Галлямова по ложному навету арестовали и осудили. Ирнурцы однако не побоялись встать против судебного решения, сумели защитить своего председателя и добились его освобождения.

В 20-30-е годы ХХ в. была проведена большая работа по повышению культуры и образования жителей деревни. В 1921 г. в доме бая Габдуллы Сагдуллина открылась школа I ступени, где учительствовал Ахмадиев. В конце двадцатых годов работал учителем Минлебаев, а в 40-е годы — Гумар Шайхиев, Гульсум Муртазина, Гульзихан Сулейманова, Талгат Ганиева.

Учителя активно участвовали в ликвидации безграмотности. Им помогали молодые люди, получившие начальное образование: Гадения Саляхова, Асма Каримова, Майнур Бадырова, Бари Ахматьянов, Малик Сайфутдинов.

В 1936 г. в деревне работала неполная средняя школа для взрослых, где обучались 30 мужчин и 20 женщин. Преподавал М. Кашапов (1909 г. р.), а директором был Г. Файзуллин (1913 г. р.).

После закрытия мечети в 1930-е годы в ее помещении располагался клуб. Первым его заведующим был Габдулла Ялялетдинов, который оборудовал зрительный зал и сцену, установил длинные скамейки. Здесь проходили общественные мероприятия, концерты.

В 1938 г. в деревне появился телефон, спустя два года ирнурцы впервые услышали радио. В этом же году открыли избу-читальню, которой до 1950 г. заведовала направленная из Татарстана для ликвидации безграмотности Шамси Закирова. С 1940 г. в приспособленном помещении открылся трахоматозный пункт, который действовал до 1963 г.

В годы войны на фронт ушли 240 лучших мужчин. Многие вернулись без рук, без ног, раненые, а 151 человек полегли на полях сражений. В честь погибших в годы Великой Отечественной войны в 1989 г. установлен памятник, возле которого ежегодно 9 Мая проводится митинг в честь Дня Победы.

В тяжелые военные годы колхозом руководили Юсуп Хайруллин из д.Куянково, Набиулла Самигуллин, Фатхулла Фатыхов, Мухамаш Садыков. В тылу женщины, старики и подростки делали все возможное, чтобы сохранить хозяйство, выполнить плановые задания, помочь фронту, вырастить оставшихся без отца детей. В последние годы войны люди начали голодать. Братья Шамсутдиновы умерли от употребления падали, семья Хафизовых погибла, отравившись грибами. Но, несмотря на все трудности, люди верили, что скоро наступит победа и долгожданное счастье. В этом убеждали и детей. В годы войны обучение в начальной школе не прекращалось. В 1941 г. здесь училось 141 ученик.

В 1946-1955 гг. председателем колхоза работал Самик Хабибуллин. Поднимать послевоенное хозяйство было нелегко, особенно в неурожайном 1946 г., когда не хватило зерна на посев. Многие семьи не сумели посадить даже картофель. А помогла всем взаимовыручка — помощь ирнурцам оказали жители близлежащих русских и марийских деревень.

Колхоз постепенно наращивал свою материальную базу. Вопреки трудностям, в 1949 г. была построена своя тепловая электростанция мощностью в 25 лошадиных сил, работающая на дровах. Электроэнергия использовалась только для приготовления кормов и водоснабжения общественного животноводства. В 1956 г. протяженность низковольтной линии составила 5 км, что давало возможность обеспечить электроэнергией 150 частных домов. Полностью деревня была электрифицирована в конце 60-х годов.

В декабре 1959 г. колхозы “Янга тормыш” (Ирнур), “Кызыл байрак”, “Янга юл” (Портянур), “Красный Октябрь” (Ляжбердино) объедились в одно большое хозяйство “Янга юл”.

В марте 1965 г. ирнурский колхоз “Янга тормыш” снова стал самостоятельным. С этого года по решению Пленума ЦК КПСС правительство стало выделять немалые средства на инвестирование сельскохозяйственного производства. Вскоре в хозяйстве произошли позитивные перемены. В те годы хозяйством руководил Шамиль Габдуллович Габдуллин.

На основе новых технологий стали развиваться земледелие, повышаться продуктивность скота. В колхоз прибывали специалисты с высшим образованием, кроме того, хозяйство готовило кадры за счет стипендий колхоза. Появились высококвалифицированные руководители — Мухамматзиннат Галлямович Галлямов (1969-1975, 1989-1992 гг.), Габдулхак Ибраевич Ибраев (1975-1989 гг.), Альфит Габдулхакович Ибраев (1994-2001 гг.).

Колхоз “Янга тормыш” стал получать неплохие урожаи в районе. Ирнурская ферма славилась высокими удоями и привесами скота. Однако в 1994 г. скот на ферме заразился туберкулезом и его пришлось сдать на убой, вместо которого завезли молодняк породистых коров с высокой продуктивностью.

В этот трудный период хозяйство возглавлял Альфит Габдулхакович Ибраев, сумевший мобилизовать население деревни на ликвидацию последствий болезни, восстановить животноводство как главную рентабельную отрасль. 4 февраля 2001 года Альфит Ибраев был избран главой администрации Параньгинского района и уже 20-й год руководит им.

В деревне свято хранят мусульманские обычаи. В 1997 г. вновь открыта мечеть, каменное здание которой возведено на народные деньги. В строительство мечети много сил и энергии вложил прежний председатель колхоза “Янга тормыш”, пенсионер Габдулхак Ибраевич Ибраев.

На 1 июля 2003 г. в Ирнуре числилось 187 дворов, 607 жителей (385 м. п. и 322 ж. п.), население татарское, кроме 2 русских и 2 мари.

5 октября 2010 г. в новом типовом здании Ирнурской начальной школы-сада впервые распахнулись двери для счастливых учащихся 1-3 классов и детей дошкольного возраста.

На 1 января 2020 года в 167 домохозяйствах проживал 471 человек. В населенном пункте расположено успешно работающее сельхозпредприятие — ООО Агрофирма “Батыр”.

Автор: ФАНИЛЬ МУСИН.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1373

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика