Призвание
Кажется, вчера это было. Идет урок географии в Звягинской школе. Учитель Михаил Васильевич Дугин просит показать на карте моря и океаны, окружающие Советский Союз. Ученики тянут руки. Все хотят ответить. Он вызывает Тоню. Девочка без ошибок выполняет задание и получает заслуженную "пятерку".
— На уроках Михаила Васильевича нам всегда было интересно, — с теплой улыбкой вспоминает учитель географии Звягинской средней школы Антонина Алексеевна Михальченкова. — Мы любили предмет, мы любили учителя. Михаил Васильевич был нашим классным руководителем. Участник войны, орденоносец и просто замечательный человек. Он был для нас примером во всем. Именно Михаил Васильевич повлиял на мой выбор профессии.
Географию Михаилу Васильевичу Дугину пришлось изучать на фронте. Так получилось, что война нарушила планы всех советских людей. Выпускник Болховского педагогического техникума с оружием в руках встал на защиту нашей Родины. Маленькие деревушки и большие города Советского Союза и Европы, которые он освобождал от фашистской нечисти, для него не просто точки на карте. За мужество, проявленное в боях, Михаил Васильевич награждён двумя орденами Красной Звезды, и двумя орденами Отечественной войны.
А когда наступил долгожданный мир, Дугин вернулся в родные Звягинки, чтобы учить детей. Он хотел, чтобы будущие поколения знали о том, что бывает с теми, кто пытается перекроить карту мира.
— 40 лет он проработал учителем, воспитывал детей в духе патриотизма, старался, чтобы они выросли честными и порядочными людьми. Имя Михаила Васильевича Дугина присвоено пионерской дружине Звягинской школы, — рассказывает Михальченкова.
Сама Антонина Алексеевна после окончания десятилетки, осталась в школе — работала пионервожатой. Нелегко было вчерашней ученице руководить своими ровесниками. Но учителя помогли ей приобрести педагогические навыки, заработать авторитет. Затем она поступила на географическое отделение Курского пединститута. Училась заочно.
Когда Михаил Васильевич Дугин ушел на пенсию, она продолжила его дело.
— Он часто приходил к нам в школу, радовался, что я пошла по его стопам, — вспоминает Антонина Алексеевна. — Мы его приглашали на праздничные мероприятия. Пока позволяло здоровье, он выступал перед учениками, рассказывал о своей фронтовой жизни, боевых товарищах. — Знаете, люди, испытавшие ужасы войны, умеют по-особому ценить мир и делают все для того, чтобы это не повторилось.
Если бы вещи могли говорить
В середине девяностых было построено новое здание, в котором сейчас находится школа. Стало намного больше места. В одной из комнат учителя решили организовать музей. Вместе с учениками стали собирать экспонаты. Молчаливые свидетели ушедших лет о многом могли бы рассказать, если бы могли говорить.
Вместе с Антониной Алексеевной переступаю порог музея.
Вот пробитая осколком советского снаряда немецкая каска. Для ее владельца война бесславно закончилась летом 1943 года.
Рядом штык от отечественной винтовки. Сколько врагов успел уничтожить советский солдат, прежде чем сам пал смертью храбрых? Неизвестно, как и имя героя.
Швейная машинка. Такие в пятидесятых-шестидесятых годах были практически в каждой советской семье.
На одной из полок стоят несколько транзисторных приемников. Это уже эпоха семидесятых-восьмидесятых.
Обращаю внимание на безликую тряпичную куклу. Почему она без лица?
Антонина Алексеевна объясняет, что такие куклы шили в двадцатых и тридцатых годах в прошлом веке. Поверье было, чтобы нечистая сила у девочек красоту с лица не снимала. Вот так! Тридцатые годы — разгар борьбы с религиозными предрассудками, а народ от этих самых предрассудков так и не избавился.
И все-таки, молчаливые экспонаты должны что-то рассказать о себе тем, кто сейчас учится в школе.
Так появилась идея проводить в школьном музее серию мероприятий под названием "История старых вещей". Ученики среднего звена под руководством Антонины Алексеевны собирают материал о том или ином экспонате. Затем приглашают младшеклассников и проводят для них тематическое занятие. Названия говорят сами за себя: "Бабушкин сундук", "О чем рассказывает зеркало?" "История прялки". А впереди их ждет рассказ про русскую печь и какую роль она играла в жизни крестьян.
Нашу экскурсию по музею прерывает школьный звонок. Антонине Алексеевне нужно идти готовиться к уроку.
На уроках географии она рассказывает о далеких странах. Как знать, может из тех, кто сейчас сидит в классе и увлеченно слушает учителя, обязательно в них побывает. Хотя бы для того, чтобы понять — нет на свете ничего лучше и милее родного края. Он ближе к сердцу и очень дорог…