Письма
— Тогда газета называлась "Знамя коммунизма" и располагалась на улице 7 Ноября. В редакцию я пришла по рекомендации известного в то время писателя Владимира Мильчакова, так что редактор Самуил Львович Блюмкин сразу предложил мне работу в качестве радиоорганизатора, а когда освободилась должность заведующей отделом писем, назначил меня. В этой должности я и проработала до января 1986 года, пока меня не избрали ответственным секретарём областной журналистской организации.
Письма приходили постоянно. Душевные, трепетные. Люди делились самым сокровенным. Но много было и критических. Мы их публиковали, обязательно предварительно проверив. Затем я вырезала заметку, приклеивала на специальный бланк и направляла должностному лицу для принятия мер. Когда приходил ответ, его печатали под рубрикой "Газета выступила — что сделано?".
Помню Анатолия Ивановича Новикова. Сейчас я уже правильно его должность и не назову. В общем, в Орловском районе он отвечал за связь, в том числе и за радио. Тогда было проводное радио, а все коммуникации — под землей. Ну так вот. Часто во время земляных работ строители случайно провод перерезали — и радио замолкало. Жители, естественно, писали в газету жалобу, и бедному Анатолию Ивановичу приходилось постоянно отвечать нам о принятых мерах.
В газете у меня была любимая рубрика: "Письмо позвало в дорогу". В район я выезжала часто. Поскольку редакционная машина была одна — "козлик", и ею, как член бюро райкома КПСС, в основном пользовался редактор, чаще приходилось ездить на попутках и общественным транспортом.
Помню, прислал письмо ветеран Великой Отечественной войны из совхоза "Лавровский". А в нем — и боль, и отчаяние одинокого человека, покинутого родными людьми… До Лаврово добралась автобусом, а оттуда — до деревни Фоминки пешком. Иду через лес, увидела ветку обломанную — и сразу родился заголовок будущей статьи — "Сломанная ветка". Именно такой была судьба ветерана. Его не сломила война. Человек выстоял, победил, но на склоне лет оказался забытым близкими.
В поездках по району разное случалось. Однажды приехала в совхоз "Жиляевский". Надо было встретиться с автором письма, живущим не на центральной усадьбе. Меня посадили в сани, и мы поехали через речку. А лед треснул… Благо, недалеко от берега "отплыли", да и речка оказалась неглубокой.
Как-то в совхозе "Наугорский" водителем попутной машины оказался нетрезвый парень. Правда, об этом я догадалась уже в пути. Какие же он там фигуры по дороге выписывал! Хорошо, что все обошлось.
Или командировка в совхозе "Паюсовский". Встретилась с людьми, собрала материал — надо возвращаться. Зима. Уже стемнело. Возле совхозной конторы стояли машины, но я постеснялась попросить довезти меня до трассы. Пошла пешком. А это пять километров. Думала успеть на болховский автобус, но когда подходила к шоссе, автобус мимо проехал… Представляете мое состояние? Пришлось идти пешком через Дубовую Рощу до Полозовских Дворов. Темно, скользко. Спасибо, подобрал какой-то бензовоз, хотя уже и не надеялась, что кто-то остановится. К тому же в кабине, кроме водителя, уже было два пассажира. Потеснились: не оставлять же человека зимой на неосвещенной дороге. Так и доехали до Орла.
Выборы
В советское время в день выборов избирательные участки работали с 6 утра. Мы не только освещали выборы, но и помогали членам комиссии в работе, а, после закрытия участков считали бюллетени, опечатывали и отвозили их в райисполком на Полярную.
В информации в газету писали про первого проголосовавшего, про ветеранов, пришедших на выборы, коммунистов. Чтобы попасть на избирательный участок к открытию, приходилось приезжать в ночь, заранее. Помню выборы на территории Станово-Колодезьского сельсовета.
Тогда председателем там был Василий Васильевич Пресняков. В избирательный округ входили колхозы "Власть советов", "Путь Ильича" и "Россия". Нужно было проверять ход голосования не только в Становом Колодезе, но и на других участках. К вечеру поехали с Василием Васильевичем в "Путь Ильича". Зима. Он нарядил меня в огромный тулуп, посадил в сани, и мы на лошадке отправились в Троицкое, на центральную усадьбу колхоза. До сих пор в памяти картина: луна еле проглядывает сквозь снежное марево — ну прямо видение из повести Пушкина "Метель"!
А день выборов в Звягинках вспоминается как праздник. А коли праздник — то и веселье. Как же замечательно танцевал барыню с частушками председатель Образцовского сельсовета Александр Иванович Яшин!
Василий Васильевич, Александр Иванович, я вас помню и всегда с радостью думаю о том времени, когда довелось вместе работать!
Редактор и его команда
В журнале "Журналист" я однажды прочитала фразу, которую сразу запомнила: любимый запах — это запах пыли из-под колес машины, увозящей редактора. А поскольку я хронически опаздывала на работу, то радовалась, когда машины не было. Когда же редактор Блюмкин оказывался на месте, то неизменно встречал вопросом: "Галя, у вас опять трамвай на дыбы встал?". Но тогда я вступала с ним в диалог: "Самуил Львович, я опаздываю, и меня мучает совесть, поэтому я сразу сажусь и начинаю работать. Но если приду вовремя, то могу за целый день ничего не написать!". Редактор снисходительно обвинял меня в шантаже — и рабочий день входил в свою колею.
Нормы у нас были очень высокими. Полоса в день! Газета выходила три раза в неделю. Но по "блюмкинской традиции" в "папке запаса" (она так и называлась!) должно было быть столько материалов на две недели вперед, чтобы "из чего было выбрать" — (если материал несрочный, то мог бы еще и полежать). Но требований своих редактор не менял, и если я, к примеру, сбавляла темп, Самуил Львович упрекал: "Галя, вы поработали левой пяткой". Естественно, материалы "для души" приходилось писать ночью дома — и это мне очень нравилось!
