В областном центре их — более тысячи. Многие из этих ребятишек не могут передвигаться самостоятельно. Периодически особенным детям необходимо проходить курсы реабилитации и лечения в Орле и Болхове. Со всех уголков области их привозят на консультации в областную детскую больницу. Хорошо если в семье есть автомобиль, а если нет? Для родителей с детьми путешествие за десятки километров от дома не только дорогое удовольствие, но и опасное предприятие.
"Вы когда-нибудь видели детей с аутизмом? Не каждый ребенок сядет в автобус и будет тихо сидеть. Он начинает раздражать не только пассажиров, но и водителя. Мне лично приходилось выходить из транспорта из-за недовольства водителя. Реабилитация ребенка с нашим диагнозом стоит около 20000 рублей в месяц. Это вся пенсия по инвалидности. Поэтому и приходится просить людей откликнуться и помочь хотя бы добраться до места реабилитации" — это слова мамы особенного ребенка. В них много боли, обиды и смирения.
В помощь таким родителям в марте этого года в социальной сети ВКонтакте появилась первая в Орле группа помощи особым детям в передвижении по городу и не только — "Добровоз". Ее цель — найти неравнодушных людей, готовых безвозмездно оказать помощь в перевозке детей с особенностями развития к местам лечения, реабилитации, отдыха, оказания социальных и государственных услуг. Возникла она не по решению чиновников и не на средства богатых спонсоров, а по инициативе мамы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
И один в поле воин
В семье орловчанки Ольги Гришиной — две дочери, одна из малышек передвигается на инвалидной коляске.
— Однажды папа не смог забрать нас на авто из областной детской больницы, — вспоминает Ольга. — Вызвала такси, приехала машина с обычным бустером, без специального детского кресла. Мой ребёнок сам сидеть не может, пришлось везти ее на руках и всю дорогу слушать речи водителя о том, что в случае чего, штраф буду платить я. Тогда впервые остро осознала, что для маломобильных людей нашего региона нет никакой транспортной альтернативы: ни автобусы, ни троллейбусы, ни трамваи не оборудованы удерживающими устройствами, нет выделенных площадок для колясок. Да и вообще попасть в транспорт, преодолев ступеньки, человеку на коляске просто невозможно. Поэтому приходится пользоваться услугами такси, а это дорого, особенно для людей, живущих в отдаленных селах, деревнях.
Ольга не забыла этот неприятный случай, стала узнавать, как обстоят дела в других регионах. Оказалось, что в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде есть социальное такси. Где-то стоимость поездки людям с инвалидностью компенсируют государственные органы власти за счет местного бюджета, а где-то помогает бизнес-сообщество. Во многих городах действуют группы автоволонтеров. Девушка решила, что и в нашей области обязательно должно появиться такое сообщество милосердных автолюбителей.
Созданная в ВКонтакте группа действует просто: родители детей с инвалидностью размещают в новостной ленте информацию о том, куда и когда им необходимо ехать с ребенком. В комментариях орловцы бесплатно предлагают свои услуги.
Тысяча поцелуев
Первая просьба о помощи поступила 21 марта, и в тот же день откликнулись волонтеры. Ольга думала, что среди них обязательно будут орловские таксисты, но, к ее удивлению, таковых среди "добровозов" пока не оказалось. На помощь поспешили самые разные люди, многие из которых хотят сохранить анонимность.
— Группа "Добровоз" — это то место, где я вижу результат своей помощи, — рассказывает пожелавший остаться неизвестным активный волонтер. — Совсем не трудно помогать маленьким друзьям из группы "Добровоз". Затраты посильные, немного бензина и ваше время. Никто не осудит, если помощь будет редкой, но хоть раз попробовать можно.
Ваша помощь не потеряется, она абсолютно точно нужна именно тому, кого вы перевозите.
— Очень рад, что есть такой проект. Пусть я смогу всего раз в месяц кому-то помочь — это уже дело. А если нас будет 10, 20, 30 человек! — говорит Евгений Панков, который недавно совершил первый добрый рейс. — Никто не заставляет жить этим, но раз в месяц можно найти время для выезда или ежедневно для распространения информации. Не бойтесь помогать по чуть-чуть!
Среди "добровозов" люди самых разных профессий. Яна Камина — музыкальный руководитель в детском саду, Людмила Роман — по образованию учитель французского языка, Олеся Абрамкина — сотрудник банка. Работа Евгения Панкова связана с электронным документооборотом. Они люди разных возрастов, иногда и поколений, но их объединяет главное — потребность творить добро.
За три месяца работы группы многие ребятишки с серьезными проблемами здоровья смогли в доброжелательной обстановке, с комфортом добраться до мест реабилитации, медицинских и оздоровительных процедур.
На страничке "Добровоза" ВКонтакте мамы детей оставляют слова признательности волонтерам: "От всего сердца благодарю нашего водителя, чудесную девушку Яну, за комфортную поездку и доброе отношение к пассажирам. Мы вовремя смогли приехать в бассейн и так же благополучно добрались домой. Тысяча поцелуев от самого серьезного пассажира Артема".
"Хотим вам сообщить, наша поездка состоялась! Даже не верится, честно, что так бывает. Оказана помощь действительно от всего сердца: при погрузке, и выгрузке, всё вовремя! Андрей, примите нашу искреннюю благодарность!"
"Добрый день! Наша поездка состоялась, мы с хорошим настроением доехали до Болхова на реабилитацию. Огромное спасибо Людмиле за отзывчивость и милосердие... Побольше бы таких людей".
Такие слова, а еще благодарные глаза матерей — высшая награда помощникам-автолюбителям.
Проекту нужна помощь
Ольга рассказывает, что труднее всего найти волонтёров на междугородние поездки. Есть востребованные направления и в Орловском районе: деревни Вязки и Жилина. Пока добровольцев из этих населенных пунктов нет.
— Даже если бы они помогли с перевозкой детей хотя бы в одну сторону — это все-таки дешевле, чем платить родителям за оба направления, — рассуждает Ольга. — Проблемы возникают и с рекламой сообщества: крупные орловские СМИ неохотно размещают информацию на благотворительных началах. Хотелось бы сделать и распространить листовки и визитки, это помогло бы привлечь волонтёров и проинформировать родителей о возможности получить помощь. Необходимо решать проблемы передвижения взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом вопросе не обойтись без помощи областного правительства. Если создать социальное такси или приобрести общественный транспорт, приспособленный для перевозки маломобильных групп населения, сейчас не под силу бюджету нашего региона, можно было бы выдавать талоны на определённое количество поездок в такси через органы соцзащиты.
Ольга рассказывает о том, что помочь сообществу могут не только автолюбители со стажем не менее трех лет, но и любой человек, готовый оплатить поездку на такси, а может быть, железнодорожный билет для детей с особыми потребностями.
— Благотворительные перевозки нужны, — убеждена Ольга Гришина. — Они облегчают жизнь семьям с особенными детьми, экономят их бюджет, позволяют получить квалифицированную помощь, способствуют социализации особенных людей.
С другой стороны, "Добровоз" дает возможность здоровым и благополучным людям проявить лучшие человеческие качества: доброту, милосердие, бескорыстие.