"Сельскохозяйственные технологии в системе профориентационной работы в сельской школе" — с таким докладом выступила директор школы Марина Казачкина из президиума Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы профессиональной деятельности сельских школьников в современных условиях развития агробизнеса", которая прошла в ОГАУ им. Н. В. Парахина в рамках недавнего IX Всероссийского слета ученических бригад.
— Обучай, УУД, компетенции, а на деле не умеем держать тяпку…, — начала свое выступление с высокой трибуны директор сельской школы, на что аудитория отозвалась громкими аплодисментами.
— В механизме реализации национальных проектов западает стержневое звено — сельская школа, точнее, ориентация ее деятельности на подготовку учащихся к жизни и труду на селе. Ни в одном из действующих сегодня государственных документов по модернизации образования перед сельской школой не ставится задача по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду. А это значит, что предпринимаемые гигантские усилия государства по инвестированию в АПК и образование не создают реальных предпосылок для выхода агросферы и социальной сферы села из кризиса. Ибо ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты. Импортозамещение надо начинать с человека! — заявила Марина Казачкина снова под аплодисменты.
Краснозвездинская школа находится по соседству с успешным сельхозпредприятием ООО "Красная Звезда", которое возглавляет кандидат технических наук Олег Тимохин. Грамотный, современный, масштабно мыслящий руководитель видит в школе будущее России. Комплекс таких благоприятных обстоятельств позволил создать Краснозвездинскую "Агрошколу".
— В новейший период истории России заметна устойчивая тенденция к оттоку населения, особенно молодежи, из деревни, школа может сыграть важную роль в преодолении неблагоприятной тенденции, — подчеркнула Марина Казачкина.
В Красной Звезде разработано "Положение об Агрошколе", "Программа развития", заключены трехсторонние договора (школа, с/х предприятие, родители).
— Скорректированы образовательные программы с учетом агротехнологического компонента, — подчеркнула директор школы.
Так, при изучении русского и иностранного языка, литературы, введены темы сочинений, изложений о сельхозтруде. В учебном курсе “Математика”, образовательной области "Математика и информатика" — агрозадачи. В элективном курсе "Практикум по решению задач по математике" — раздел "Статистика и вероятность в сельском хозяйстве".
Каждой исторической эпохе дается характеристика состояния сельского хозяйства. Старшеклассники изучают элективный предмет "Аграрная история России". При изучении обществознания школьники учатся планировать бюджет агрошколы. География — изучение экономических регионов и развивающихся в них отраслей сельского хозяйства.
Среди новых тем раздела физики — "Давление твердых тел, жидкостей и газов", "Использование сжатого воздуха в пневматических сооружениях, которые используются на фермах, свиноводческих комплексах, на птицефермах". Сельхозтемы введены м в другие разделы физики. Сельхозуклоном отличается и химия, а тем более биология и технология. Как школьный компонент введен материал по технологии сельскохозяйственного производства "Растениеводство", "Животноводство" и обучает приемам возделывания агрокультур, цветов, лекарственных трав, выращивания и ухода за домашними животными. Формирование основ музыкальной и художественной культуры происходит в том числе на материале музыкальной и художественной культуры родного края.
На базе хозяйства "Красная Звезда" идут курсы: "Земля-кормилица", "Хозяин сельского дома", "Мой труд на ферме" и др., кроме того, проводится производственная практика на току, машинотракторном дворе в составе учебно-производственной бригады. Родители, они же труженики ООО "Красная Звезда" проводят для детей экскурсии, знакомят с сельскохозяйственными технологиями на практике. Познанию будущих профессий способствует работа на учебно-опытном участке, организация экологических отрядов. Результат — социально значимые проекты: "Откуда берется молоко?", "Трудовые награды моей семьи" и др.
— Профориентационная деятельность имеет свою специфику в сельской школе. При этом профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной, — констатировала Марина Казачкина.
С полным текстом доклада Марины Казачкиной о профессиональной ориентации школьников Краснозвездинской школы с участием сельзопредприятия "Красная Звезда" можно познакомиться в сборнике, изданном по итогам научной конференции.