Писали все от руки, на газетной бумаге, нарезанной из типографского "срыва", форматом А4. Бумажные пачки хранились у редактора в шкафу, и когда мы за ней приходили, он говорил: "Вы ее едите что ли?" Поэтому лишний раз старались к нему не обращаться, писали на листах с двух сторон. Бедная наша машинистка Галя Алексашина! Но зато когда Самуил Львович уходил в отпуск, мы хозяйничали в его кабинете: набирали бумагу "про запас", устраивали танцы на 23 февраля и 8 Марта.
Но за всеми этими, казалось бы, "издержками", время работы в районке вспоминается с ностальгией. Все, и не только в нашей редакции, признавали: Блюмкин — это настоящая школа для журналистов. Я даже не побоюсь сказать — высшая школа. Не случайно, наша газета в 1976 году стала дипломантом конкурса СМИ на ВДНХ. Тогда редактор и ответственный секретарь получили медали, а мы — удостоверения участников выставки.
Блюмкин создал, без преувеличения говоря, профессиональный коллектив. Не все выдерживали его требования, но кто оставался, потом достойно представлял газету Орловского района в других изданиях. Николая Киреева взяли в "Орловскую правду", затем он стал завсектором печати обкома партии, откуда ушел собкором в "Правду" и переехал в Тулу.
Евгений Вершинин тоже работал в "Орловской правде", потом редактировал газету "Земля родная" Знаменского района, был директором издательства районных газет. В "Орловскую правду" со временем ушел и Петр Шлыков, впоследствии став известным радиожурналистом. В областном теле-радиокомитете отметился и бывший фотокорреспондент "Знамени коммунизма" Владимир Шмелев. В газете он не только публиковал снимки, но и писал целые развороты по сельскому хозяйству, а, "сменив стезю" также продуктивно работал на радио. А наш Ваня Молчанов стал и до сих пор является настоящей звездой орловского телевидения. Мария Ивановна Логуткова, Ирина Сапронова, Константин Тальвик, Иван Молчанов, Игорь Бурков, Юрий Шилов — все они тоже из команды, которую создал Самуил Львович Блюмкин.
В 1986 году и мне пришлось покинуть (с большим сожалением!) газету, ставшую родной. Но это уже другая история…
О чем писали читатели в газету "Наша жизнь" в 80-х
"В магазине д. Маслово центральной усадьбы нашего совхоза часто не бывает хлеба. Когда привозят, те кто живет близко, расхватывают мешками. А нам, живущим за 4-5 километров, ничего не остается".
И.Ф. Лизунов, житель д. Щучье (7.07.1981, № 80)
"Хороший продавец наша Любаша Мудрова. Но вот жаль нам ее. Ведь в магазине ремонта давно не было, в нем холодно, хотя имеется электрическое отопление. И тем не менее даже в таких условиях Люба не теряет присутствие духа. А все потому, что любит свое дело, любит людей, ради которых работает".
(15.10.1981, № 122)
"В этом году мы получили три новых комбайна "Нива". Ни один из них мы не смогли подготовить менее чем за три недели. Проблемы — в заводских недоделках. Например, отверстия, через которые должны скрепляться две детали при накладке не совпадают на несколько сантиметров и пр. Кроме того, комбайны поступили с дефектами, полученными при транспортировке, — неисправная кабина, помятый выгрузной шнек. В комбайнах отсутствовали некоторые детали".
В. Швецов, заведующий мастерскими колхоза "Путь Ильича" (24.07.1982, № 87)
"В д. Бобровка три месяца молчит радио. Между тем абонентскую плату за радиовещание связисты берут с нас заблаговременно".
И. Широков, Н. Милютин, жители деревни
"Администрация совхоза "Лавровский" не оказывает дорожникам помощи в обеспечении транспортом. А между тем существует закон, обязывающий колхозы и совхозы участвовать в ремонте и строительстве дорог".
В. Сидоров, начальник планового отдела ДРСУ (25.06.1983, № 75)
"В д. Путимец регулярно сдают излишки молока хозяева 44 дворов. Особенно активно — Василий Никитович Самарин. За два месяца он продал государству 600 килограммов молока. Не намного ниже результат у Елены Григорьевны Крыловой и Ивана Ивановича Захарова".
Н. Соломенцев, председатель исполкома Голохвастовского сельсовета.
"Из денег, заработанных во время пятой трудовой четверти, 150 рублей мы перечислили в Советский Фонд мира".
Л. Бакина, комсорг 9-го класса Становоколодезьской школы. (24.03. 1984, № 37)
"Для сбора мусора у многоквартирных домов опять не нашлось емкостей. Смогли же добиться, чтобы водители и механизаторы не ставили машины под окнами домов. Теперь тишина, воздух чистый. Надо и с мусором покончить. Установить мусоросборники, организовать очистку территории. И решить этот вопрос по силам депутатам сельского Совета, дирекции совхоза. А мы жильцы многоквартирных домов охотно поможем".
А. Челухова, д. Паюсово (14.02.1984, № 20)
"Как мы выяснили в диспетчерской автовокзала, автобус Орел — Новоселово снимают с линии потому, что он невыгодный: мало пассажиров — мало выручки. Но ведь автобус всегда битком. Это недобросовестные водители, пользуясь бесконтрольностью, присвают часть выручки. Мы решили обратиться в редакцию, чтобы довести до сведения заинтересованных организаций методы работы отдельных водителей".
Жители д. Новоселово (21.11.1985, № 140)