Мы выбрали первый путь. Доехали до Березок и повернули на дорогу, ведущую в Тайное. Длина пути от областного центра до деревни — где-то с 12 километров.
Однако местные жители предпочитают второй путь. Почему?
— Все дело в расстоянии, — объясняет местный житель Артем Гапонов. — От Тайного до микрорайона четыре километра. Мы находимся на левом берегу Оки. Допустим, я сел в свою машину, переехал через мост на правый берег, проехал дачный поселок, затем Касьяновку, Стальной Конь, выехал на Раздольную и все — я уже в Орле. А через Березки — это сколько кружить надо, чтобы в микрорайон попасть.
Насчет микрорайона пока не очень понятно. Почему жителей Тайного так туда тянет?
— Да все очень просто, моя дочь работает в микрорайоне, внук Даниил учится в школе
№ 5, мой муж хоть и на пенсии, но работает в Лужне, — проясняет ситуацию пенсионерка Валентина Сергеевна Дрябжинская. — Утром дочь на машине везет Даниила в школу. Обратно он доезжает на 482-й маршрутке до Стального Коня. А я на конечную остановку иду и встречаю внука. Далее. В микрорайоне живет моя старшая дочь. Наведываемся друг к другу в гости.
Галина Егоровна Ионцева в выходные дни с мужем выбираются в микрорайон чтобы походить по магазинам, побывать на рынке, благо, что до Орла рукой подать.
— Горожане, после рабочей недели, любят выезжать на природу, — замечает Ионцева. — А мы, сельские жители, наоборот.
У Марины Никитиной муж работает в деревне Вязки, дети учатся в одной из городских школ в микрорайоне.
— Муж на машине от дома до работы добирается за несколько минут. А если он поедет через Березки, то какой крюк ему надо делать. Представляете сколько он времени и бензина потратит? А такие случаи у нас происходят довольно часто. Мост низководный. Во время паводка по нему не проедешь. А когда дожди сильные или оттепель зимой — мост тоже в воде, люди которые пешком ходят, шлепают по лужам. У меня как-то дети из школы пришли все мокрые. Простудились, несколько дней на занятия не ходили.
Жительница Тайного Лина Ивлева работает в городе.
— По мосту хожу каждый будний день. Но часто такая ситуация возникает, что его подтапливает. Пешим ходом можно пройти, только вот ноги промочишь. Прошу водителей, чтобы они меня перевезли на тот берег. А во время паводка, когда и на машине не проедешь, прошу соседей, чтобы через болховскую трассу меня до Орла довезли.
— А я в такие дни в сапогах резиновых выхожу внука встречать, — продолжает разговор Дрябжинская. — Даниил по бордюру идет, я его крепко за руку держу, чтобы в реку не упал, — ограждений-то на мосту нет. А сама по воде шлепаю. А что поделаешь?
Непонятно нам стало, что это за бордюры? Почему нет ограждений? Да и вообще, как выглядит мост который связывает жителей Тайного с "большой землей", но по которому небезопасно ходить и ездить.
До переправы нас сопроводил депутат Неполодского сельского Совета народных депутатов Олег Удалов.
— Мост был построен то ли в конце семидесятых, то ли в начале восьмидесятых годов прошлого века, — рассказывает Удалов. — Через данный мост движение запрещено. Были поставлены знаки соответствующие, но потом они загадочным образом исчезли.
Депутат пояснил, что после того, как была построена дорога до Березок, водители большегрузов, чтобы сократить путь стали ездить по этому мосту. Для них это очень удобно. А вот для старенького моста — лишние тонны только приближают его кончину. Местная власть латает его как может, щебень подсыпает, но это не решает проблему. Нужно строить новый мост. Он нужен не только жителям деревни Тайное. В настоящее время идет строительство дороги от Тайного до Цветыни. То есть и жители Цветыни смогут добираться до Орла коротким путем. Это хорошо. Но представьте, доедут они по новенькой дороге до Оки, а нормальной переправы нет. И придется им так же, как и жителям Тайного, ехать на болховскую трассу.
Мы посмотрели как выглядит мост. Он держится на трех трубах — две по берегам и одна лежит посередине реки на искусственном островке. А на них положены… трубы. Сверху щебень. Понятно, что когда едет большегруз, трубы приходят в движение, а щебенка просыпается.
В общем, все на честном слове. Кстати, посмотрели мы, как выглядят бордюры. Они очень узкие, как по ним вообще можно ходить и не упасть?
— Мы очень надеемся, что Андрей Евгеньевич Клычков поможет нам решить эту проблему, — сказал депутат. — Он приезжал к нам, общался с нами и мы рассказали ему, как нам необходим новый мост. Поэтому и просим местные власти включить в концепцию развития Орловского района строительство моста через Оку.
Из Тайного в Орел мы решили ехать по другой дороге — через мост. Действительно, очень удобно — несколько минут и ты уже в микрорайоне. Но такое возможно если только мост не накрыло водой. В этот раз с переправой нам повезло…