О "ничейном" имуществе
А оформлять надо. Хотя бы с точки зрения безопасности и такой немаловажной нормы, как справедливость.
В самом деле, почему одни граждане соблюдают закон, а другим этот самый закон как бы не писан?!
Будем объективны: не каждое такое строение легко оформить. Многие подвалы, гаражи, хозпостройки шли в качестве своеобраз-ного приложения к жилым помещениям, особенно в многоквартирных 2-х, 3-х этажных домах, которые возводились в сельской местности в 70-е, 80-е годы прошлого века. Жильцы ими пользуются, а оформлять, как того требует закон, не спешат. Дескать, мы их не строили, и, вообще, неизвестно чья собственность.
Но, коли так, то эти "ничейные" и бесхозные объекты нужно сносить или, на крайний случай, замуровывать, чтобы они не стали местом, представляющим опасность для окружающих. К тому же они расположены на земельных участках, которые никак не могут быть "ничейными", поскольку вся земля у нас имеет собственника в лице государства, административного субъекта или частника.
В последние годы благодаря усилиям главы Орловского района, глав сельских поселений проблема оформления такой недвижимости сдвинулась с места. Раз за разом сельские поселения в лице своих руководителей отчитываются о проделанной работе, говорят о трудностях с оформлением и откровенной неготовностью определённой категории граждан следовать букве закона. Но спорить тут не о чем: рано или поздно вопрос будет закрыт, потому что по-другому просто не может быть.
В качестве примера такой работы приведём статистику по оформлению гаражей в одном из густонаселённых сельских поселений, коим является Платоновское.
Вот какую информацию озвучил на недавнем оперативном совещании в районной администрации, где рассматривался, в том числе, "гаражный вопрос", глава названного поселения Максим Барбашов.
— Большинство гаражных построек, — сказал он, — за прошедшие год-полтора оформлены, стали законной, а не номинальной собственностью людей. Так, в гаражно-строительном кооперативе "Сталь" из 2217 гаражей на сегодняшний момент юридически оформлены 1800, в ГСК "Строитель" оформлены 360 из 400, в ГСК "Автомобилист" — из 257 гаражей не оформленными остаются только три. В деревне Хардиково из 27 имеющихся у местных жителей гаражей оформлены восемь, 15 дел находятся в суде, четыре деревянные гаражные постройки разобраны по причине "ничейности".
Разумеется, соответствующая работа проводится во всех остальных сельских поселениях, правда, с разной степенью успеха.
Будет ли "гаражная амнистия"
Многие номинальные владельцы таких построек сейчас уповают на послабления или уточнения в законодательстве. Дескать, оформить гараж, подвал или сарай можно будет по упрощённой схеме, либо сама процедура отодвинется на неопределённый срок.
Чтобы получить по этому весьма актуальному вопросу наиболее полную и точную информацию, мы обратились за разъяснением в районное управление муниципального имущества и архитектуры. Вот что ответила нам начальник управления Ольга АКСЮТИНА:
— Действительно, уже ближайшие месяцы имеющие гаражи россияне смогут узаконить право владения ими. Это следует из законопроекта, внесенного в правительство.
Проект содержит поправки в действующее законодательство "в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены". Вступить в силу нововведения могут уже в 2021 году.
По плану "гаражная амнистия" продлится до 2025 года. Документ предусматривает особый механизм оформления прав на земельные участки, где построены частные гаражи, а также на машино-места, расположенные в коллективных гаражах.
Новый порядок оформления прав на машино-места будет распространяться не на все строения. Законопроект позволит легализовать только те гаражи, которые построены на принадлежащих муниципалитетам земельных участках до 2004 года. Именно тогда в силу вступил Градостроительный кодекс.
В законопроекте определен перечень необходимых документов. Чтобы получить права на земельный участок, на котором расположен гараж, нужны данные о погашении пая (части стоимости объекта) в гаражном кооперативе. Кроме того, требуются ранее полученное решение о распределении гаража, чеки о внесенных платежах за эксплуатацию, документы технической инвентаризации.
При этом список дополнительных документов, необходимых для приобретения земли под гаражом, будут устанавливать региональные власти.
Однако одновременно этот законопроект также позволит снести объекты или изъять их у тех, кто не сможет документарно доказать, что платежи за эксплуатацию или паи на приобретение своевременно оплачивались.
Чтобы гараж стал собственностью, необходимо выполнение следующих условий:
• Постройка является капитальной, обладает фундаментом. Это не разборная конструкция, которая легко переносится с места на место.
• Гараж построен ранее 31 декабря 2004 года.
• Земля, на которой расположена постройка, находится в ведении государства.
Амнистия распространяется на гаражи, входящие в состав гаражных кооперативов и отдельно стоящих капитальных построек. Самострои под действие законопроекта не попадают, и регистрироваться не будут.
Как воспользоваться амнистией
Первоначально гражданин должен доказать, что владеет и пользуется гаражом. С этим могут возникнуть трудности: многие получили постройку в советские времена, и документы могут быть утеряны. Примерный перечень подтверждающих документов выглядит так:
• любые платежные документы, подтверждающие выкуп пая у гаражного кооператива;
• решение гаражного кооператива о выделении человеку гаража;
• оплата членских взносов гаражному кооперативу;
• технический план строения;
• план участка;
• договор купли-продажи, вступления в право наследовании, и пр.
С доказательствами нужно будет обратиться в ближайший МФЦ или отделение Росреестра.
Если по каким-либо причинам, вы не попадаете под гаражную амнистию 2020-2021 гг., а землю приватизировать хочется, то выход один — идти в суд и через него пытаться признать право собственности.
Кроме того, владельцы неоформленных гаражей уже в настоящее время могут обратиться в суд за признанием права собственности на свои строения с указанным пакетом документов, не дожидаясь принятия данного законопроекта о гаражной амнистии.