На августовской сессии депутаты районного Совета единогласно проголосовали за преобразование Орловского района — объединение всех сельских поселений и поселка городского типа Знаменка в единый муниципальный округ. Тем самым был дан старт серьезной подготовительной работе по оптимизации органов местного самоуправления района. Подобные реформы произошли еще 10 лет назад в Московской, Белгородской, Новгородской, Тульской, Калининградской, Сахалинской, Магаданской областях, Алтайском крае. Однако для нашего региона они являются новшеством. Не удивительно, что планы эти вызывают много вопросов, главный из которых: в чем преимущество новой административной единицы?
Полномочий много, а денег мало
Федеральный закон № 131 разграничивает вопросы местного значения поселений и района. Однако большинство полномочий полностью дублируют друг друга с той только разницей, что действие одних распространяется законом на поселения и их жителей, а других — на "поселения, входящие в состав муниципального района" или в других формулировках на "территории муниципального района". То есть районная администрация решает тот же круг вопросов, только в большем масштабе.
Например, создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относятся к компетенции как районной, так и сельских администраций. Тоже самое происходит с профилактикой терроризма и экстремизма; участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества; обеспечением условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта; созданием условий по организации досуга и так далее.
Так кто же на деле исполняет эти полномочия? Ответ прозвучит вполне в духе времени: тот, у кого на это есть финансовые возможности.
По информации начальника финансового управления Елены Егиной, только три сельских поселения, — Платоновское, Образцовское, Сабуровское являются самодостаточными и не нуждаются в дотации из бюджета района. Остальные в той или иной мере испытывают дефицит денежных средств.
Сегодня ситуация такова, что те поселения, на территории которых расположены крупные предприятия, агрофирмы, имеют преимущество перед своими "бедными соседями", но люди, живущие в одном районе, не должны чувствовать себя в чем-либо ущемленными.
Сбалансирование бюджетов поселений происходит за счет собственных средств муниципального района. Обращаются главы администраций поселений за финансовой помощью в решении самых насущных вопросов, среди которых выплата заработной платы клубным работникам, оплата коммунальных услуг, содержание дорог. Не случайно главы сельских поселений поддержали административно-территориальную реформу, поскольку уверены: она даст возможность более эффективно решать проблемы людей. На публичных слушаниях, которые прошли во всех поселениях, концепцию образования муниципального округа поддержало и население района.
Для людей
Создание муниципального округа позволит сконцентрировать бюджетные средства и сократить расходы на содержание органов местного самоуправления.
Но дело даже не в экономии, а в повышении уровня жизни людей. Сделать это возможно только имея широкие финансовые возможности.
В последние годы у сельских поселений появился шанс решить самые острые проблемы сельских жителей, такие как ремонт и строительство дорог, клубов, школ, детских и спортивных площадок, участвуя в региональных и федеральных программах, но для этого необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию, на которую также не хватает средств в поселениях. А без проектов, которые в обязательном порядке должны проходить госэкспертизу, федеральные средства получить невозможно. Сельским поселениям нужна и помощь квалифицированных юристов, бухгалтеров для вхождения в программы нацпроектов.
Преобразование района в муниципальный округ предполагает единую кадровую и налоговую политику. И это тоже важнейший момент.
Развивать общественное самоуправление
Сегодня интересы жителей муниципального образования представляют 175 депутатов сельских и районного Советов. После создания муниципального округа предполагается, что сельских депутатов не будет, но это не значит, что чаяния людей некому будет донести до исполнительной власти. С этой ответственной задачей будут справляться минимум 20 районных депутатов, представляющих интересы населения сел и деревень.
Разработчики реформы уверены, что преобразование поселений в муниципальный округ недопустимо без одновременного развития институтов общественного самоуправления, в первую очередь, ТОСов и сельских старост. Это необходимо, чтобы не потерять активное население.
Вместе с тем, все 17 местных администраций не закроются, в них будут принимать посетителей сотрудники администрации округа; жалобы, просьбы, пожелания в случае необходимости будут передаваться в центральную администрацию. Это позволит оперативно и эффективно решать проблемы людей, отвечать на их запросы. Также в администрациях на местах будут выдавать людям любые справки, сведения, материалы, имеющиеся в архивах сельских поселений.
Результатом преобразований должно стать улучшение системы управления в районе, исключение дублирующих полномочий, внедрение принципа "одного окна" для решения всех проблем, повышение эффективности расходования бюджетных средств, унифицирование кадровой и налоговой политики. А самым важным показателем преобразований будет улучшение жизни людей.