Краснозвездинские поисковики, только начав работы на месте падения советского самолета, сбитого в бою при освобождении Орловщины в 1943 году недалеко от поселка Красная Звезда, могут назвать состав экипажа.
Предположение позволили сделать недавние поисковые работы по подъему еще одного самолета. "Наша жизнь" писала об этом в № 17 от 27.04.2018 г. Тогда поисковикам, а это отряд "Поиск" им. Сергея Заикина Краснозвездинской школы, удалось поднять самое ценное, что может быть при подъеме самолета — это обломок мотора с номером. Руководитель отряда Леонид Сиротков до сих пор этот обломок не выпускает из рук.
Поисковики немедленно сделали все необходимые запросы, разместили информацию в сети Интернет о своей находке. Через Интернет получили и самые первые ответы. Откликнулись поисковики, краеведы, историки из разных уголков страны.
— По полученным сведениям мотор № ф243115, который мы нашли, был выпущен на самолет Ил-2 № 6676 с завода № 1 в Куйбышеве 14.04.1943, — рассказывает Леонид Сиротков. — Эти сведения сразу позволили установить состав экипажа. Командир младший лейтенант Мельников Виктор Петрович и стрелок-радист младший сержант Ильясов Михаил Сергеевич.
Поисковики узнали, что Мельников похоронен в братском захоронении с. Становой Колодезь. Вероятно, он раненый выпрыгнул с парашютом. А второй летчик погиб, скорее всего, еще во время боя и ушел в землю с самолетом.
Краснозвездинские поисковики также на основании оперсводки 225 за 28.07.1943 получили описание воздушного боя рядом с их поселком в тот день. "6 экипажей, вед. л-т Козловский под прикрытием 4 Як-1832нап, уничтожили танки и живую силу противника в районе Становой Колодезь (северный). В районе цели вели воздушный бой с 18 фашистскими истребителями "Фокке-Вульф-190". Истребители противника одной группой связали прикрытие, второй — атаковали штурмовиков".
Согласно оперсводке в потерях значились четыре экипажа. Потом выяснилось, что экипажи двух самолетов совершили вынужденные посадки. Значит в бою над Красной Звездой погибли экипажи Мельников-Ильясов, Урвачев-Южин. Судьба первого экипажа, благодаря работе отряда им. Заикина, известна. Значит в самолете, работы по подъему которого начали краснозвездинские поисковики, с большой долей вероятности был экипаж в составе младшего лейтенанта Урвачева и старшего сержанта Южина. Это предстоит подтвердить в ходе поиска.
— Поиск уже подтвердил, что в указанном нам месте, точно было падение самолета, — рассказывает Леонид Сиротков, — мы подняли часть обшивки, но дальнейшие работы приостановили из-за сложности рельефа — самолет упал в долине реки. Кроме того, самолет при падении, как сообщали очевидцы, сорвался в штопор. Из-за такого падения, из-за влажности почвы самолет ушел очень глубоко. Нужны специальные приборы, чтобы определиться с местонахождением.
Руководитель поисковиков уже нашел тех, кто ему поможет с новым оборудованием.
— Люди, организации, все, кто считает, что поисковая работа — дело святое, откликаются, — говорит Сиротков, — но прежде всего моя благодарность главе региона Андрею Евгеньевичу Клычкову, администрации района и лично главе района Юрию Николаевичу Парахину, руководителю сельхозпредприятия "Красная Звезда" Олегу Владимировичу Тимохину. Спасибо всем поисковикам нашего отряда — бывшим и нынешним. В последней экспедиции активно работали Вероника Сортакова, Даниил Дрыгин, Полина Нескородова, Даниил Сортаков. Поиск продолжается.
Кроме того, краснозвездинские поисковики начали поиск родных экипажа Ил-2 № 6676. Младший лейтенант Мельников Виктор Петрович 1922 года, родом из Воронежской области. Младший сержант Ильясов Михаил Сергеевич — из Куйбышевской области, Калдыбинского района, д. Андроновка, жена Ильясова Антонина. Возможно, эти сведения помогут краснозвездинским поисковикам связаться с родственниками героев. Может быть, и вы, наши читатели, сможете в этом помочь.